Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Тесты, определяющие потребность и необходимость грамотного профессионального общения.






Тест 1. «Оценки коммуникативных умений» (В. Ф. Ряховский)

Необходимо отметить ситуации, которые вызывают неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе с любимым человеком – будь то товарищ, преподаватель, или просто случайный собеседник.

«Варианты ситуаций:

1.Собеседник не даёт мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово

2.Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы

3.Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня

4.Разговор с таким партнёром часто вызывает чувство пустой траты времени

5. Собеседник постоянно суетится, карандаш и бумага занимают его больше, чем мои слова

6.Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство недовольства и тревоги

7.Собеседник отвлекает меня вопросами и комментариями

8.Чтобы я не сказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл

9.Собеседник всегда старается опровергнуть меня

10.Собеседник передёргивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание

11.Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться

12.Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал

13.Собеседни, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться

14.Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой, протирает стёкла и т.д., и я твёрдо уверен, что он при этом невнимателен

15.Собеседник делает выводы за меня

16.Собеседник всегда пытается вставить слово в моё повествование

17.Собеседник всегда смотрит на меня, очень внимательно, не мигая

18.Собеседник всегда смотрит на меня, как бы оценивая. Это меня беспокоит

19.Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает точно так же

20.Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает

21.Когда я говорю серьёзно, а собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты

22.Собеседник часто смотрит на часы во время разговора

23.Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и всё внимание обращает на меня

24.Собеседник ведёт себя так, будто я мешаю ему делать, что-нибудь важное

25.Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы с этим согласны?»

После обработки и интерпретации результатов

(70% - 100% - Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать

40% - 70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям. Вам, ещё не достаёт некоторых достоинств хорошего собеседника, избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите смысл сказанного, монополизируйте разговор

10% - 40% - Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнёру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее

0% - 10% - Вы отличны собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих»[19] Следует проанализировать в каких ситуациях Вы чувствуете себя скованно, неуверенно: при публичном выступлении, попадании в общество малознакомых людей, беседах с начальством, при знакомстве с представителем другого пола и т. д. Что в этих ситуациях Вас смущает: отсутствие ли общей темы разговора, косноязычие, тягостные паузы, боязнь покраснеть или показаться неумным и т. д.

Тест №2 «Умение излагать свои мысли» (Л.Г. Москвин)

«Ответьте «да» или «нет» на предложенные вопросы

1. Заботитесь ли Вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли Вы слова, соответствующие возрасту, образованию, интеллекту и общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли Вы форму изложения мысли, прежде чем высказаться?

4. Достаточно ли лаконичны Ваши распоряжения?

5. Если слушатель не задает вопросов после того как Вы высказались, считаете ли Вы, что он Вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно Вы высказываетесь?

7. Следите ли Вы за логичностью своих мыслей и высказываний?

8. Выясняете ли Вы, что было неясно в Ваших высказываниях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли Вы вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и мнения?

10. Отличаете ли Вы факт от мнений?

11. Стараетесь ли Вы опровергнуть мысли собеседника?

12. Стараетесь ли Вы, чтобы слушатели всегда соглашались с Вами?

13. Используете ли Вы профессиональные термины, далеко не всем понятные?

14. Говорите ли Вы вежливо и дружелюбно?

15. Следите ли Вы за впечатлениями, производимым Вашими словами?

16. Делаете ли Вы паузы для обдумывания?

Ключ к тестовому заданию «Умение излагать свои мысли»

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12, 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы. Подсчитайте количество баллов.



От 12 до 16 баллов – Вы отлично излагаете свои мысли перед аудиторией.

От 10 до 12 баллов – у Вас средний уровень умения излагать свои мысли перед аудиторией.

От 9 баллов и менее – Вы практически не умеете излагать свои мысли перед аудиторией.»[20]

Тест № 3 «Умеете ли Вы убеждать других?» (В.В. Бондаренко)

«На каждый вопрос необходимо ответить «да» или «нет».

1. Высказывая свою точку зрения, всегда ли Вы смотрите на того человека или на ту группу людей, к кому обращаетесь?

2. Легко ли Вас расслышать во время разговора?

3. Используете ли Вы термины, которые понятны Вашим слушателям?

4. Если Ваше утверждение весьма оригинально, можете ли Вы привести, по меньшей мере, пару серьезных доводов в его пользу?

5. Легко ли Вы теряете контроль над своими чувствами?

6. Легко ли Вас обескуражить высказыванием, вопросом, шуткой и пр.?

7. Склонны ли Вы давать обещания, которые не в состоянии выполнить или которые не выполняете?

8. Есть ли у Вас привычка запоминать интересные факты из прочитанного, увиденного или услышанного?

9. Часто ли люди пугают Вас неожиданным обращением к Вам?

10. Любите ли Вы поспорить ради самого спора?

Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы убеждать других?»

