Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТ АВТОРА. Популярное учебное пособие






ТЕХНИКА

ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЙ

Популярное учебное пособие

Москва 2002


ББК 75.6 Г12


ОГЛАВЛЕНИЕ


 


Издательство «Терра-Спорт» —

член Международной ассоциации издателей

спортивной литературы

Рисунки автора

Гавердовский Ю. К.

П 2 Техника гимнастических упражнений. Популярное учебное пособие. — М.: Терра-Спорт, 2002. — 512с.

13ВК 5-93127-158-9

Популярное пособие по актуальным вопросам техники гимна­стических упражнений на основе подготовки сборных команд страны и сборных ведущих зарубежных стран мира.

ББК 75.6

© Гавердовский Ю. К., 2002
I8ВN 5-93127-158-9 © Издательство «Терра-Спорт», 2002


От автора............................................................................... 9

ПЕРЕКЛАДИНА...................................................................... 15

1. Кто «хорошо висит»....................................................... 15

2. Гриф рисует узоры.......................................................... 16

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

 

3. Когда кисти разгружаются.............................................. 19

4. Тянуться!.......................................................................... 21

5. Другая скорость —другая техника................................. 23

6. Оборот по-японски.......................................................... 26

7. Бросок по-китайски или «шило на мыло»...................... 28

8. Мощнее мощного............................................................ 31

9. Оборот наизнанку............................................................ 33

 

10. Бросок назад: аристократ или работяга?..................... 34

11. Оборот накатом: учат одному, а получается............... 36

12. Висы сзади: утраченная культура................................. 39

13. До и после отмаха через голову................................... 40

14. Так называемые «итальянские».................................... 43

15. Плечом вперед или назад?............................................ 45

16. Сколько можно поворачиваться вокруг руки?............. 48

17. Требуются мягкие руки................................................. 51

18. Санжировки —витаминный концентрат турниста....... 53

19. Отходы и траектории.................................................... 55

20. Отход и крутка............................................................... 57

21. Тактика наката............................................................... 60

22. Отходы со срывами и без.............................................. 62

23. Щучьи уроки.................................................................. 65

24. Сальто выпрямившись. Но как выпрямляться?............ 67

25. Что такое «профилирующее сальто»?.......................... 69

26. Двойной бланш: эрзац и экстра..................................... 72

27. Бойко, Марченко... Ковач!............................................. 74

28. На этажах мощности...................................................... 77

29. Одно равно двум, а два.................................................. 80


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


30. Уплотненное сальто....................................................... 82

31. Низкое начало —не помеха........................................... 84

32. Для чего нужна люфтпауза............................................ 86

33. Капризные пируэты........................................................ 88

34. Лунная история.............................................................. 91

35.Андриановскиеигры...................................................... 92

36. От «делчева» к «гингеру».............................................. 93

37. Полет стоя...................................................................... 95

38. Задернутое сальто.......................................................... 97

39. Поворот сгибанием или разгибанием?.......................... 99

40. Питомцев — Якунин — Ткачев — Люкин —

Маринич — Георгадзе...................................................... 101

41. «Ткачевский»: клубок противоречий.......................... 103

42. «Ткачевский»: проблема спада.................................... 105

43. «Ткачевский»: тонкости контртемпа........................... 107

44. «Ткачевский»: в полете................................................ ПО

45. Обратный лёт —прототип «ткачевского».................. 114

46. Соскок лётом: из 50-х —в 2000-е?.............................. 117

47. Лёт без кипы бывает?................................................... 119

48. Воздушный кроль......................................................... 122

49. Прихотливая «вертушка»............................................ 124

50. Дуга — сальто. Прерванная песня.............................. 127

51. Срыв без срыва............................................................. 130

52. Когда инерция — помеха............................................ 133

53. Подъем разгибом —без разгиба.................................. 137

54. Подъем разгибом —тоже оборот................................ 139

55. «Хип-хап» —старая задачка........................................ 141

БРУСЬЯ.................................................................................. 143

56. Размахивания: верхом на тигре................................... 143

57. Плечи-рессоры............................................................. 146

58. Замок для локтей......................................................... 148

59. Спад, сотворивший революцию.................................. 149

60. «Поздний» спад: тема с вариациями........................... 152

61. Неизвестные размахивания......................................... 154

62. Таз —индикатор........................................................... 156

63.Дуга«по-шахлински»................................................... 158

64. Подъем разгибом — дело тонкое!............................... 159

65. Тупик или свет в тоннеле?........................................... 162

66. Отдовиг—суррогати «Н1-Р1»...................................... 165

67. Жерди —коварный трамплин...................................... 167


 

