Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мощнее мощного






Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюан­сировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом забо­тится.

Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком.

Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начина­ет продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по оконча­нии оборота (к.к. 9—1).

Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических зве­ньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не са­мой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлети­ческих видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить.

Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность брос­кового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так про­ста, как может показаться.


       
 
   
 

На рис. 6 —еще один оборот на­зад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основ­ных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазо­бедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обо­роте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для под­готовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового

усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч,

к.к.4—6).

Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последо­вательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выпол­няя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя пря­мыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обо­роте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движе­ния синхронность действий уже несущественна.

Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы не­значительная, разница в технике упражнения?

На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно ска­зать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный ха­рактер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специаль­ных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гим­наста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волно­образную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нуж­но действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естествен­ную координацию движения его искусственной, императивной пере­стройкой. 32







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.