За каждый ответ «Да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 8 – 1 балл; за каждый ответ «Нет» на вопросы 5, 6, 7, 9, 10 – 1 балл.

- От 3 баллов и менее извините, но Вы вряд ли сможете добиться успеха в обмене мнениями. Ваша сила воздействия на собеседника довольно слаба, но не отчаивайтесь! Вероятно, Вы приятный человек и у Вас найдутся друзья, которые смогут отстоять Вашу позицию.

- От 4 до 8 баллов Вы обладаете средними способностями оказания воздействия на людей. Иногда Вы отстаиваете свою позицию, но часто этого сделать не удается. Возможно, этот краткий опросник даст вам некоторые указания для дальнейшего совершенствования.

- От 9 до 10 баллов Вы нас убедили! Вы умеете убеждать»[21]

Тест №4 « Уровень коммуникативного контроля в общении». (М. Шнайдер)

Тест разработан американским ученым М. Шнайдером. Он позволяет выявлять степень коммуникативного контроля в общении. Оцените каждое из предложений, описывающих реакцию на некоторые ситуации: верное (В) или неверное (Н) применительно к Вам.

2. Мне кажется трудным искусство подражать манере поведения других людей.

3. Я бы, пожалуй, мог «валять дурака», чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

4. Из меня мог бы выйти неплохой актёр.

5. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что0то более глубоко, чем это есть на самом деле.

6. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

7. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

8. Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.

9. Чтобы преуспеть в делах и отношениях с людьми, Я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

10. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

11. Я не всегда такой, каким кажусь.

По одному баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7вопросы и за ответ В на все остальные.

Ключ: 0…3 – низкий коммуникативный контроль

4…6 – средний коммуникативный контроль

7…10 – высокий коммуникативный контроль.»[22]

Список используемой литературы.

  1. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992. 127с.
  2. Анисимова Г.В. Риторика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 75с.
  3. БодалеваА.А.. Психологияобщения. Энциклопедический словарь - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г. Тест общительности. В. Ф. Ряховский 1364
  4. Бодалёв А.А. // Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: изд-во ин-та психотерапии, 2003. – 413с
  5. Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? – Журнал Классное руководство и воспитание школьников» - М, / ИД «Первое сентября» № 6 С. 11.
  6. Бутенко Г., Печерская А. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.г. Смоленск «Смоленская областная типография им В. И. Смирнова». 2006г. – 256 с.
  7. Джонсон Д., Джонсон Р, Джонсон -Холубек Э.; Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2001 - 256с.
  8. Лосев А.Ф., Античная литература - М: ЧеРо, 2005- 543 с.
  9. МорозовА. В. Деловаяпсихология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000 – 576 с.
  10. Москвина Л. Г. 136 популярных тестов. - М.: Рольф, 2000. – 348 С
  11. Михальская А.К. Риторика. 10-11 классы. 6-е изд., стер. - М.: 2011 – 491с.
  12. Пронькин В.Н., Гутников А.Б., Живоеправо. Т.1: Учеб.пособие для 8-11 кл. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ин-та права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001 – 418с.
  13. Пронькин, в В Гутников А. Позиция " да" и позиция " нет" Занимательная энциклопедия практического права. - Учительская газета. Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского
  14. Резник С.Д., В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов, Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб.пособие – 2-е изд., доп., Москва, ИНФРА-М, 2008 – 256с.
  15. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 224с.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
(модуля)

а) основная литература:

1.Савкова З.В. Искусство оратора: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. -
СПб.: Знание, 2003. - 246с.

2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар.
Отношения, 1993. - 280с.

3. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво
и убедительно говорить: Учебное пособие. - СПб.: «Паритет», 2002. - 192с.

б) дополнительная литература:

1.Логика и риторика. Хрестоматия. /Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. -
МП.: НТООО «Тетра Системе», 1997. - 624с.

2. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с
упражнениями.: Пер. с нем. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ; АО
«Интерэксперт», 1997. -225с.

З.Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Асаёегша», 1995. - 256с.

4.​ Львов М.Р. Риторика.Культура речи: Учебное пособие для студентов
гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский дом «Академия», 2002.
- 272с.

5.​ Далецкий Чеслав. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Учебное
пособие. - М.: Омега. - Л, 2004. - 488с.25

6. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике: экспериментальное учебное
пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ
гуманитарного профиля, а также студентов гуманитарных вузов. М.:
Издательский центр АЗ, 1996. - 192с.

7. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие
/а.а.ивин. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2002. - 304с.

8.​ Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи
учащихся: Пособие для учителя литературы. - М.: Мнемозина, 1996. - 158с.

9.​ Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека.
М.: Логос, 2004. - 304с.

10. Об ораторском искусстве. Составитель А.Толмачёв. М.:
Государственное издательство политической литературы, 1958. - 272с.

