Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях






Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на со­трудничестве детей и взрослого, поэтому, на наш взягляд, наиболее оптимальной формой обучения является игровое общение с детьми, где вся дидактика скрыта, незаметна для самого ребенка. При этом и сам педагог стремится получить удовлет­ворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой самонастрой взрослого способствует эмоциональному " заражению", установлению теплой, дружественной амтосферы на занятиях, снятию психологических комплексов, чувства неуверенно­сти.

В процессе освоения нового материала наиболее актуальными являются следу­ющие задачи:

а) заинтересовывание новой композицией;

б) максимальная концентрация внимания детей;

в) активизация детей с учетом индивидуальных особенностей.

Из многообразия существующих способов вызвать у детей интерес к новому материалу педагог выбирает наиболее оптимальные, соответствующие личности са­мого педагога, а также возрастным и индивидуальным особенностям своих воспи­танников. Это могут быть загадки, сюрпризы, обращение к любимым персонажам и геороям мультфильмов и т.д.



Приведем примеры такого разучивания. Допустим, педагог начинает работу над освоением музыкально-ритмической композиции " Три поросенка". Детям предлага­ется загадка, например:


Нужен дом для трех друзей, Чтобы было им теплей. Быстро принялись за дело, Строим дружно и умело. Раз-два-три — и все готово, Приходите в дом наш новый!

Далее воспитатель спрашивает детей, кто их приглашает к себе на новоселье, и затем предлагает вместе с Поросятами исполнить веселую пляску.

Активизация внимания достигается за счет выполнения движений по показу. В процессе подражания дети внимательно следят за движениями педагога, их внима­ние полностью поглощено отражением действий взрослого. Темп и ритм движений, их последовательность а также характер исполнения подчинены показу и звучанию музыки. В этот момент у детей тренируется скорость переключения движений, фор­мируются умения и навыки, развивается слуховое восприятие, все виды памяти (двигательная, зрительная, слуховая). Полисенсорная основа (вижу, слышу, чув­ствую) способствует более эффективному и прочному усвоению материала и гармо­ничному развитию ребенка.

Однако во многих композициях (как и в приведенном примере — пляске Поро­сят) сочетается исполнение фиксированных движений (по показу) и свободное, самостоятельное выполнение движений (на проигрыш песни " Ни кола и ни двора" — импровизация движений, где каждый ребенок сам придумывает и показывает, как танцует Поросенок). Переход от подражанию к самостоятельности требует вклю­чения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакции, психологической раскре­пощенности. На первых занятиях не все дети могут сразу импровизировать, некото­рым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Педагог подбадривает детей, старается стимулировать творческую активность, подбирает образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушает уверенность в соб­ственных силах.

В процессе наблюдения воспитатель определяет те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их можно сразу же показать в медленном темпе под счет, используя приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова детям предлагается исполнить всю композицию от начала до конца. Если не­которые сложные движения совсем не получаются у детей, то можно их заменить на более простые.

Педагогу следует акцентировать внимание не столько на ошибках исполнения, сколько на характере движений, отражающих музыкально-игровой образ и ориенти­роваться на поиск приемов, облегчающих детям освоение упражнений. Чтобы до­биться успеха, необходимо вначале уделить внимание формированию у ребенка ус­тановки на исполнение композиции. Важно " зацепить" интересы детей, их жизненный и игровой опыт, как бы перекинуть " мостик" от музыки и содержания композиции к интересу ребенка, его индивидуальности и вызвать желание " войти в образ", по­казать его в пластике. Разнообразные музыкально-ритмические композиции требуют разных установок, опоры на различные образы. Так, например, композиция " Танц­класс" преподносится детям как игра в будущих артистов балета, а настрой на ис­полнение композиции " Голубая вода" требует игры воображения, представления образов природы, ощущения дыхания ветра, плеска голубой воды. И совсем иная установка на исполнение композиции " Песенка о ремонте" — это обыгрывание ситуации " весело, дружно и энергично делаем ремонт" и т.д.


Как показывает практика, освоение детьми композиций происходит в течение примерно 2—3 недель. При этом мы не ставим задачу абсолютно точного и синхрон­ного исполнения движений. Дети двигаются кто как может, главное, чтобы с удо­вольствием. По мере повторения композиции в разных ситуациях (на зарядке, на занятиях, между занятиями и т.д.) постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые педагог ставит танцы индивиду­ально или с подгруппой детей, но в этом случае акцентируется внимание на каче­стве, выразительности движений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.