Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда кисти разгружаются






Выше мы говорили о силах, действующих на тело гимнаста по его продольной оси. Вернемся к рис. /и обратим внимание нате моменты движения, когда гимнаст переходит из зоны сжатия в зону оттяжки. Эти моменты, а по сути дела тоже зоны, очень интересны и практи­чески важны.

Поскольку на границе сжатия и оттяжки гимнаст не испытывает ни того, ни другого, это значит, что он — свободен от действия дефор­мирующих сил, которые в это время уравновешивают, нейтрализу­ют друг друга.

Что это значит практически?

Любой гимнаст, делавший обороты и подобные им упражнения,
хорошо на себе ощущал эти моменты движения, даже если не заду­
мывался над их технической ролью. Например, просто соскакивая в
разминке с оборотов назад, обычно отпускают руки не где попало и
не точно в стойке, а несколько после нее (если не считать, конечно,
ухарской манеры с грохотом бросать гриф у нижней вертикали и ухо­
дить с перекладины сбеганием; но это, скорее, из области гимнасти­
ческого эпатажа, а не техники...). Гимнаст выбирает этот момент
потому, что именно тогда кисти освобождаются от давления на
опору, да и все тело не испытывает на себе абсолютно никаких пере­
грузок. И это — самая благоприятная фаза для разного рода пере­
группировок, то есть — помимо схода со стоек — перехватов и кор­
ректировки положения кистей на грифе, поворотов, усиления от­
тяжки и т. п. *

Отметим, что зона такой «невесомости» в каждом оборотовом движении существует по обе стороны от верхней вертикали (в). Так, при любом обороте гимнаст входит в нее, сначала приближаясь к вер­хней вертикали, а потом — пройдя ее. Именно поэтому, например, повороте «келеровском» (большом обороте назад с поворотом кру­гом в хват снизу) должен делаться как раз на взлете, а не в самой стойке; это не только позволяет завершить оборот эффектным выхо­дом с поворота прямо в высшую точку подъема, но и облегчает сам поворот как технически (тут есть и другие нюансы, связанные с ро­лью разгибания тела при повороте), так и физически. Тем более это


 




                       
   
   
   
 
       
 
 
 
   
 
 


ПЕРЕКЛАДИНА _____________________________________

справедливо для более сложных и трудных поворотов, таких как «ке-леровский» в обратный хват и т. п.

Но обратимся еще раз к рис. 1-е. Там показаны две границы между зонами сжатия и оттяжки — до вертикали и после нее (отмечены стрелками). Эти же границы соответствуют моментам движения с полной разгрузкой кистей и тела. Впрочем, слово «момент» несколь­ко смущает. Не означает ли это, что этот момент, в силу его мимолет­ности, нужно как-то ловить с риском опоздания?

Конечно, в каждом движении есть соответствующие фазы, наи­более благоприятные для «перегруппировок», но это вовсе не значит, что с перехватами, поворотами и подобными действиями нужно ли­хорадочно торопиться. Дело в том, что на подходе к этим положениям и вскоре после них давление на опору (сжатие или оттяжка) хоть и есть, но уже мало выражено, и поэтому условия работы гимнаста в таких фазах все равно достаточно благоприятны. Именно по этой причине мы обмолвились выше, что речь идет, в сущности, о зонах, а не о моментах движения, и у гимнаста есть достаточное время, чтобы сорганизоваться и сделать все, что нужно, хотя, конечно, и зевать не следует.

И еще одно. Иногда возникает естественный вопрос: где же, кон­кретно, находятся эти замечательные положения и зоны; под каким, если угодно, углом к горизонту или стойке на руках они располага­ются?

Вопрос резонный, но... Точного ответа на него — нет.

Дело в том, что упомянутая «невесомость» — результат сложения двух основных сил, о которых мы говорили выше — силы тяжести и центробежной силы инерции. А последняя, как мы уже знаем, боль­ше всего зависит от скорости оборота. Скорость же, в свою очередь, может быть разной. Таким образом, при движении на разной скорости удобные зоны перегруппировок соответственно сдвигаются. Как?

Общее правило здесь такое: чем медленнее движение к стойке и через нее, тем шире зона сжатия и тем дальше от стойки моменты полной разгрузки кистей. И наоборот: при быстрых, динамичных оборотах зона сжатия сужается, а благоприятные моменты перегруп­пировок (по обе стороны от вертикальной стойки) сближаются. При этом и величина сжатия по всей зоне стойки на руках становится ми­нимальной.

Из сказанного вытекает несколько полезных практических сооб­ражений. Например, гимнаст, разучивающий перехват типа «скрест­ного» и идущий на него из почти статической стойки, может перево­дить руку относительно поздно и работать замедленно; при быстром


4. Тянуться!

же обороте наиболее благоприятное время перехвата наступает сразу после стойки, так что нужно действовать поживее (да и повышенный темп движения сокращает время, отпущенное для действий перехва­та); не случайно мы видим, что мастера, которым пришлось делать это или подобное движение, освобождают кисти рано, иногда прямо в стойке на руках или даже на подходе к ней.

Аналогичные соображения должны быть интересны и для пред­ставителей женской гимнастики, хотя брусья разной высоты имеют, конечно, свою специфику.

4. ТЯНУТЬСЯ!

Поговорим еще раз об «оттяжке».

Слово это давно и прочно вошло в гимнастический лексикон. Под ним обычно подразумевают степень удлинения тела на опоре, позво­ляющего работать более эффективно и эффектно. С оттяжкой тесно соседствуют и понятия осанки, так называемой «линии» и т. п.

Насколько нужна оттяжка и что она вообще такое?

С физической точки зрения это дополнительное удаление масс тела от опоры, достигающееся за счет использования подвижности звеньевтела относительно друг друга — при формальном сохранении одного и того же рабочего положения.

 

Стремясь к возможно большей оттяжке, гимнаст использует как бы два приема. Один из них — «усиление позы». Так, в стойке на руках и висовых положениях на перекладине (рис. 2-а) это, прежде


ПЕРЕКЛАДИНА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.