Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Композиций в различных формах организации педагогического процесса






Как мы уже отмечали, данная программа ориентирует педагога на сотрудниче­ство с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе*. Поэтому предлагаемый репертуар — ритмические компо­зиции — используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной дея­тельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, репертуар " Рит­мической мозаики" позволяет каждому педагогу определять место его использова­ния и в соответствии с этим " конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять " узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство раз­вития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов — внимания, памяти, воли, творческо­го воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения вни­мания или повышения психофизического тонуса и т.д. — в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду, в школе на уроках и во внеурочной деятельности. Опытный педагог средствами ритмопластики за счи­танные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, по­высить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально-рит­мические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения. Например, на занятиях с высокой ум­ственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танце­вальные композиции в качестве физкультминуток (" Кот Леопольд", " Кукляндия", " Танцуйте сидя" и др.). На занятиях природоведческого содержания — творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы — " Упражнение с осенними листьями", " Дети и природа" и т.д.).

Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успоко­ить дыхание помогают такие композиции, как " Цыганские напевы", " Красный са­рафан", " Мельница". Использование композиций на основе быстрой, веселой му­зыки, таких, как " Кремена", " Полкис", " Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

* Эти идеи раскрыты в программе интеллектуального, художественно—творческого развития ребенка " Гармония" Д.И.Воробьевой.


На основе репертуара из " Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а зна­чит и нагрузку. Приведем несколько примеров.

Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение — привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции, как " Птички и Ворона", " Кошка и Девочка", " Пастушка", " Упражнение с цветами", " Разноцветная игра" и др. Наи­более оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.

На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С уче­том этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) дви­жениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет

1. " Едем к бабушке в деревню" — образно-игровая композиция, включающая хоьбу, пружинные, имитационные движения.

2. " Белочка" — игровая композиция (имитационные движения, махи, " пру­жинки").

3. " Разноцветная игра" — игровая композиция с перестроениями (парами — в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, " пружинки".

Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет

1. Композиция " Птичий двор" — упражнения на различные виды ходьбы и имп­ровизация игровых движений — 3, 5 мин.

2. " Цирковые лошадки" — композиция на общеразвивающие движения спортивно­го характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений — 3, 3 мин.

3. " Голубая вода" — композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимна­стики — 3 мин.

4. " Кремена" — танцевальная композиция веселого, бодрого характера — 2, 5 мин,

На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.

Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмичес­ких композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.

В конце занятия детям предлагаются творческие задания (придумать движения к
песне " Дело было в январе"), шуточные композиции (" Два Барана", " Кошка и
Девочка"), игры (" Игра с мячом", " Козочки и Волк"), пляски (" Кремена", " Полкис", i
" Парная пляска" на финскую польку и др.). «

-------------------------------------------------------------------------------------------------------- ]

* К программе прилагается набор аудиокассет (" Ритмическая пластика" —1, 2, 3-я чаш — 3 кассеты).


На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых раз­ных вариантах: как вводную часть занятия (" Поросята", " Озорники", " Упражнение с листьями") либо заключительную (игра " Найди себе пару"), в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д. Главное — активизация внимания детей, про­буждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творчес­кого воображения. Так, например, композиция " Волшебный цветок" (муз. Ю.Чич-кова) включается в занятие и в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит " волшебный" цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движе­нии, рисовании или аппликации.

Интересно можно включить в занятия ритмические композиции на класси­ческую музыку — " Менуэт" Л. Боккерини, " Танец Троллей" Э.Грига, " Аквариум" К.Сен-Санса, " Танец цветов и бабочек" на музыку Ф.Шуберта и др. Естественно, что необходимы прослушивание музыки и беседы о ней, рассматривание иллюст­раций, рисование на эту тему, а также пластические этюды — импровизации детей и педагога под музыку. Постепенно создается целая картина, которую можно ис­полнить в соответствующих костюмах и с декорациями (" Аквариум" — водоросли, раковины; " королевский дворец" — колонны, зеркала, канделябры, " Танец Трол­лей" — сказочный лес, таинственная пещера и т.д.). При создании фантастических образов дети активно включаются в диалог с педагогом, предлагают свои вариан­ты оформления картины (рисуют эскизы костюмов или декораций), придумывают свой сюжет (методику организации творческих занятий см. в пособии " От игры до спектакля").

Такие композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх — драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети са­мостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и вырази­тельного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Посколь­ку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выг­лядеть (шапочки зверей, ленты — как стебли водорослей и т.д.).

Мы рекомендуем также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему (" Путешествия", " Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например, если вы проводите с детьми веселое развлечение на " экзотическом острове", то после композиции " Чунга-чанга" логично провести аттракцион " Кто больше соберет бананов": допрыгнуть и сорвать с " ветки", сосчитать их (у кого больше?), отгадать загадки и пригласить " отгадки" — других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху), исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.

Для удобства в планировании мы предлагаем проанализировать репертуар " Рит­мической мозаики" по темам и по возможностям включения в различные формы организации педагогического процесса.

Можно воспользоваться схемой тематической характеристики репертуара, которую в дальнейшем каждый педагог дополняет по своему усмотрению (см. прил. 2).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.