Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другая скорость - другая техника






Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее уп­ражнение (25, 120, 157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу.

Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так.

Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответствен­но мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движе­ния, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а

На рис. 3-а— традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середи­не комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, лю­бой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты тех­ники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо за­висят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.


 




ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ус­коряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стой­ки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым.

Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характер­ные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2).

В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не пони­мают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем силь­нее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде!

Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро вып­рямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет.

Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы?

Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоя­щему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в


___________ 5. Другая скорость — другая техника

принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражне­ния. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикаль­ная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота.

Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны?

Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль.

Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборо­та, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с дей­ствием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других при­чин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вра­щения) тела гимнаста.

Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", все­гда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернем­ся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, ско­рость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгод­но! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати.

Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, раз­лична. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые оборо­ты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои дей­ствия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на переклади­не — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями.

4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление.


ПЕРЕКЛАДИНА _________________________________________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.