Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Участие ЦС Профсоюза в обсуждении и подготовке предложений по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере образования.




В 2015 году постоянно в поле зрения Профсоюза находились вопросы апробации и перспектив применения профессионального стандарта педагога, других профессиональных стандартов в сфере образования.

Следует напомнить, что ЦС Профсоюза принимал активное участие в экспертизе профессиональных стандартов: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Специалист в области воспитательной работы», которые были согласованы при условии учета разработчиками замечаний и предложений Профсоюза.

Специалисты аппарата Профсоюза постоянно участвуют в совещаниях, рабочих группах Минобрнауки России, Минтруда России, в деятельности советов, в различных форумах, конференциях, съездах, проводимых с целью обсуждения различных аспектов применения профстандарта «Педагог», в экспертизе проектов документов по этим вопросам, отстаивая профессиональные интересы, трудовые права и социальные гарантии педагогических работников.

Экспертами Профсоюза подготовлена информация для обсуждения при проведении августовских совещаний в 2015 году вопроса «Апробация и перспективы внедрения профессионального стандарта педагога, других профессиональных стандартов в сфере образования: новые экзамены, новая аттестация, новые должности».

В 2015 году ЦС Профсоюза принимал участие в совещаниях Минобрнауки России по вопросам, связанным с обсуждением сценариев применения (вступления в силу) профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», были подготовлены замечания и предложения Профсоюза.

Представители Общероссийского Профсоюза образования приняли участие во Всероссийском съезде «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение», состоявшемся в ноябре 2015 года в Москве на базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет».

Характеризуя складывающуюся ситуацию с подготовкой к применению профстандарта «Педагог» при формировании кадровой политики образовательной организации и управлении персоналом, при организации обучения, повышения квалификации, переподготовки и аттестации работников, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда, ЦС Профсоюза считает важным отметить, что продолжается работа над формированием нормативной правовой базы по всем вопросам применения профстандартов.

Так, в соответствии со статьей 195.3 Трудового кодекса РФ, утвержденной Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", определен и вступает в силу с 1 июля 2016 года новый порядок применения профессиональных стандартов.



Этой же статьей установлено, что разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов вправе давать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Соответствующие законопроекты по вопросам независимой оценки квалификации, направленные Правительством РФ в Государственную Думу, после обсуждения в комитетах Государственной Думы должны быть подготовлены к рассмотрению ею в первом чтении к маю текущего года.

Общероссийский Профсоюз образования проанализировал существующие условия для применения работодателями образовательных организаций, начиная с 01.01.2017 года, профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного Минтрудом России (далее – профстандарт педагога), при формировании кадровой политики образовательной организации и управлении персоналом, при организации обучения, повышения квалификации, переподготовки и аттестации работников, заключении с ними трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда, и считает принятые для этих целей меры крайне недостаточными.

ЦС Профсоюза вынужден констатировать, что в системе образования до настоящего времени не завершена работа по формированию на федеральном и региональном уровнях плана-графика или «дорожной карты» по подготовке к введению профстандарта «Педагог» по всем направлениям его применения.



Кроме того, анализ материалов, размещенных на сайтах государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, организаций дополнительного профессионального образования и стажировочных площадок по апробации профстандарта «Педагог» в субъектах РФ, проведенный экспертами ЦС Профсоюза, позволяет сделать вывод о том, что в большинстве субъектов РФ фактически так и не проведена должная системная подготовительная работа к введению профстандарта «Педагог» по всем направлениям его применения.

До настоящего времени отсутствуют типовые документы общеобразовательной организации для работы в условиях применения профстандарта «Педагог», поименованные в Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утвержденной заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Г. Голодец 28 мая 2014 г. № 3241п-П8).

Как известно, профстандарт «Педагог» прошел в 2014-2015 годах апробацию, в ходе которой были разработаны методические материалы по его поэтапному внедрению и прошли общественное обсуждение на стажировочных площадках по его апробации. Участники Всероссийского съезда «Профессиональный стандарт педагога: апробация и внедрение», состоявшегося в ноябре 2015 года в Москве на базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», отметили важность использования этих методических разработок в общеобразовательных организациях, но при условии их доработки с учетом замечаний и предложений участников Съезда.

Участники Съезда также внесли предложение в адрес Минобрнауки России подготовить новую редакцию профессионального стандарта педагога с учетом предусматриваемых изменений нормативной правовой базы и результатов первого этапа апробации профстандарта педагога.

При этом важно отметить, что представители педагогического и научного сообщества, не принимавшие участия в Съезде, также считают необходимым внести изменения в профстандарт «Педагог» в части требований к образованию и обучению, содержащихся в соответствующем разделе профстандарта, и тщательно проработать вопросы обеспечения права трудоустройства в системе общего образования выпускникам российских образовательных организаций, завершившим обучение по направлениям подготовки высшего образования, не относящимся к укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки». Подобные вопросы необходимо будет проработать и в отношении выпускников значительного числа российских образовательных организаций среднего профессионального образования.

