Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие деловой риторики. Речевые формы делового общения. Беседы. Переговоры.






Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – сложный, многогранный процесс. Общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В структуре общения выделяют три стороны – коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Существуют различные стратегии общения: 1) открытое – закрытое; 2) монологическое–диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение " по душам"). Выделяют следующие стратегии общения: а) " Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.п.; б) примитивное общение – оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, получив желаемое, теряют интерес к нему и не скрывают этого; в) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли; г) деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения; д) духовное межличностное общение друзей; е) манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лести, запугивания, обмана и т.п.);
ж) светское общение. Суть его в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Общение осуществляется по следующим каналам: речевой (вербальный) и неречевой (мимика, прикосновения, жесты, взгляды, дистанции при коммуникации). При анализе интерактивной стороны общения выделяют два противоположных вида взаимодействия: кооперация (согласие, приспособление) и конкуренция (конфликт, оппозиция). Перцептивная сторона общения связана с взаимопониманием между участниками этого процесса. Более полному осознанию себя через другого способствует развитие следующих особенностей личности: идентификация (способ понимания другого человека через уподобление себя ему); эмпатия (это стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого) и рефлексия (осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению).

Существуют универсальные приемы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора, проявление доброжелательности, стремление получать как можно больше положительных ответов, втягивание своего собеседника в диалог, при этом надо постараться снять психическую напряженность, вместе с тем –критично относиться к своему поведению. Основные трудности общения связаны с недопониманием, нежеланием услышать вторую сторону общения. Предпринимательство, исполнение управленческих функций, профессиональные контакты – всё это реальные формы делового общения.

Распространенной формой деловых контактов являются деловые встречи, которые необходимо очень тщательно готовить, продумывая каждую фазу беседы. Различные стратегии делового общения. " Золотое правило" деловых бесед – " не жечь мостов". Основные принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность (наглядность), экспрессивность и интенсивность. " Риторический инструментарий" в таком общении выступает в виде набора коммуникационных эффектов: " эффект визуального имиджа", " эффект первых фраз", " эффект аргументации", " эффект квантового выброса информации", " эффект интонации и паузы", " эффект художественной выразительности", " эффект релаксации", " эффект дисперсии". Свои особенности имеет общение в конфликте.



Контрольные вопросы

1. Что понимается под общением?

2. Какова структура общения?

3.Какие стратегии делового общения Вы знаете?

4. Что можно сказать о технике общения как определенном наборе коммуникативных действий и приемов?

5. Что понимается под деловой беседой?

6. Каковы этапы подготовки деловой беседы?

7. Каковы основные принципы речевого воздействия? Приведите примеры.

8. Что понимается под так называемым " риторическим инструментарием"?

9. Какие основные трудности общения? Как они преодолеваются?

Литература: [(2) стр. 184-211, 214-233]; [(21) стр. 4-14, 141-168]; [(24) стр. 321-329]; [(27) стр.3-25, 36 – 62, 65-97].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.