68. Когда стаскивает вдоль жердей.................................. 169

69. Странности подъема махом вперед............................ 172

70. Подъем «в протяжку» и «в складку».......................... 175

71. Как делать поворот?................................................... 175

72. Это подъем или кувырок?........................................... 178

73. Асимметричные неожиданности................................. 180

74. Поворот махом назад: тьма нюансов.......................... 183

75. Один элемент? Два?..................................................... 186

76. Перемахи мелкие неприятности................................. 188

77. Спичаг —тест на культуру гимнаста.......................... 189

78. Бланш на прямых: трудно и неэффектно?.................. 191

79. Сальто назад —конфликтующие родственники......... 194

80. Руки от опоры до опоры.............................................. 197

81. Сальто с прямым телом —за и против....................... 199

82. Руки стопорят............................................................... 200

83. Два «темпа» на «оберучныи»: по теории и «против» 201

84. Смелый мах —враг перекосов..................................... 203

85. Сальто вперед: спор двух «темпов»........................... 206

КОЛЬЦА................................................................................. 209

86. Еще один штрих к «броску»....................................... 209

87. Эта однобокая опора................................................... 211

88. Подкачните!................................................................. 213

89. Обрывы и «обрывчики»............................................... 216

90. Как вы действуете кистями?........................................ 218

91. Как на перекладине?!................................................... 220

92. Сила симметрии........................................................... 223

93. Совсем как в баттерфляе............................................. 225

94. Метаморфозы выкрута................................................. 227

95. Кольца против перекладины........................................ 230

96. Забытый «темп»........................................................... 232

97. Вторая ступень ракеты................................................ 234

98. Опять о «контртемпах»............................................... 237

99. Обороте поворотом?.................................................... 240

 

100. Простые махи — не просты...................................... 243

101. «Сальто» над кольцами............................................. 246

102. Бланш не устарел!..................................................... 249

103. И сила не поможет..................................................... 252

104. Крест: и техника тоже................................................ 254

105. Настоящий обратный крест...................................... 256

106. Тонус тонусу рознь.................................................... 258


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


Оглавление


 


КОНЬ...................................................................................... 261

107. Совсем особенный...................................................... 261

108. Микрокосмос коня...................................................... 263

109. Что есть «перемах»?.................................................. 265

110. Двухопорный старт.................................................... 266

111. «Элементы» не элементарны..................................... 269

112. Кому конь — «конек»?............................................... 271

113. Плечевой «насос»....................................................... 274

114. «Обманка» Мирослава Церара.................................. 277

115. Главная нога................................................................ 280

116. Падать, не падая......................................................... 282

117. Ошибка диссертанта................................................... 284

118. Бросок боком тоже бывает......................................... 286

119. Конь-хронометр.......................................................... 288

120. Круг: правило и его исключения................................ 291

121. Чудо-симбиоз скрещения и круга.............................. 294

122. «Лунный» круг прогнувшись..................................... 296

123. Поворот против течения............................................ 298

124. Повороты разбавленные и концентрированные........ 299

125.0 правилах ходьбы.................................................... 302

126. И, всетаки, сальто!..................................................... 304

127. Эквилибр на коне........................................................ 305

ПРЫЖОК.............................................................................. 309

128. Тактика разбега........................................................... 309

129. Секрет Фурмана......................................................... 311

130.0 древнегреческом стиле........................................... 314

131. Диалоге мостиком...................................................... 316

132. Как в него «попасть».................................................. 317

133. Руки мешают или помогают?..................................... 320

134. Прыжковые ритмы...................................................... 322

135. Полеты в мечтах и наяву........................................... 324

136. Уходящее понятие...................................................... 327

137. История «лёта»: рождение — расцвет — забвение.. 328

138. История переворотов:

рождение — расцвет — перерождение............................... 331

139. Не только руками....................................................... 332

140. Скрытый порок или достоинство?............................. 334

141. Накат + курбет + группировка................................... 337

142. Идея есть, но............................................................... 340

143. Хорошо забытый хороший прыжок.......................... 343


 

