Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и дискуссии, развивающие навыки управления коммуникативным процессом и умение вербального информационного обмена.






Домашнее задание 1. «Хрия».

Выбрать позицию по заданной теме и обосновать ее про помощи «сложного аргумента доказательной речи – Хрии, состоящей из 8 частей:

  1. Приступ
  2. Парафразис(повторение, краткое раскрытие темы)
  3. Причина (это так, потому что)
  4. Противное (если бы это было не так.То…)
  5. Подобное
  6. Пример
  7. Свидетельство
  8. Заключение»[6]

Хрия, таким образом, есть некая совокупность приёмов для развития предложенной темы, которые помогут в процессе дискуссий.

Домашнее задание 2. «Попс – формула»

Участникам эксперимента было предложено письменно выбрать позицию по заданной теме обосновать ее при помощи ПОПС - формулы

«ПОПС – формула:

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что...

О - обоснование (на чем основывается, довод в поддержку позиции) - ... потому, что...

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - ... например,...

С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию позиции) - ... поэтому...» [7]

Упражнение 1. «Интервью»:

«Процедура: Участники разбиваются на две группы. Первая группа – журналисты, которые берут интервью. Во второй группе каждый выбирает, кто он будет, чью роль возьмёт (спортсмен, президент, бизнесмен, ген. директор и т. п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключение обсуждают: «Легко ли было общаться исходя из определённой роли? Какие переживания и мысли возникли во время выполнения упражнения? Что помогло понять оно?»[8]

 

Упражнение 2. «Разговор и пространство общения»

«Участники группы делятся на пары. В паре один человек говорит, а другой слушает. Говорящий рассказывает партнёру о каком-то своём затруднении или проблеме. Слушающий реагирует на рассказ естественно так, как ему захочется. Оба члена пары сидят напротив друг друга на стульях. Затем по команде ведущего, не прерывая разговора, участники упражнения меняют своё пространственное положение: Слушающий становится на стул и слушает стоя, говорящий присаживается на корточки и продолжает рассказ в таком положении. После выполнения упражнения участники группы в кругу обсуждают результаты: что изменилось в Вас после того, как Вы встали на стул по отношению к собеседнику? По отношению к его проблеме? По отношению к себе?

Какие чувства и желания Вы испытывали в тот момент, когда Ваш партнёр встал на стул во время вашего рассказа о проблеме? Хотелось ли Вам продолжить разговор? Почему?

В какой момент Вы осознали ваше «Я-слушание?» Какое оно было?»[9]

Упражнение 3. «Займи позицию. Шкала мнений»

 

« Этот метод – хорошее начало для работы с дискуссионными проблемами и вопросами. Метод полезно использовать как вводное упражнение, для того чтобы продемонстрировать разнообразие мнений по изучаемой теме, дать учащимся возможность выразить свою точку зрения и применить на практике навыки общения.

Порядок проведения

Предварительно:

1. Формулируется дискуссионный вопрос (или высказывание), отвечающий следующим критериям:

- Вопрос является интересным для участников (вызывает живой отклик);

- Вопрос является спорным: имеются как минимум два противоположных мнения по этому вопросу (например: «Смертную казнь нужно отменить». Мнения: да, нет).

- Вопрос является сбалансированным: имеются достаточные аргументы, поддерживающие оба мнения.

2. «Шкала мнений»: на доске рисуем линию На шкале напишите варианты ответов, например:

За смертную казнь Скорее за Скорее против Против

При проведении:

4. Задается дискуссионный вопрос и дается время подумать над своей позицией по этому вопросу.

5. Предлагается участникам подойти к «шкале мнений» и занять позицию – то есть встать у соответствующего их мнению варианта ответа.

6. Объясняются правила упражнения:

- уточните свою позицию (например: «я за смертную казнь, но только в исключительных случаях»)

- объясните, почему вы заняли эту позицию;

- при ответе можно использовать ПОПС-формулу: позиция – обоснование - пример - следствие (см. «Живое право», книга для ученика, т.1, стр. 418);

- каждому следует привести по одному аргументу в защиту своей позиции;

- в процессе дискуссии можно поменять позицию, если аргументы других участников вас убедили.

7. Задается вопрос респондентам, занявшим разные позиции: Почему вы заняли эту позицию?

8. Можно использовать прием парафраза (активного слушания) – попросите участников, занимающих разные позиции, повторить как они поняли аргументы другой стороны.

9. Итоги:

- Во-первых, оценить аргументы участников: попросите участников назвать наиболее убедительный аргумент, который они услышали от противоположной стороны.

