Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 22.






Тема: Слоги. Деление слов на слоги

a формировать представление о слоге, о слоговом составе слова; учить детей производить элементарный звуковой анализ и составлять схему слова с помощью одноцветных фишек

 

1. Дифференциация гласных и согласных звуков

- Ребята, слушайте звуки. После каждого звука говорите хором, он гласный или согласный.

М Р У Ж А Л О И Ы С З Э А Н М

 

2. Звуковой анализ слова РОЗА с составлением схемы слова. Дидактическая игра «Живые звуки»

- У вас на столе карточки с картинкой и схемой слова. Что изображено на картинке? (Роза)

- Посчитайте, сколько звуков в слове РОЗА (Четыре звука, потому что четыре пустых клеточки на схеме)

- Составьте схему слова РОЗА: все дети на карточках, а Т. – на доске.

(Порядок разбора слова см. выше)

- В слове РОЗА есть гласные звуки? Какие? (Звуки О, А)

- На каком месте в слове стоит звук О? (На втором месте). На каком месте звук А? (На четвертом)

- Сколько согласных в этом слове? (Два, звуки Р, З)

- Какие по счету в слове звуки Р и З? (Первый и третий)

Карандаш:

- Ребята, вы все сделали правильно, только вот схема у вас получилась какая-то грустная. А что если нам раскрасить ее? Ведь вы обозначаете гласные и согласные звуки цветными символами? Каким цветом обозначаете гласные? (Красным). А согласные? (Синим)

- Нам нужно заменить серые фишки цветными и слово РОЗА сразу станет веселым.

- Покажите на схеме гласные звуки. Поставьте на их место красные фишки, а на место согласных звуков Р и З – синие. Посмотрите, какая красивая схема получилась. Теперь еще нужно прочитать слово.

Педагог:

- Поиграем с живыми звуками. (Распределение ролей звуков). Слушайте задания:

а) – Подойди ко мне, первый гласный звук

б) – Подойди, второй гласный звук.

в) – Подойди, звук Р …. Звук З…

г) – Звуки, составьте слово РОЗА

д) – Звуки, найдите свое место на схеме.

- Дети, уберите со схемы звуки в следующей последовательности: звук З, звук А, звук Р, звук О

 

3. Формирование понятия «слог», деление слов на слоги

- Ребята, послушайте как я сейчас скажу слово РОЗА - РО…ЗА. Я его произнесла сразу полностью. (Нет, вы сначала сказали РО, потом ЗА).

- Верно, я сначала сказала первую часть слова, а потом вторую. Любое слово можно разделить на части. Давайте поучимся произносить слова по частям.

На наборном полотне картинки:

О-СА, МУ-ХА, КО-МАР, ПЧЕ-ЛА, СТРЕ-КО-ЗА, КУЗ-НЕ-ЧИК.

- Вам было трудно делить слова на части?

ЧАСТЬ СЛОВА НАЗЫВАЕТСЯ С Л О Г

- Послушайте сказку о частях слова – слогах. (Показ плоскостного театра)

 

РАССКАЗ ЗВУКОВ О СЛОГЕ

- Здравствуйте, ребята! Вы знаете как нас зовут?

 

- Да, мы звуки, гласные и согласные.

- Мы дружные ребята и редко употребляемся поодиночке. Мы живем в словах. Слова – это наши домики. А слоги – комнаты в этих домиках.

- В словах-домиках может быть разное количество комнат, то есть СЛОГОВ: один слог – ВОЛК, два слога – ЛИ-СА, три слога – БЕ-ГЕ-МОТ, четыре слога – ЧЕ-РЕ-ПА-ХА. А могут быть слова, состоящие из пяти, шести, семи и более слогов. СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ – СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

бегемот

- Вы догадались, что самым главным звуком в слоге является гласный. Именно он создает слог. Бывают даже слоги, которые состоят из одного гласного: О-ЛЯ, А-НЯ. Но чаще в слог входят гласный и согласный звук, а может быть и несколько согласных.