11.Об искусстве полемики /П.Н.Федосеев, С.И.Попов, В.Л.Артёмов и др. - М.: Политиздат, 1980. - 303с.

11.Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. /Д.Н.Александров. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2002. - 304с.

12. Голуб И.Б. Основы красноречия. Учебное пособие для
общеобразовательных учреждений. - М.: Яхонт, 2000. - 272с.

13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи: книга для
учащихся. -- Изд. 2-е, доп. - Л.: Изд-во «Просвещение» Лен. Отд., 1969. -
302с.

14.​ Михальская А.К. Основы риторики. 10 Пкл. Учебн. Для
общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с измен. - М.: Дрофа, 2001. -
496с.

15.​ Вартаньян Эд. Путешествие в слово. - М.: «Сов. Россия».,! 975. -
192с.

16. Вопросы лекционной пропаганды. Вып. 9. М.: Знание, 1985.
(Методика лекторского мастерства и ораторского искусства).

17. Маркичева Т.Е., Ножин Е.А. Мастерство публичного выступления: Учебное пособие. - М.: Знание, 1989. - 176с.

18. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: Учебное пособие /О.А.Баева. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Новое знание, 2002. - 368с.

19. Аперсян Г.З. Ораторское искусство. - М.: Издательство Московского
университета, 1969. -

20. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика - М.: ЗАО Изд-во
Центрполиграф, 2001. - 669с.

21. Сопер Поль Л. Основы искусства речи: пер. с англ. - 3-е испр. Изд. -
М.: Издательство Агенства «Яхтсмен», 1995. - 416с.

22. Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе, и влиять на
людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. Пер.
с анг. /Общ., ред. И предисл. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. - М.: Прогресс,
1989.-448с.

23. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи и искусство речи.
Современная риторика. - Ростов на Дону. Издательство «Феникс», 1995. - 576с.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки

.

Автор - доцент кафедры сценической речи и русского языка Грановская Т.В.

Рецензент - зав. кафедрой сценической речи и русского языка

Ганыш Н.П.

Программа одобрена на заседании кафедры сценической речи и русского языка

от ___________ года, протокол № ________.

 

 


[1] Т. Е. Тимошенко. Риторика.Практикум. — М.: Флинта: Наука, 2009.

[2] Анисимова Г.В. Риторика: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - С.26

[3] Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? – Журнал Классное руководство и воспитание школьников» - М, / ИД «Первое сентября» № 6 С.11

[4]МорозовА. В. Деловаяпсихология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000.- С.79

 

[6]Михальская А.К. Риторика. 10-11 классы. 6-е изд., стер. - М.: 2011. С 146

[7]Пронькин В.Н., Гутников А.Б., Живоеправо. Т.1: Учеб.пособие для 8-11 кл. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ин-та права им. Принца П.Г.Ольденбургского, 2001. С. 418

[8] С.Д. Резник, В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов, Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб.пособие /. – 2-е изд., доп., Москва, ИНФРА-М, 2008 – С. 125

[9] Бутенко Г., Печерская А. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.г. Смоленск «Смоленская областная типография им В. И. Смирнова». 2006г. С. 127

[10]Пронькин, в В Гутников А. Позиция " да" и позиция " нет" Занимательная энциклопедия практического права. - Учительская газета. Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского

[11]Пронькин, в В Гутников А. Позиция " да" и позиция " нет" Занимательная энциклопедия практического права. - Учительская газета. Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского

[12]Пронькин, в В Гутников А. Позиция " да" и позиция " нет" Занимательная энциклопедия практического права. - Учительская газета. Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г.Ольденбургского

[13] Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? – Журнал Классное руководство и воспитание школьников» - М, / ИД «Первое сентября» № 6 С.11

[14] Бочкова Н.В. Как вести дискуссию? – Журнал Классное руководство и воспитание школьников» - М, / ИД «Первое сентября» № 6 С.11.

[15]С.Д. Резник, В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов, Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб.пособие / – 2-е изд., доп., Москва, ИНФРА-М, 2008 – С. 125

[16] Джонсон Д., Джонсон Р, Джонсон-Холубек Э.; Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2001, - С.70

[17] Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005 - С. 76.

[18] Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек; Обучение в сотрудничестве / пер. с англ. – СПб.: Экономическая школа, 2001, С.150

[19] А.А. Бодалева. Психологияобщения. Энциклопедический словарь - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г. Тест общительности. В. Ф. Ряховский с 64

[20] Москвина Л. Г. 136 популярных тестов. - М.: Рольф, 2000. С 66

[21] Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: Учеб.пособие / С.Д. Резника, В. В. Бондаренко, С. Н. Соколов. – 2-е изд., доп., Москва, ИНФРА-М, 2008 с. 68

[22]Бодалёв А.А. Продуктивная деловая игра «Командное решение» / А.А. Бодалёв // Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом. – М.: изд-во ин-та психотерапии, 2003. – С. 125






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.