144. Тот самый «цукахара»............................................... 345

145. И «цукахара» ложный................................................ 347

146.1'/2 — \х — утопия или реальность?...................... 350

АКРОБАТИКА....................................................................... 355

147. Можно ли подкрутить себя в полете?....................... 355

148. Сальто вперед: руки, туловище, шея........................ 358

149. Через темп или в одно касание?................................ 362

150. Опять люфтпауза!...................................................... 366

151. Пируэты и пируэтчики............................................... 368

152. Ниша для поворота.................................................... 371

153. От полпируэта к пируэту или наоборот?.................. 372

154. Иногда полезно обманывать...................................... 377

155. Спор о махе руками................................................... 380

156. Прыжок в золотой век................................................ 384

157. Больше, чем название................................................ 387

158. Курбет, толчок, отход................................................ 390

159. Стрикоссат —не виноват........................................... 394

160. Фляк набирает скорость............................................. 397

161. Еще раз фляк и разные разности............................... 401

БРЕВНО................................................................................. 405

162. Быть в тонусе. Но в каком?........................................ 405

163. Про кошачий стиль и эскалатор................................ 407

164. Чувствовать самого себя!........................................... 410

165. Переполох с румынским фляком............................... 413

166. Центробежный момент: коготок увяз........................ 416

167. Перешагивая через стандарты................................... 419

 

168. Как схватиться за соломинку.................................... 423

169. «Она по проволоке ходила...»................................... 426

170. Трудный синтез статики и динамики........................ 428

171. Поперек и продольно................................................. 431

172. Хорошо для отталкивания —плохо для баланса..... 434

173. Уметь руку приложить.............................................. 437

174. «Спичаговые» нюансы............................................... 439

БРУСЬЯ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ................................................. 442

175. Уроки большого оборота........................................... 442

176. Перемах о себе напоминает....................................... 444

177. Помесь «броска» с «накатом».................................. 447

178. Прокрустово ложе брусьев........................................ 449


ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


179. Срывное? Задернутое? Китайское?........................... 451

180. От Ткачева к Шушуновой и обратно......................... 454

181. Река? — Волга. Подъем? — Разгибом....................... 456

182. «Простой» отмах........................................................ 460

183. Непростые отмахи...................................................... 464

184. Когда «развязаны» руки............................................. 467

185. Бесполый перешмыг................................................... 469

186. Клан движений «не касаясь»...................................... 471

187. Дуга —сальто... вперед?............................................ 474

188. Дуга Бурды —техническая энциклопедия................. 477

189. Тайны дуги назад........................................................ 482

190. С жерди на жердь........................................................ 485

191. Петушиное словцо..................................................... 487

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ................................................ 490


Памяти внука Илюшки

ОТ АВТОРА

Эта книга — об актуальных вопросах техники упражнений, со­ставляющих основное содержание современной спортивной гимнас­тики. Она адресуется, прежде всего, активно практикующим трене­рам и наиболее пытливой части действующих спортсменов, то есть тем, у кого в процессе регулярной, конкретной работы постоянно возникают вопросы, остающиеся без убедительного и своевременно­го ответа.

Замысел книги возник еще много лет назад, когда автор регуляр­но работал в сборных командах страны в качестве научного консуль­танта.

Наблюдая тренировочный процесс с участием лучших отече­ственных тренеров, выдающихся гимнастов и гимнасток мира, не­трудно было еще и еще раз убедиться, что одна из главных проблем, постоянно встающих перед любым тренером и его учеником, это — проблема постоянного, часто мучительного преодоления техничес­ких затруднений, требующих и от наставника и от его подопечного не только верных практических действий, но и — прежде всего — правильного понимания сути движения, связанных с этим двига­тельных задач и, самое главное — способов их решения; задач, число которых неумолимо расте^ по мере того, как спортсмен совершает свое трудное восхождение к высотам мастерства.

Такова уж гимнастика, этот прекрасный и странный вид спорта, сделавший своим преДметом движения, не известные в повседнев­ном, «разумном» обиходе, совершенно далекие от естественных ло-комоций и, казалось бы, вообще от здравых человеческих целей. Вид спорта, целиком сотканный из искусственных телодвижений, по­добно тому, как музыка слагается из звуков, не известных живой природе...

Издания, посвященные технике гимнастических упражнений, выходили и прежде. Но особенность книги предлагаемой в данном случае, заключается в том, что, в отличие от других публикаций, по­свящавшихся этой проблеме, (впрочем, довольно редких), в ней чи-



ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


татель не найдет систематизированного описания упражнений раз­личных структурных групп1. Здесь основное внимание уделяется проблемным ситуациям в истолковании техники упражнений, тем «болевым точкам», которые чаще всего становятся причинами воз­никновения затруднений в практической работе, источником ти­пичных ошибок и погрешностей в упражнении, находящемся в рабо­те или уже заученном.

Вместе с тем, в материале, отобранном нами для книги, отражены упражнения, очень разные и по структуре, и степени сложности, так что некоторые из них наиболее радикальному читателю могут пока­заться либо слишком «элементарными», либо чрезмерно трудными, либо, наконец, попростуустаревшими.