- Вернемся к нашим картинкам на наборном полотне. Давайте посчитаем, сколько слогов в каждом слове. А научиться считать слоги легко: нужно прошагать слово. Сколько вы сделали шагов, когда произносили слово – столько в слове частей или слогов.

О-СА – 2 слога МУ-ХА – 2 слога КО-МАР – 2 слога

ПЧЕ- ЛА – 2 слога СТРЕ-КО-ЗА – 3 слога КУЗ-НЕ-ЧИК – 3 слога

- Ребята, разделите на части слово ШМЕЛЬ. Сколько получилось частей-слогов? (Один слог)

- Как вы можете доказать, что в слове ШМЕЛЬ один слог? (Один гласный звук)

 

4. Выделение слов с заданным звуком. Дидактическая игра «Кто в избушке живет?»

- Стоит в поле избушка на курьих ножках, без окон и без дверей. Никто в избушку проникнуть не может, только насекомые могут сквозь щели пролезть.

 

Гусеница
Паук
Муха

Первым проползло насекомое, название которого начинается и заканчивается звуком К. Найдите его на картинке. Кто это? (Кузнечик)

- Затем в домик попали насекомые, в названии которых есть звук У. Догадались, кто это был? (Муха, паук, гусеница).

- Вот к домику подползли насекомые с короткими названиями. Это был…? (Жук, оса)

- Последним прилетело насекомое, название которого заканчивается на звук А. Найдите его на картинке и назовите. Так кто же поселился в домике, ребята? Сколько всего было жильцов?

5. Определение последнего звука в слове. Дидактическая игра «Шаг вперед!»

Все дети выстраиваются в шеренгу лицом к педагогу на расстоянии от него 5-6 метров.

- Я буду говорить вам слова. Вы по очереди определяете последний звук в слове. Если задание выполнено правильно, я буду зажигать зеленый фонарик. Значит, можно сделать шаг вперед. Если вы ошибетесь, загорится красный фонарик. Он означает: «Стой на месте! Подумай!» Кто первым дойдет до меня, тот победит.

Слова: ТВОРОГ, СМЕТАНА, САХАР, КРУПА, БАТОН, ЯЙЦО, КЕФИР, САЛАТ, СОУС, РЯЖЕНКА, МОЛОКО, СЫР и т.д.

 

6. Работа с текстом. Дидактическая игра «Подбери слово»

- Подберите и вставьте вместо слова БЕГУТ другое слово, подходящее по смыслу:

 
 
ТЕКУТ ЕДУТ ПРОХОДЯТ


ПО ДОРОГЕ БЕГУТ МАШИНЫ

БЫСТРО БЕГУТ ЧАСЫ
ПО КАЕАВКАМ БЕГУТ РУЧЕЙКИ

 

7. Изменение места звуков в слоге. Дидактическая игра «Наоборотки»

- Представьте себе, что я превратилась в волшебницу, а вы все, когда я дотронулась до вас своей волшебной палочкой, стали «наоборотками».Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки. За правильный ответ – фишка. А потом определим победителя.

 

НА – АН СА- АС УС – СУ КА – АК и т.д.

 

8. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Погреемся»

ПОИГРАЕМ-КА НЕМНОЖКО (показ ладоней, повернутых вверх, затем вниз)

И ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШКИ (хлопки ладонями)

ПАЛЬЧИКИ МЫ СОГРЕВАЕМ (потерание ладоней)

И СЖИМАЕМ, РАЗЖИМАЕМ (пальцы в кулак, затем разжать)

 

9. Формирование графических навыков. Прописывание ритмически повторяющихся криволинейных замкнутых линий.

«УЗОР ИЗ ЛИСТЬЕВ»

 
 

 


[1] Используются символы согласных звуков, предложенные Т.А. Ткаченко и Д.Д. Ткаченко






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.