Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика организации педагогического процесса






В процессе реализации поставленных задач педагог сталкивается с проблемой выбора методов и форм развития ребенка, обеспечения максимально комфортных условий для занятий с детьми и, в то же время, поиска наиболее эффективных способов достижения результатов. Как научить детей тонко воспринимать музыку, выполнять разнообразные двигательные упражнения, свободно импровизировать, выражая в пластике музыкальный образ? На наш взгляд, для реализации этих задач необходимы ел едущие условия:

1. Использование интенсивных методов обучения — выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребенка.

2. Обеспечение психологического комфорта детей и педагогов в процессе выпол­нения движений под музыку.

3. Выбор оптимальной системы занятий.

4. Объединение усилий всего педагогического коллектива на решение поставлен­ных задач.

Рассмотрим каждое условие более подробно. Говоря об использовании интен­сивных методов, мы имеем в виду увеличение времени занятий движениями, то есть активизацию двигательной активности детей под музыку в процессе всего вре­мени пребывания в детском саду (на зарядке, занятиях, между занятиями, на про­гулке и т.д.), и кроме того, увеличение объема разнообразных движений в упраж­нениях. Другими словами, чтобы научиться двигаться, надо прежде всего много двигаться. Но если этот процесс не сделать радостным, привлекательным для де­тей, то, скорее всего, он превратится в муштру (что нередко встречается в практи­ке некоторых педагогов и хореографов). Кроме того, важно подбирать такие ритми­ческие композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребнос­ти; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в простран­стве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции (на­пример, на музыку " Светит месяц" или " Калинка") в течение 2-3 минут у детей развиваются разнообразные умения и способности, а также формируются важней­шие качества личности.

Но для успешной реализации такого комплекса разнообразных задач необхо­димо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ре­бенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неуме-


ние и т.д. Поэтому педагог старается не делать детям замечаний вслух, а наоборот, подбадривает их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям де­тей. Известно, что детям (и взрослым) нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, отвергается.

Педагог стремится сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмо­циональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Следующее условие — выбор оптимальной системы занятий, что связано с использованием в работе с детьми двух уровней работы с музыкально-ритмическим материалом. Первый уровень условно можно назвать тренинговым, он предполагает освоение ряда музыкально-ритмических композиций в процессе игрового сотрудни­чества педагога и детей без специального разучивания. Этот материал, в основном, исполняется по показу взрослого и включается в утреннюю зарядку, различные за­нятия и паузы между ними. В программы детских утренников тренинга вые компози­ции, как правило, не включаются, так как они достаточно сложны и не ставится задача добиться от всех точного и правильного исполнения движений. Главное — это дать детям возможность приобрести собственный целостный чувственный опыт дви­жения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений. Естественно, что дети выполняют тренинговые композиции так, как они могут — все по-разному. Педагог в процессе наблюдений определяет уровень инди­видуального развития своих воспитанников и на этом основании подбирает специ­альный, индивидуально-ориентированный материал (танцы, упражнения, игры) с тем, чтобы раскрыть способности каждого ребенка, высветить наилучшим образом его умения и скрыть недостатки. Этот специально подобранный (или придуманный вместе с ребенком) репуртуар разучивается с подгруппами или индивидуально. При этом ставится задача подведения детей к выразительному, самостоятельному испол­нению композиции (с последующим выступлением ребенка не только на занятиях, но и на утренниках).

И последнее условие — согласованность действий всего педагогического кол­лектива, использование единого репертуара по ритмике в разных формах работы, а также единство в подходах и требованиях разных специалистов. Один педагог как бы подхватывает и углубляет, дополняет на своих занятиях один и тот же музыкально-ритмический материал, интегрируя его с заданиями другого содержания (напри­мер, по развитию речи, формированию математических представлений, ознакомле­нию с окружающей природой и т.д.).

Такая система работы способствует достижению следующих результатов:

• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;

• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени — 2-3 занятия;

• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении;

Еще одним преимуществом использования такой системы работы является то, что педагог ощущает некоторое облегчение в своей профессиональной деятельнос­ти, так как значительно меньше усилий тратит на разучивание репертуара.

 


" Педагогика должна быть экономной" — вот девиз предлагаемого подхода.

Поэтому важно пересмотреть содержание работы, убрать все липшее и объединить с

усилия всех специалистов, а детям предоставить больше времени для самостоятель- л

ных игр, творческой деятельности и прогулок. г

Однако такой результат достигается не сразу, так как требует определенного с
времени, постепенного усложнения заданий и варьирования форм и методов рабо- *
ты с детьми. I

Рассмотрим более детально эту систему работы, в которой мы условно выделя­ем три этапа.

На 1-м этапе (начало использования в работе с детьми музыкально-ритмичес­ких композиций) мы опираемся на способность детей к подражанию, которая ярко выражена в дошкольном возрасте. Подражая взрослому, ребенок осваивает разнооб­разные виды движений и постепенно начинает использовать их в самостоятельной деятельности (в играх, танцевальных импровизациях).

2-й этап обучения (после того, как дети уже приобрели некоторый опыт в исполнении по показу и запомнили несколько композиций) способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, компози­ции в целом и отдельные движения.

3-й этап работы — подведение детей к творческой интерпретации музыкаль­ного произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музы­ку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения. Реализация этих задач наиболее важна в данной программе, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея — владение собствен­ным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, пси­хологическая свобода.

К каждому этапу мы подходим последовательно, но, в то же время, они могут сочетаться (но на разном репертуаре).

Рассмотрим более подробно методику организации педагогического процесса на каждом этапе.

В основе 1-го этапа обучения — подражание детей образцу исполнения движе­ний педагогом в процессе совместной деятельности. " Вовлекающий показ" (выраже­ние С.Д.Рудневой) помогает детям освоить достаточно сложные двигательные уп­ражнения. Совместное исполнение движений способствует созданию общего проподнятого настроения, единое ритмичное дыхание под музыку регулирует пси­хофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На таких груп­повых занятиях ритмикой на занимающихся оказывается как бы гипнотическое воз­действие, сила которого зависит от музыки и от того, насколько выразителен, артистичен показ педагога.

Показ должен быть " опережающим", то есть на доли секунды движения опережают музыку. Это необходимо для того, чтобы дети успели " перевести" зрительное восприятие в двигательную реакцию. Другими словами, необходимо время для отражения зрительных сигналов, и тогда мышечные ощущения точно совпадут со звучанием музыки. Если такого опережения в показе не происходит, то движения детей (отражащие показ педагога) все время чуть-чуть запаздывают по отношению к музыке, что затрудняет формирование музыкально-ритмичес­ких навыков.


Есть еще одна особенность такого показа — он должен быть в " зеркальном" отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически. В процессе подра­жания у детей легче формируются разнообразные двигательные навыки и умения. Бла­годаря " вовлекающему показу" дети справляются с такими упражнениями, которые они не могли бы выполнить самостоятельно или при фрагментарном показе со сло­весными объяснениями. Однако степень сложности двигательных упражнений, кото­рые дети могут выполнить в процессе подражания, не безгранична. Чтобы ее опреде­лить, педагог долхсен определить " ближайшую зону" развития ребенка (по Л.С.Выготскому), что позволяет предвидеть последующую ступеньку в его развитии. В процессе совместного исполнения важно дать детям почувствовать свои возможности и закрепить их в сознании. При последующих повторениях движения уточняются, за­поминаются и автоматизируются. Конечно, у детей это происходит по-разному — у кого-то быстрее и легче, а у кого-то медленнее, с каким-то своеобразием. Важно, чтобы педагог не делал никаких замечаний (на этом этапе работы), не фиксировал внимание детей на том, что у них что-то не получается, и тогда постепенно сложные элементы упражнений, повторяющиеся в различных композициях, будут освоены.

Следующий, 2-й этап занятий — это развитие самостоятельности детей в ис­полнении композиций и других упражнений. Происходит это постепенно, как бы незаметно для занимающихся. Педагог время от времени прекращает показ в про­цессе совместного исполнения и предлагает детям продолжать исполнять движения самостоятельно. Это очень важный момент, так как в случае исполнения только по показу у детей не тренируется призвольное внимание, память, воля. Постепенно детям предлагается исполнить всю композицию самостоятельно от начала до конца (иногда можно подсказывать некоторыми жестами). На этом этапе используются сле­дующие приемы:

• показ исполнения композиций детьми (выбор ведущих вместо педагога — по очереди или по желанию);

• показ упражнения условными жестами, мимикой;

• словесные указания;

• " провокации", то есть специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей и побуждения к тому, чтобы они заметили и исправили ошибку.

