Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гласные звуки






- Запомните это название. Давайте скажем вместе: «Гласные звуки»

- Гласных звуков всего 6. Назовите их.

- Чтобы лучше запомнить гласные звуки, мы нарисуем их портреты. И обозначим гласные звуки красным цветом на схемах.

 

 

 

 

 

А О У И Э Ы

- Ребята, я буду артикулировать гласные звуки без голоса, а вы по моей артикуляции догадайтесь, какой звук я хочу сказать.



А И У У О Ы О А Э И У О

3. Формирование понятия «согласные звуки»

- Дети, я хочу рассказать вам сказку. (Показ на фланелеграфе)

 

ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»

«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т. ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ СЛЫШИТ!»

«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.

- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?

- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.

- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ

«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.

И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ. ВОТ ПОСЛУШАЙТЕ.

 

Педагог (а затем и дети) поют на мотив песенки из м/ф «Чебурашка» ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ, объединяя звуки П, К, Т с гласными:

ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЭ

ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЭ

КА КО КУ КЫ КИ КЭ

 

- Теперь вы знаете, что звуки бывают гласные и согласные. Гласные – голосистые, певучие, произносятся свободно. Согласные звуки – произносятся отрывисто, звучат тише, воздушная струя при их произнесении встречает на своем пути преграду. Согласные звуки легче произносить вместе с гласными.

- Мы можем нарисовать портреты согласных звуков, чтобы лучше их запомнить. [1] Согласные звуки будем обозначать синим цветом.

 

М – корова мычит П – паровоз пыхтит В – ветер воет Т – молоток стучит Д – барабан звучит Г – гусь гогочет
Х – греем руки К – каблучки стучат С – насос свистит Н – девочка плачет Б – колокол звенит Ф – фонтан шумит
З – комар звенит Ц – тише, спит малыш Ш – воздух шипит Ж – пчела жужжит Л – корабль гудит Р – мотор самолета гудит

 

4. Развитие интонационной выразительности речи, силы голоса

- Если согласный звук Т станет рядом с гласным звуком У, получится песенка паровоза: ТУ-УУУУУ. Давайте сначала изобразим голосом далекий гудок, он звучит очень тихо, потому что паровоз далеко, потом громче, еще громче, очень громко, потом голос слабеет, как будто паровоз уезжает, удаляется.

       
   
 
 

 


 
 

 


5. Формирование представлений о словах-антонимах

- Ребята, Карандаш хочет научить вас играть в новую игру. Она называется «Наоборот».

Карандаш:

- Слушайте стихи и вставляйте нужное слово.

НАМ С ТОБОЙ ПРИШЕЛ ЧЕРЕД

СЫГРАТЬ В ИГРУ «НАОБОРОТ».

СКАЖУ Я СЛОВО ВЫСОКО,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ: НИЗКО.

СКАЖУ Я СЛОВО ДАЛЕКО,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ … (БЛИЗКО).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТОЛОК,

А ТЫ ОТВЕТИШЬ: …(ПОЛ).

СКАЖУ Я СЛОВО ПОТЕРЯЛ.

И СКАЖЕШЬ ТЫ: … (НАШЕЛ).

СКАЖУ ТЕБЕ Я СЛОВО ТРУС,

ОТВЕТИШЬ ТЫ: … (ХРАБРЕЦ).

ТЕПЕРЬ НАЧАЛО Я СКАЖУ, -

НУ, ОТВЕЧАЙ: … (КОНЕЦ).

Педагог:

- Подберите слова с противоположным значением и к моим словам:

ЧЕРНЫЙ - БЕЛЫЙ ЛЕВЫЙ – ПРАВЫЙ

ПЛАКАТЬ – СМЕЯТЬСЯ НАВЕРХУ – ВНИЗУ

МАЛЕНЬКИЙ – БОЛЬШОЙ ОПУСКАТЬСЯ – ПОДНИМАТЬСЯ

ОТКРЫВАТЬ – ЗАКРЫВАТЬ НАЧИНАТЬ – ЗАКАНЧИВАТЬ

ХОРОШИЙ – ПЛОХОЙ БЫСТРО – МЕДЛЕННО

НОЧЬ – ДЕНЬ ТОНКИЙ – ТОЛСТЫЙ и т.д.

6. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «По грибы»

ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ? (пальцы сжаты в кулак)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК В ЛЕС ХОДИЛ (отгибается мизинец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ГРИБ НАШЕЛ (отгибается безымянный палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЧИСТИТЬ СТАЛ (отгибается средний палец)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ЖАРИТЬ СТАЛ (отгибается указательный)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК ВСЕ СЪЕЛ,

ОТТОГО И ПОТОЛСТЕЛ (отгибается большой палец)

МОЖЕШЬ ПАЛЬЦЫ СОСЧИТАТЬ:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.(считается каждый палец отдельно)

 

8. Формирование графических навыков. Прописывание на линии элементов овальной и полукруглой формы.

«ГРИБЫ»

 
 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.