Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Предисловие ко второму изданию






Содержание

Предисловие ко второму изданию................................................................................ 5

Пояснительная записка.................................................................................................... 6

Содержание работы по музыкально-ритмическому

воспитанию детей............................................................................... 10

Совершенстование умений педагогов....................................................................... 22

Требования к подбору музыки................................................................................... 24

Требования к подбору движений............................................................................... 25

Критерии определения доступности музыкально-ритмических упражнений... 26

Контроль за самочувствием детей............................................................................. 27

Организация общения педагога с детьми................................................................ 27

Методические рекомендации к реализации программы " Ритмическая мозаика"

Методика организации педагогического процесса............................................... 30

Развитие детей в процессе освоения разнообразных видов движений............. 35

Разучивание музыкально-ритмических композиций на занятиях...................... 37

Использование музыкально-ритмических композиций

в различных формах организации педагогического процесса....................... 39

Послесловие...............................................................................................,................... 42

Приложение 1

1. Музыкально-ритмические композиции первого уровня сложности............. 43

2. Музыкально-ритмические композиции второго уровня сложности............ 57

3. Музыкально-ритмические композиции третьего уровня сложности............ 83

Приложение 2

В помощь к планированию содержания работы по ритмопластике................ 184

Приложение 3

Карта диагностики уровня музыкального

и психомоторного развития ребенка................................................................. 188

Приложение 4

Материалы к развитию импровизации

в процессе театрализованной.............................................................................. 191

Приложение 5

Ноты................................................................................................................................ 199

Список музыкально-ритмических композициий....................................................... 218

Список нот к танцам и сказке " Муха-Цокотуха"....................................................... 219

Литература......................................................................................................................... 220


ния композиций исправлены и дополнены методическими рекомендациями к исполь­зованию в работе с детьми.

Учитывая запросы слушателей курсов повышения квалификации и участников семинаров по ритмической пластике, автором дополнены методические приложе­ния по планированию работы с детьми.

Пояснительная записка

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель­ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси­хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро­вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар­тистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. На наш взгляд важно, чтобы педагог осознавал при­оритетные цели и задачи в своей деятельности, понимал, в чем выражается основ­ной эффект развития.

Основная направленность предлагаемой вашему вниманию программы " Рит­мическая мозаика", которая, на наш взгляд, является универсальной, — психологи­ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази­тельного (" музыкального") инструмента.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспи­тания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали еще в Древней Греции, где сфор­мировалось представление о том, что основой прекрасного является Гармония. По мнению Платона, " трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положени­ях: гимнастика для тела и музыка для души... Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным: благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, на­сыщаться им и согласовывать с ним свой быт" *.

В Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубо­кое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Именно эти идеи важны для воспитания и в совре­менном очень непростом и жестоком мире, и наверное, естественно стремление педагогов к воспитанию детей по " законам красоты", к воплощению в реальность прекрасной формулы Платона: " От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей — к красивой жизни и от красивой жизни — к абсо­лютной красоте" **.

У философов Древней Греции было немало последователей. Так, идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эми­лем Жаком Далькрозом (1865-1950), который разработал на ее основе уже в начале XX века систему музыкально-ритмического воспитания детей. Эта система стала

* Цит. по: Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. — М., 1993. ** Там же.


известна во многих странах Европы и в России под названием " метода ритмической гимнастики". Современность и актуальность этой методики и по сей день не только в ее названии, столь широко используемом многими специалистами по физическому и музыкальному воспитанию. Заслуга Э.Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению, " с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем " мышечного чувства", что, в свою очередь, способствует " более живой и успешной работе мозга". При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен " приносить детям ра­дость, иначе он теряет половину своей цены" *.

В комплексе ритмических упражнений швейцарский педагог выделял как осно­ву именно музыку, поскольку в ней имеется идеальный образец организованного движения: музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением.

Дальнейшее развитие система Жака Далькроза получила в работах его учени­ков и последователей: Н.Г.Александровой, В.А.Гринер, Е.А.Румер и др., которые в 1911 г. окончили Институт музыки и ритма (Хеллерау, недалеко от Дрездена). Рос­сийские педагоги-ритмисты понимали важность распространения музыкально-рит­мического воспитания для детей и молодежи. Ими была проделана огромная работа по дальнейшей разработке практического материала и пропаганде системы Жака Далькроза в различных школах. Н.Г.Александрова характеризовала ритмику как одно из средств биосоциального воспитания и ставила ее в центр соприкосновения педа­гогики, психофизиологии, научной организации труда, физкультуры, художествен­ного развития и т.д. Она пропагандировала систему Далькроза на многочисленных лекциях, выступлениях, на которых подчеркивала также и лечебное значение заня­тий ритмикой**.

Таким образом, прогрессивная система музыкально-ритмического воспитания Жака Далькроза была положена в основу работы российских педагогов, которые по инициативе Н.Г.Александровой организовали Московскую ассоциацию ритмистов, где разрабатывали учебные программы (для школ, техникумов, консерватории) и методические указания к занятиям по ритмике для учебных заведений, системати­зировали практический материал.

Члены Московской ассоциации ритмистов (Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, Ю.А.Двоскина, Е.В.Конорова и др.) справедливо считали, что кем бы ни вырос ребенок, ему необходимо потренироваться на ритмических упражнениях, оказыва­ющих на него благотворное влияние во всех планах.