- Во-вторых, проанализируйте количественное соотношение сторонников разных позиций, сравните это соотношение с общественным мнением.

- В-третьих, обсудите, при каких условиях возможно изменение позиции.

- В заключение рассмотрите возможные последствия позиций. Что будет, если их позиция будет отражена в законе или в политике? Какое влияние оказывают различные мнения на общество в целом и на отдельных людей?»[10]

 

Упражнение 4. «Дискуссия Круглый стол»

«Дискуссия направлена на обсуждение какой либо актуальной темы, требующей всестороннего анализа. Перед участниками не ставиться задача решить проблему. Они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации, осмыслить ее, обозначить основные направления развития и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15-25 человек.»[11]

Упражнение 5. «Дискуссия в стиле ток – шоу»

«Группа из 3-5 человек ведет дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают свое мнение или задают участникам вопросы. Основные участники обсуждения должны быть достаточно компетентны в данной области и хорошо подготовлены к конкретной беседе. Важно также, чтобы личные качества основных действующих лиц не отвлекали внимания от темы дискуссии и чтобы все участники имели равную возможность высказать свою точку зрения (выступление не должно продолжаться более 3-5 минут). Ведущий должен следить за тем, чтобы участники дискуссии не отклонялись от заданной темы. Продолжительность дискуссии не должна превышать 1, 5 часа.

Предварительно:

- Сообщите тему дискуссии ее участникам (желательно в форме дискуссионного вопроса).

- Участникам необходимо продумать собственную позицию по теме дискуссии.

- Пригласить экспертов и попросить их подготовиться к краткому выступлению по теме (2-3 минуты), подготовить справочную информацию.

- Аудиторию следует организовать по типу студии: зрители размещаются полукругом по отношению к экспертам.

- При проведении:

- Представить тему дискуссии (в качестве мотивации может послужить видеофрагмент, цитата из прессы, короткая история…).

- Представить экспертов.

Сообщить правила проведения ток-шоу:

- Сначала эксперты высказываются по проблеме (2–3 минуты каждый);

- Чтобы получить слово надо поднять руку;

- Слово зрителям предоставляет ведущий;

- Зрители могут выступать со своим мнением или задавать вопросы отдельным или всем экспертам (не дольше 1 минуты);

- Ведущий имеет право задавать вопросы;

- Ведущий имеет право прервать выступающего, превысившего лимит времени;

- Эксперты отвечают на вопросы как можно конкретнее и короче;

Предоставить слово экспертам, после чего попросите зрителей выступать и задавать вопросы. Следите за временем.

Проведите подведение итогов по содержанию дискуссии и манере ее проведения.»[12]

Упражнение 6. “Дебаты” [13]

Цель – научить респондентов аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и способности убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме при помощи МОПС =формулы.

Дискуссия в ролевой форме дебатов представляет собой разновидность дискуссии-спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки зрения.

- Необходимо прочитать прочитана вводную лекцию и даны рекомендации по проведению дискуссии.

- Задать тему и выбрать две возможные точки зрения на проблему.

- Участникам необходимо выбрать наиболее близкие им точки зрения и объединиться в две микрогруппы

- Определить правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступления группы в дебатах

- Организовать обсуждения проблемы в микрогруппах: распределить роли между членами каждой группы; выстроить систему аргументов для убеждения оппонентов с использованием МОПС формулы; продумать ответы на возможные вопросы; решить вопрос о том, как распорядиться предоставленным временем

- Во время дебатов по очереди предоставлять слово представителям групп, при соблюдении регламента выступления.

В завершении дебатов необходимо провести совместный анализ результатов дискуссии.

Упражнение 7. «Диспут»

« Ведущий объявляет тему и предоставляет слово желающим (иногда тем, кто специально подготовился). Ход диспута определяется частично ведущим, но в основном непредсказуем, имеет эмоциональный характер.»[14]

Упражнение 8. «Дизайнеры»

Упражнение выполняется группой из 4-6 человек, имеющих опыт совместной работы и знакомой с правилами «мозгового штурма» в течении 15 – 20 минут. Для работы необходимо несколько листов бумаги, разноцветные фломастеры или карандаши (количество цветов - по числу участников группы).

Группа выбирает ведущего. Остальные являбются генераторами Отличие упражнения «Дизанеров» от мозгового штурма состоит в том, что запрещены любые разговоры и общаться можно только при помощи фламастеров. Рисать слова и фразы запрещается. Можно только рисовать. Каждый рисует своим цветом, чтобы по цвету рисунков можно было определить, кому принадлежит идея.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.