Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитанию детей






Цель программы " Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообраз­ных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки...

Как и наши предшественники, мы рассматриваем и оцениваем красоту, выра­зительность движения под музыку в его гармоничности, как проявление индивиду­альности восприятия образа, музыкальности, и, главное, естественности самого движения. Ведь что такое правильная осанка, красивая походка? Скорее всего, это наиболее естественное и удобное положение тела во время движения, наиболее оп­тимальная поза. Ведь красота движения и ребенка, и взрослого, как считали древние греки, Жак Далькроз, Айседора Дункан и многие другие, прежде всего в естествен­ности, целесообразности, непринужденности, выразительности и одухотвореннос­ти. А эти все качества раскрываются при условии гармоничного развития, единства духовного и физического.

Другими словами, программа " Ритмическая мозаика" нацелена на общее, гар­моничное психическое, духовное и физическое развитие, а ее содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания (например, коррекционных)*.

Поэтому содержание программы, практический материал могут варьироваться с учетом условий ее использования. И главное, на что должен быть нацелен педагог, это приобщение к движению под музыку всех детей — не только способных и одаренных

* См.: Буренина А.И. Значение ритмической гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей: Тесизы доклада. (Ч. 1) — М.: АПН СССР, 1990. -С.11-12.


в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них тако­го материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его " изюминка" и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сечено­ва, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движение под музыку является для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании.

Поскольку речь идет о развитии детей в процессе музыкально-ритмических дви­жений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности, рас­смотрим более детально ее особенности.

Во-первых, ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которо­го лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют ос­новные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполне­ния, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зри­мым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют мно­го общих параметров, к которым относятся:

• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);

• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этой взаимообусловленностью музыки и движения, а также целями данной программы, сформулированы задачи обучения и воспитания детей.

I. Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее на­строение и характер, понимать ее содержание;

развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха (мелодического, гармонического, тембрового), чувства ритма;

развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

развитие музыкальной памяти.

II. Развитие двигательных качеств и умений:

развитие ловкости, точности, координации движений;

развитие гибкости и пластичности;

воспитание выносливости, развитие силы;

формирование правильной осанки, красивой походки;

развитие умения ориентироваться в пространстве;

обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

Ш. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

развитие творческого воображения и фантазии;


развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной деятельности, в слове.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике;

тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления.

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирова­ние чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Конкретизируя содержание каждого направления, выделим самое основное в каждом из них по возрастным группам.

Года

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоцио­нальны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако воз­растные особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище), протекания нервных процессов и их зрелости, сформированное™ сказыва­ются на двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят, как правило, игровой характер.

Приоритетные задачи: воспитание интереса, потребности в движениях под музыку; развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответ­ствии с характером и темпоритмом музыки; обогащение слушательско­го и двигательного опыта, умение осмысленно использовать вырази­тельные движения в соответствии с музыкально-игровым образом.

Основное содержание

1. Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке в процессе совместных игр, движения
под музыку со сверстниками, педагогами и родителями;

•, обогащение слушательского опыта — узнавание знакомых плясовых, марше­вых мелодий, народных и детских песен, пьес изобразительного характера и выражение это в эмоциях, движениях;

• развитие умения передавать в движении характер музыки и ее настроение (кон­трастное: веселое— грустное, шаловливое — спокойное и т.д.);

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно-быстрый — умеренно-медленный), динамику (громко — тихо), регистр (высоко — низко), ритм (сильную долю — как акцент, ритмическую пульсацию мелодии), различать 2-3-частную форму произведения (с контраст­ными по характеру частями).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.