Музыкально-ритмическое воспитание дошкольников в 50-60-е годы также раз­рабатывалось на основе идей Э. Жака Далькроза. Н.А.Ветлугина (1958), А.В.Кенеман (1960), а в дальнейшем М.Л.Палавандишвили, А.Н.Зимина, Е.Н.Соковнина и др. разрабатывали программы музыкального воспитания, методику работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возрас­та (эти материалы были включены в раздел " Музыкально-ритмическое воспитание детей" типовой программы).

* Далькроз Э.Жак. Ритм // Театр и искусство. — 1922. — С.37.

** Россихина В.П. Н.ГАнександрова и ритмика Далькроза в нашей стране // Из прошлого советской музыкальной культуры. — Вып. 3 — М., 1982. — С.238-270.


Все перечисленные прогрессивные идеи Эмиля Жака Далькроза и его последо­вателей легли в основу и нашей системы занятий по ритмической пластике.

Что же нового предлагается в данной программе? Может, достаточно обнов­лять только репертуар для детей разного возраста, дополняя его современной музы­кой, движениями? Безусловно, невозможно долгие годы использовать в работе один и тот же материал — например, " Танец снежинок" на музыку А.Жилина или " Пар­ную пляску" на карельскую народную мелодию (из репертуара типовой програм­мы), как бы хороши они ни были. Да, действительно, педагоги постоянно нуждают­ся в новом материале в соответствии с изменением запросов самих детей, явлений окружающей жизни, и, наконец, с потребностью все время вносить в свою работу новое, свежее. Но, пожалуй, разработка репертуара — это бесконечный процесс, и для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного бага­жа, сколько умение самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на возможно­сти конкретных детей, а также цель и задачи их развития. Поэтому, предлагая прак­тический материал, мы советуем использовать его творчески, адаптируя к условиям работы, по необходимости изменяя отдельные движения таким образом, чтобы сам педагог внутренне принял эту композицию и сумел увлечь ею своих воспитанников (однако при этом важно сохранить ее образ, логику, стиль).

Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование професси­онализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление инди­видуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы " на себя", " на себя во взаимодействии с детьми" — вот первая отличительная особен­ность данной программы.

Вторая особенность — это использование в качестве музыкального сопровож­дения, как правило, целостных произведений — в грамзаписи и при непосред­ственном, " живом" исполнении (а не отрывков по 8, 16 тактов, как это принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях). Целостный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами, требующими как сво­бодного владения телом, так и тонкого музыкального слуха, богатого воображения и фантазии, более глубокого постижения содержания музыки. Идя от простого к сложному, от детских песен к симфоническим произведениям композиторов-клас­сиков (М.Мусоргского, П.Чайковского, Э. Грига, К.Сен-Санса и др.), ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, пропуская как бы " через себя" му­зыку, сложный мир чувств и образов, обыгрывая своим телом музыкальную ткань произведения, его настроение и содержание и постигая при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфический язык средств музыкальной выразительности.

Третья особенность данной программы — это акцентирование внимания пе­дагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Движение является как бы видимым айсбергом глубинных психических процессов, и по двигательной реакции под музыку можно с достаточ­ной степенью достоверности провести диагностику как музыкального, так и пси­хомоторного развития ребенка.

Другими словами, данная программа является музыкально-ритмическим пси­хотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, под-


вижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способ­ности к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознан­ного владения телом.

Итак, коротко рассмотрев основы предлагаемой программы, еще раз обра­тимся к самому названию, определению ведущего вида деятельности. Почему " Рит­мическая пластика", а не " Римическая гимнастика", как у Жака Далькроза, не " Аэробика" — как у Д.Фонды, не " Музыкальное движение" — как у С.Д.Рудне­вой, Н.А.Ветлугиной и др.?

Отвечая на этот вопрос, мы хотим подчеркнуть еще одну особенность данной системы, включающей всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хоре­ографии, пантомимы, ритмики и др.), доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста (а также педагогам, не имеющим профессиональной подготов­ки в области художественного движения и хореографии). В энциклопедии " Балет" ритмическая пластика характеризуется как " свободное движение, не подчиненное законам классического танца, с использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика". Там же указывается, что современный ритмический танец является " результатом взаимодействия ритмического танца, по­рожденного системой Э.Жака Далькроза, и пластического танца А.Дункан. В нем органично соединились два противоположных принципа: полная подчиненность внут­ренним закономерностям музыкальной формы, диктующей ритмическую организа­цию движений, и свобода пластической разработки, которая не связана с какой — либо танцевальной традицией" *.

Мы полагаем, что разработанный нами программый материал (музыкально-ритмические композиции) соответствует этим положениям. Разнообразие компози­ций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяю­щее использовать их в любых формах организациии работы с детьми (от утренней зарядки и физкультуры до праздничных утренников), отражено в названии програм­мы — " Ритмическая мозаика".

Мы также стремились к тому, чтобы репертуар был музыкальным, выразитель­ным, привлекательным для детей и взрослых, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела и, в то же время, был доступным для исполнения. Но прежде чем перейти к рассмотрению практического материала (который описан в Приложении), проанализируем цель и задачи музыкально-ритмического воспитания, а также основные принципы и условия организации работы, положенные в основу содержания данной программы.


Содержание работы по музыкально-ритмическому






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.