Однако этот отбор носит принципиальный характер.

Во-первых, мы убеждены, что гимнастика, взятая во всем потен­циальном объеме и подлинном значении, неизмеримо шире и богаче ее сиюминутного, текущего состояния, диктуемого временны­ми тенденциями, модой на те или иные упражнения и причудами судейства.

Во-вторых, «излишне простые» упражнения, которые могут выз­вать скепсис у читателя, убежденного, что это для него — «пройден­ный этап», на самом деле, как правило, имеют массу тонкостей, не­знание которых сплошь и рядом становится (автор в этом множество раз убеждался на примерах с мастерами высшей квалификации) при­чиной пробелов в технической подготовке гимнастов и безнадежно­го снижения их класса.

Главное же заключается в том, что вдумчивый, непредвзятый (и, надо было бы добавить — не высокомерный) подход к анализу более или менее простых упражнений помогает в понимании самых важных, базисных закономерностей, от которых зависит освоение и исполнение даже самых малодоступных трюков. Нужно вновь и вновь подчеркнуть, что гимнастические упражнения — независимо от их сложности и трудности! — представляют собой единую систему двигательных действий и движений, в которой всё чрезвычайно тесно связано и взаимообусловлено. Если тренер недостаточно глубоко и тонко понимает каковы на самом деле структура и механизмы «про­стого» упражнения (которое кажетсяшу таким, только потому, что

1 Как это было, в частности, в двух изданиях «Гимнастического многоборья» под ред. Ю. К. Гавердовского, содержащее самое полное из известных специали­стам изложение техники гимнастических упражнений (М., ФиС, 1975-1980, 10 книг; М., ФиС, 1986-1987, 2 тома).


им легче овладеть), то это вне сомнения означает, что он совсем уж слабо разбирается в более сложных движениях, в которых, как пра­вило, кумулируются разнообразные биомеханические эффекты, свойственные более доступным упражнениям.

Впрочем, в книге достаточное внимание уделяется именно слож­ным, рекордно трудным, проблемным элементам, биомеханическим моделированием которых автор занимается много лет. Так что люби­тели гимнастических «изюминок» не должны быть в этом смысле слишком уж разочарованы.

Что касается «анахронизмов», то есть упражнений, якобы навсег­да вышедших из употребления и могущих показаться иному читате­лю ненужными, то здесь мы придерживаемся того же принципиаль­ного мнения: все новое — суть хорошо забытое старое и — нет плохих элементов, а есть плохие и недальновидные реализаторы.

В книге мы многократно и настойчиво повторяем мысль о том, что такие, например, упражнения, как виртуозные соскоки и прыж­ки сгибаясь-разгибаясь, соскоки и прыжки лётом, прыжки «ямаси-та», подъемы и соскоки дугой, усложненные подъемы и кувырки на брусьях, скрещения на коне и проч., и проч., что всё это — не устаревший материал, а богатейшая почва для постоянного обновле­ния, освежения действующего гимнастического репертуара, кото­рый во все времена имел унылую склонность к рациональному единообразию, усыханию до общепринятого «джентльменского на­бора», считающегося на данном этапе гимнастической жизни «при­личным» и поощряемого неразумным судейством. Как если бы все взрослое население, повинуясь диктату моды, вырядилось сплошь в красные пиджаки...

В заключение — несколько замечаний о текстах и структуре книги.

Если не считать собственного опыта автора как гимнаста и тренера (необычайно важного для понимания и истолкования многих вопро­сов), то материал книги основывается на следующих основных ис­точниках.

Первый из них — исследования по биомеханике, технике и дидак­тике гимнастических упражнений, в разные годы осуществленные автором и его сотрудниками — более чем 30 аспирантами и соискате­лями из стран СНГ, Германии, Болгарии, Северной Кореи, Китая, Туниса, Египта, Иордании и др. Эти исследования составляют дока­зательную основу всего, что утверждается в тексте книги.


 




ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


От автора


 


Второй — многолетняя, с 1962 года, деятельность автора по науч­ному обеспечению сборных команд страны в качестве сотрудника и руководителя КНГ по гимнастике, консультанта по вопросам техни­ки и прогностики гимнастических упражнений, обучения и специ­альной технической подготовки. Большая часть наблюдений и раз­ного рода казусов, изложенных в книге, обязаны своим происхожде­нием именно этой работе.

