Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Профессиональных учителей красноречия называли софистами






Профессиональных учителей красноречия называли софистами. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может лишь искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить " делать слабое мнение сильным". Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы: речи не должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру; использовали противопоставление (антитезу) и созвучие окончаний (поэтический прием); обращали внимание на сжатость и закругленность мыслей, ритм речи, изучали воздействие речи на чувства. Отношение к софистам было двойственным. Против софистов выступил Сократ (его мнение в своих диалогах " Пир", " Софист", " Горгий", " Федр" и др. воспроизводит философ Платон). По мнению Сократа и Платона, софист – мнимый мудрец, а софистика – лженаука, потому что софисты равнодушны к истине и готовы убедить слушателей в чем угодно, а для этого широко использовали софизмы – преднамеренно ложные выводы. Сократ разработал метод поиска истины путем постановки так называемых " наводящих вопросов" (диалектика и " майевтика"). Ученик Сократа Платон противопоставил софистам учение о подлинном красноречии (риторика как средство убеждения). По его мнению, составляя речь, оратор должен четко определить предмет речи, познать истину, познать души людей, для которых речь предназначена. Композиция речи, по Платону: вступление, изложение, доказательства и выводы. Крупнейшим теоретиком античной риторики являлся Аристотель. Он определяет риторику как " способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета". В своей " Риторике", состоящей из трех книг, Аристотель подробно рассматривает три рода речей: совещательные (политические), судебные и эпидейктические (торжественные). Выбор способов доказательства зависит от назначения речи.Так, в политической речи уместны примеры, факты, притчи, басни, исторические примеры. В судебной – энтимемы (сокращенные умозаключения), законы, свидетельские показания, клятвы и т.д. В торжественной – преувеличения, сравнения. Риторика рассматривает стиль и композицию речи, много внимания уделяет эмоциям (страстям).

Самым знаменитым оратором Древней Греции был Демосфен, преодолевший свои природные недостатки и ставший великим оратором. Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями: 1) это риторика " манипулирующая", монологическая; 2) это риторика состязания, спора, обязательно направленного на победу одного и поражение другого, для чего используются любые средства; 3) это риторика относительности – нет истины, а есть различные мнения и важно лишь доказать правильность своего мнения. Риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля можно определить как: 1)диалогический; 2) гармонизирующий – главная цель разговора, спора объединение усилий для достижения согласия по поводу смысла, цели и результатов общения; 3) цель разговора – поиски и обнаружение истины, инструментами поиска были – знаменитая ирония Сократа и " майевтика".

Красноречие в Древнем Риме развивалось под влиянием греческого наследия и достигло особенного расцвета во время могущества Римской республики. Наиболее известным оратором и теоретиком риторики в Древнем Риме был Марк Туллий Цицерон, свои взгляды изложивший в трех трактатах – " Об ораторе" (посвящен воспитанию оратора, целям и основным категориям риторики), " Брут" (история римской риторики) и " Оратор" (стиль, ритм, каноны и идеал риторики). По его мнению, основой ораторского искусства является глубокое знание предмета, для этого необходимо знание многих наук, особенно философии, логики, права. В задачу оратора входит: расположить к себе слушателей; изложить сущность дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; в заключении придать блеск своим положениям и окончательно низвергнуть положения противника. По мнению Цицерона, необходимо следовать четырем принципам: говорить правильно, ясно, красиво и соответственно содержанию. Идеал оратора для Цицерона – политический деятель, которому внимает весь народ на форуме. Канон риторики включает пять частей: 1) (inventio) инвенцио – найти, что сказать; 2) (dispositio) диспозиция – расположить найденное; 3) (elocutio) элокуция – украшение словами, как сказать; 4) (memoria) мемория – запоминание; 5) (actio) акт – произнесение. Это деление риторического поступка сохранится до наших дней.



Не менее известен другой римский оратор Марк Фабий Квинтиллион – автор сочинения в 12-ти книгах " Наставления оратора", или " Образование оратора", где учтен весь опыт классической риторики и обобщен собственный опыт преподавателя риторики и адвоката. Идеал оратора для Квинтиллиона – хороший стилист, для которого особое значение имеет узкий круг просвещенных.

Родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме риторика не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в средние века, в эпоху Возрождения и Нового времени. При этом востребованность риторики пошла на убыль: сферой ее приложения остались лишь торжественные, хвалебные речи и проповеди (гомилетика). Много внимания уделяется психологии, страстям, эмоциям, стилю речи. Возникает университетское, деловое, парламентское, дипломатическое красноречие.

Контрольные вопросы

1. Кто такие софисты и как они понимали роль слова?

2. Почему Сократ и Платон бросили вызов софистам?

3. Каким видит Сократ подлинное красноречие?

4. Как понимал риторику Аристотель? Почему риторика Аристотеля – это риторика вероятного, возможного?

6. Каков риторический идеал софистов?

7. Чем отличается риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля от риторического идеала софистов?

8. Взгляды Цицерона на ораторское искусство.

12. В чем состоит значение трактата Квинтиллиона " Образование оратора"? Риторический идеал Квинтиллиона.

Литература: [(2) стр. 20-28]; [(7) стр. 24-37]; [(12) стр. 13-20]; [(13) стр. 89-378]; [(15) 46-67, 90-111]; [(16) стр. 308-314, 388-398]; [(18) стр. 38-69, 71-90, 154-165]; [(22) стр. 31-40, 41-42];






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.