Рекомендации участников Всероссийского съезда опубликованы на сайте профстандартпедагога.рф 18.01.2016 года под заголовком «Основные итоги работы Всероссийского съезда участников апробации и внедрения профстандарта педагога».

Опубликованные в рамках указанных выше итогов Съезда проекты методических материалов, нормативных правовых актов, так и не получивших необходимой правовой экспертизы со стороны независимых экспертов, в настоящее время применяются (без рекомендованной участниками Съезда доработки) вне рамок стажировочных площадок и получают все более широкое распространение (на региональных семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации, переподготовки руководящих и педагогических работников и др.), в том числе при освещении вопросов регулирования трудовых отношений при применении профессиональных стандартов, что является преждевременным и может привести к очевидным негативным последствиям.

Возникшая таким образом неопределенность с правовым обеспечением применения с 1 января 2017 года профессионального стандарта «Педагог» вызывает большую обеспокоенность, которую высказывают представители региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, работодатели и непосредственно педагогические работники общеобразовательных организаций.

В связи с этим представляется обязательным проведение правовой экспертизы и доработки необходимых документов для последующего направления их Министерством образования и науки РФ с соответствующими разъяснениями в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

В частности, в первую очередь, в разъяснения Минобрнауки России должно быть включено опровержение положений, содержащихся в опубликованных на сайте профстандартпедагога.рф проектах методических рекомендаций и нормативных правовых актов, согласно которым принятие работодателем решения о применении в организации профессиональных стандартов априори является основанием для внесения изменений в трудовые договоры с работниками, включая изменение трудовой функции, проведение аттестации, прекращение трудовых договоров.

До настоящего времени в субъектах РФ не проводится системная работа по переобучению профессорско-преподавательского состава образовательных организаций профессионального образования, организаций дополнительного профессионального образования, столь необходимого для последующего проведения масштабного повышения квалификации работодателей образовательных организаций по вопросам применения профстандарта «Педагог», повышения квалификации или переподготовки педагогических работников в соответствии с требованиями этого профстандарта.

Требует разъяснений и дополнительной тщательной проработки озвученное представителями Минобрнауки России предложение о введении таких наименований должностей, как «старший учитель», «ведущий учитель», «главный учитель», поскольку для этого потребуется не только внесение соответствующих изменений в профстандарт «Педагог», в Номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (постановление Правительства РФ от 08.08.2013г., № 678), но и решение всех вопросов, связанных с финансовым обеспечением таких нововведений, с трудовыми правами работников по таким должностям (продолжительность рабочего времени, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, регулирование вопросов оплаты труда, установление компенсаций расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления для педагогических работников в сельской местности, распространение права на досрочную страховую пенсию и другие права).

Следует также обратить внимание на то, что на стажировочных площадках апробации профстандарта «Педагог» рассматривались должности педагога-наставника, педагога-методиста, педагога-мастера, педагога исследователя, в то время как должность «педагог» в Номенклатуре должностей вообще не поименована.

Обеспокоенность в этом случае вызывает и то обстоятельство, что до настоящего времени не предпринято попыток изучения потребности образовательных организаций в применении новых должностей, объема финансовых ресурсов для обеспечения необходимой дифференциации в оплате труда учителей, занимающих разные должности, а также то обстоятельство, что под благовидным предлогом создания условий для обеспечения его «карьерного роста» учитель может лишиться установленных в настоящее время льгот и преимуществ.

Важно отметить, что постоянный профессиональный рост учителя, в отличие от карьерного (преимущественно административного) роста, является, по мнению известных представителей педагогического сообщества в странах ОЭСР, важной отличительной особенностью и главным преимуществом представителей педагогической профессии.

Вместе с тем, непонятно нежелание разработчиков, занимающихся вопросами применения профстандарта «Педагог» в трудовых отношениях, использовать опыт стран Центральной и Восточной Европы по стимулированию профессионального роста учителей и других педагогических работников, в которых этот процесс осуществляется без изменения наименований должностей, путем применения системы категорий или присваиваемых им педагогических статусов (статусных званий).

Важно отметить, что в регионах России также складывается практика присвоения педагогических статусов учителям, имеющих наименования, аналогичные предлагаемым сегодня разработчиками должностям. Эти педагогические статусы присваиваются учителям с учетом достигнутого уровня квалификации или успешно применяемых отдельных профессиональных компетенций: в Ямало-Ненецком автономном округе — на основании приказов министерства образования и науки округа, а в Алтайском крае — в условиях экспериментальной деятельности стажировочной площадки.

В письме Минобрнауки России от 3 марта 2015 года N 08-241 "О переносе срока применения профстандарта педагога" дано важное разъяснение о том, что: "Учитывая, что вступление в силу профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года, не рекомендуется до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профстандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации)".

Однако и до настоящего времени, хотя до установленного срока вступления в силу профстандарта «Педагог» осталось всего несколько учебных месяцев, отсутствуют методики (инструментарий, контрольно-измерительные материалы) оценки соответствия квалификации педагогических работников квалификационным требованиям, описанным профстандартом «Педагог», в том числе в процессе аттестации.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал