Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений






Идя от простого к сложному, в начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровых движений. На этих же упражнениях начинается развитие элементарных двигательных качеств: пластичности, ловкости, умений исполнять махи, пружинные, плавные движения, а также основных видов движений (бег, прыжки, ходьба и пр.). Например, такие игровые упражнения, как " Зайчик", " Белочка", " Мячик", тренируют умение легко прыгать на двух ногах; " Лисичка" — это " мягкая", пружинящая ходьба, " Мячик покатился" — бег; " Миш­ка" — ходьба, переваливаясь с ноги на ногу, ходьба на четвереньках; лежа на спине, обхватив руками ноги, согнутые в коленях — кататься с боку на бок; " Собачка" — ходьба на четвереньках, бег; " Кошечка" — стоя на четвереньках, выгибать и проги­бать спину (развитие гибкости), " умывается", ходит на полупальцах и т.д.

Эти движения могут предлагаться без музыки, в игре или при обыгрывании стихотворений, а также в композициях (" Плюшевый медвежонок", " Белочка", " Мячик" и др. из репертуара " Ритмической мозаики").

Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразитель­ность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и, что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение " оживлять" игровой пер­сонаж, животное, игрушку и т.д. Для младших дошкольников на основе игровых упражнений вводятся и все остальные движения: общеразвивающие, основные, пля­совые.

Постепенно исполнение различных видов двигательных упражнений приобре­тает более дифференцированный характер. Музыкально-ритмические композиции

* Методику работы над спектаклям см. в книге А.И.Бурениной " От игры до спектакля" (СПб., 1995).

** Э.Жак Далькроз. Ритм; его воспитательное значение для жизни и для искусства // Театр и искусство. —1922.


для старших детей также различаются по своей функциональной направленности и содержат разные типы двигательных упражнений. Развитие основных и общеразви-ваюших видов движений, тренирующих разнообразные двигательные качества в умения, требует систематической работы, поэтому композиции, построенные на таких упражнениях, следует включать и в утреннюю зарядку, и в музыкальные и физкультурные занятия, и в бодрящую гимнастику после дневного сна. В предлагае­мом репертуаре наиболее сложные виды движений многократно повторяются, но это не выглядит однообразным, так как повторение происходит в разных произведе­ниях, а значит и в разных ситуациях, разном темпе и ритме. Такое многократное повторение позволяет детям " схватить" движение по показу, освоить его и автома­тизировать. В процессе наблюдения на групповых занятиях педагог определяет тех детей, которым необходима индивидуальная помощь, и проводит с ними дополни­тельные занятия. (Иногда не следует торопиться с форсированием усвоения отдель­ных движений. Мы рекомендуем педагогу поискать удобный дня детей темп и ритм музыки или подождать месяц — другой, так как случается, что ребенок и самостоя­тельно " схватывает" движение просто по показу педагога).

С самых первых занятий ритмикой важно приучать детей слушать музыку, на­чинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом звучания аккомпанемента. Тем самым мы тренируем слуховое внимание, волю ребенка, про­извольность движений. Используются различные методические приемы — это и словесные указания, привлечение внимания к звучанию музыки, характеру вступ­ления и заключения, зрительные сигналы и т.д.).

Важно обращать внимание детей на характер исполнения, " вхождение в об­раз", на необходимость после окончания звучания какое-то мгновение выдержать паузу, ощутить пережитое в музыке. Это относится ко всем композициям — и к простейшим, типа " Белочка" или " Чебурашка", и к более сложным, с философс­ким звучанием — например, " Цыганские напевы", " Красный сарафан" и др.

Танцевальные движения осваиваются как в процессе исполнения тренинговых композиций, включающих элементы парных, народных плясок (композиции " Кре-мена", " Полкис", " Светит месяц", " Калинка" и др.), так и в специально подобран­ных танцах, которые разучиваются на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Еще одна, не " музыкальная", но очень важная задача решается в процессе обучения движению — это воспитание вежливости, элементарной культуры пове­дения. Педагог показывает и объясняет, как мальчик должен пригласить девочку на танец (поклониться, протянуть ей правую руку), и, соответственно, как девочка принимает приглашение; как затем после танца мальчик отводит девочку на место и благодарит ее за совместный танец. Основные методические приемы — это объясне­ние педагога, показ примера, поощрение детей, подчеркивание в них чувства соб­ственного достоинства, чтение литературы и, главное, многократное закрепление этих правил на занятиях, в играх таким образом, чтобы это вошло в привычку и стало нормой поведения.

Как правило, эти элементарные правила этикета малыши воспринимают есте­ственно, им нравится их выполнять, и поэтому они легко усваиваются.

В процессе освоения двигательных упражнений дети постепенно начинают ори­ентироваться в пространстве зала. При этом важно в начале дать детям возмож­ность найти место для себя, встать свободно там, где хочется, и чтобы другим было удобно. На первых порах детям нужно помочь, лучше всего словом. Это может быть


прямое указание (кому где удобнее встать, чтобы не мешать остальным) или образ­ное сравнение (" рассыпались горошком").

Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, сво­бодно располагаться и становиться врассыпную — сложная задача, и для этого по­надобится много времени (может, не один год) и терпения.

Построение парами, друг за другом, по кругу также лучше всего проводить в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, где эти построения логичны и есте­ственны, а внимание детей сконцентрировано и регулируется музыкой.

Для того, чтобы детям легче было перестроиться в процессе движения, можно использовать и зрительные ориентиры: узор ковра, мебель в зале, расположение окон, стен и пр. При этом важно правильно обозначать направление движения — " направо", " налево", " вперед", " назад", то есть связать " мышечное чувство" на­правления движения со словом (задействовать 1-ю и 2-ю сигнальные системы — основу формирования навыка, по И.П.Павлову). Можно использовать также метод моделирования — выкладывать на фланелеграфе или на столе различные танцеваль­ные фигуры и последовательность перестроений (этот прием больше используется со старшими детьми).

Таким образом, формирование умения ориентироваться " на себе" (правая-ле­вая рука, нога), " от себя" (направо, налево, вперед, назад) закладывается в млад­шем дошкольном возрасте и продолжается в последующие годы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.