Третий источник — работа на семинарах тренеров, курсах повыше­ния квалификации в разные годы проходивших как в СССР, России, так и за рубежом (Германия, Греция, Испания, Дания, Италия, Болгария, Чехия, Венгрия, Венесуэла, Боливия и др.). Суждения тренеров разной квалификации, воспринятые автором на этих заня­тиях, и всесторонний обмен мнениями, включая разного рода дис­куссии, лучше всего помогают в поисках общего языка, позволяю­щего наладить продуктивную связь между теоретиками и практика­ми спорта.

Наконец, еще один источник — преподавательская работа в ГЦОЛИФК-РГАФК, начавшаяся в 1959 году и продолжающаяся до настоящего времени. Этот род работы как нельзя лучше показывает насколько велика разница (подчас — пропасть) между двигательным опытом спортсмена и его способностью грамотно истолковать как чужие, так и свои собственные действия.

Одной из задач, поставленных перед собою автором, было пре­дельно простое, доходчивое изложение материала. Это вызвано, ко­нечно, не стремлением развлекатьчитателя, анастоятельной необхо­димостью сразу дать тренеру или гимнасту в доступной форме то, что может понадобиться ему в деле — не заставляя его вспоминать зако­ны физики и физиологии. Отсюда и избранная автором разговорная интонация. Теми же соображениями продиктовано решение исполь­зовать в тексте обиходную гимнастическую терминологию и расхо­жие определения, принятые в широкой среде тренеров и гимнастов; такие как «бросок»2, «накат», «курбет», «крутка», «спичаг», «бланш», «фляк», «вертолет», «самолет», «перешмыг», именные и др. термины и определения. Автор совершенно уверен, что читатель с готовнос­тью примет эти «вульгаризмы», так как нормативная гимнастичес-


кая терминология хороша для точной записи движени й, но для жи -вого обсуждения вопросов, составляющих предмет книги, слишком тяжеловесна.

Краткие исторические экскурсы, которые автор подчас себе по­зволяет, носят вовсе не мемуарный характер, а вынуждены необхо­димостью сопоставления эволюционных форм техники гимнасти­ческих упражнений.

В книге восемь глав, охватывающих все виды гимнастического многоборья.

Опорные и акробатические прыжки даны без разделения на муж­ской и женский материал, так как он в принципе един. Глава «Брусья разной высоты» также является лишь дополнением к материалу гла­вы «Перекладина», так что специалистам по женской гимнастике нужно, без всякого сомнения, обращаться, по необходимости к обе­им этим главам (как и вообще ко всем остальным!).

Материал книги излагается в виде относительно кратких сюже­тов, имеющих сквозную нумерацию: от номера 1 в главе «Перекла­дина» до номера 191 в главе «Брусья разной высоты». Это позволяет более просто делать разнообразные ссылки в тексте, подчеркивая тем самым смысловую связь между самыми различными упражнениями и давая дополнительную информацию по тому или иному вопросу. Ссылки на сюжеты даются, как правило, в скобках полужирным шрифтом (95).

Ссылки на рисунки даны курсивом —«(рис. 115)». Части рисунка, выделенные буквенными обозначениями, по необходимости имену­ются в тексте фигурами«(фиг. а)». Отдельные изображе­ния («человечки»), иллюстрирующие движение, названы кадрами (к.к.З-5)\

Книга заперш& ется, Предметным указателем. Такого рода слу­жебный аппарат не типичен для популярных книг, но мы соч­ли уместным это сделать, чтобы читатель мог, при желании, выбо­рочно находить в тексте интересующие его разделы и темы, опираясь не на заголовки сюжетов, носящие образный, подчас шутли­вый характер, а на общепринятую гимнастическую и биомехани­ческую терминологию. Кроме того, в каждом сюжете, как пра-


 


2 Ради упрощения фактуры текста, большая часть таких наименований дается без кавычек. Кавычки иногда сохраняются лишь по соображениям ясности кон­текста.


3 Автору пришлось воспользоваться воспроизведением собственных рисун­ков, за что он заранее просит извинения у читателя. Но это, по крайней мере, гарантирует полную аутентичность изображений и текста, так что автору не на кого будет свалить вину за все возможные несуразности.


 




ТЕХНИКА ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ


вило, встречаются аспекты, вообще не нашедшие отражения в за­головке.

И последнее. В книге часты не вполне раскрытые ссылки на неко­торые наиболее общие закономерности построения гимнастических движений, такие как биомеханика отталкиваний, бросков, поворо­тов, структурность движений и др. Это объясняется тем, что, по за­мыслу, настоящему изданию должна была предшествовать аналогич­ная популярная книга по общим основам техники гимнастических упражнений. Однако этот проект остается пока что неосуществлен­ным, хотя, быть может, придет и его время.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.