Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оборот по-японски






ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгиба­тели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и пол­ностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимна­ста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует неболь­шой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форси­рованного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!

Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?

Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий испол­нитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как ви­дим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физичес­кой подготовки и полного переосмысления всей техники. При про­чих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффектив­ны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмеча­лось, массы тела.

Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия рабо­ты ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением спра­виться?

А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эф­фективные подготовительные и рационально построенные основ­ные, то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это за­дачу успешно решает.

Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натя­нулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс


ПЕРЕКЛАДИНА _______________________________________

и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она до­вольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрям­ления в плечах при движении на следующий спад.

Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя вни­мание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Ко­нечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эф­фективен, как может показаться. Он физически труден, не экономи­чен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже об­мечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связан­ных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разго­вор—ниже.

Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, бе­рущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175, 177).

7. БРОСОК ПО-КИТАЙСКИ ИЛИ «ШИЛО НА МЫЛО»

Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и уп­ражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.

«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предше­ствует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.


 

Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движе­нием ногами (к.к. 8—1), после ко­торого вообще не приходится го­ворить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в выс­шей точке движения (к. /(попада­ет в положение с сильным сгиба­нием тела; это сгибание, в сущно­сти, играет здесь роль подготови­тельной «кипы», хотя и чудовищ­но утрированной — и по раннему времени исполнения и по сустав­ным углам.

За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-

болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогиба­ется, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коле­нях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значитель­ного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближа­ется к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирую­щий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая оконча­ние подготовки к обычному моменту, который (по чисто программ­ным условиям перехода в полет) изменить нельзя.

Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сде­лать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не обо­ротов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за та­ким утрированным броском выполняется мощное разгибание с вы­талкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает


П ЕРЕКЛАДИ НА







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.