Не все композиции следует выучивать с детьми до уровня самостоятельного исполнения по памяти. Наша задача — накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения, а для этого нужно много двигаться (чтобы добиться автоматизма, -то есть навыка), и этот этап работы мы рассматриваем как интенсивный тренинг. Однако некоторые композиции, удобные для включения в развлечения, утренники, игры-драматизации (эффектные, " зрелищные") можно выучить с детьми с целью последующего выступления (к ним, например, относятся: " Волшебный цветок", " Белочка", " Упражнение с обручами" и др.). В этом случае ведется более тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей важно воспитывать чувство кра­соты, культуры движения, стремление все делать с полной отдачей сил. Таким обра­зом, параллельно присутствуют два уровня в работе над композициями: " тренинг", исполнение по показу (без тщательной отработки движений) и подведение детей к самостоятельности, выразительности исполнения движений (на отдельных компо­зициях, доступных индвидуальным возможностям детей) с целью воспитания и раз­вития личности ребенка.


Самостоятельное исполнение упражнений говорит о сформированности двига­тельных навыков, является показателем результата обучения и показывает уровень развития важнейших психических процессов — воли, произвольного внимания, му­зыкальной и двигательной памяти.

Далее, на основе развития пластических возможностей детей, расширения их двигательного опыта мы переходим к 3-му этапу — творческому самовыражению в движении под музыку. Происходит это тоже постепенно. Так, в некоторых компози­циях сразу заложена " вопросно-ответная" форма исполнения, где предполагается импровизация на определенный музыкальный фрагмент — проигрыш, припев и т.д. Например, в композиции " Танцуйте сидя" дети на проигрыш сами придумывают общеразвивающие упражнения, на проигрыш в композции " Три поросенка" — пляску Поросят и т.д. Такие небольшие включения, с одной стороны, тренируют переклю-чаемость внимания и развитие произвольности движений, а с другой — готовят к импровизации на целостные музыкальные произведения.

Затем переходим к несложным творческим заданиям, к которым относится инсценирование песен. Например, в песне " Два барана" (муз. М.Козлова) дети по тексту исполняют движения по ролям (в образе двух Баранов — Белого и Черного), а в инсценировании песни " Расплата" дети изображают диалог Девочки и Кошки. Для подобных заданий подбираются песни с ярким, динамичным сюжетом, побуж­дающим к движению (" Кошки-Мышки", " Все мы делим пополам" В.Шаинского и др.). Процесс импровизации, обыгрывания песен более длительный, чем просто ра­зучивание. Так, в начале детям предполагается прослушивание песни, проговарива-ние текста, затем — игровые " пробы", в которых дети пытаются выразить в движе­ниях содержание песни. Роль педагога — наблюдать за проявлениями детей, поддерживать их, но ни в коем случае не перехватывать их инициативу, а помогать в подборе образных движений и оформлении целостной композиции.

Старшим дошкольникам и младшим школьникам могут предлагаться и более сложные задания — например, пластические импровизации на классическую музы­ку (см. в прил. сценарий сюиты на музыку М.Мусоргского " Картинки с выставки") или сочинение сказок, " балетов" и т.д. (см. в прил. 4, включенные в постановку сказки и танцы, которые придумали сами дети).

На этом этапе работы можно использовать следующие методические приемы:

слушание музыки и беседы о ней; рисование, словесные описания музыкальных образов*;

подбор стихов, сказок и других произведений, помогающих интерпретировать музыкальный образ;

пластические импровизации детей, " пробы" — без показа педагога;

показ вариантов движений педагогом, а детям предлагается выбрать наиболее удачный.

Взрослые только иногда включаются в движение, чтобы стимулировать актив­ность детей. Как правило, такая необходимость возникает в связи с оформлением движений, придуманных детьми, в единую композицию, так как это еще сложно для дошкольников и младших школьников (да и для взрослых это не просто!).

*См. Буренина А. И. Мир увлекательных занятий. — СПб., 1999.


Наиболее удобным способом развития танцевального и игрового творчества детей, на наш взгляд, является инсценирование популярных сказок, таких как " Муха Цокотуха" К.Чуковского, " Кошкин дом", " Двенадцать месяцев" С.Маршака и др.*

Итак, резюмируя сказанное, подчеркнем, что импровизация как у детей, так и у взрослых возможна только на базе развития музыкального слуха, творческого вооб­ражения, а также на основе свободного владения своим телом, то есть тогда, когда движения автоматизированы и не отвлекают внимания на технику их исполнения. Так же считал и Жак Далькроз: " Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического, — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства" **. Поэтому, если мы хотим достичь действительно художе­ственной, а не примитивной интерпретации музыкальных произведений в пластике, необходима большая и скрупулезная работа над двигательными навыками. Но сам процесс этой технической работы также должен быть привлекательным, игровым и творческим. И тогда дети будут развиваться, обучаться движениям легко и непроиз­вольно, незаметно для себя осваивая разнообразные и сложные двигательные комби­нации. А это в свою очередь будет стимулировать их общее развитие.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.