Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольное задание 2.






Задание 2 по теоретической части. Тема: «Методология системных исследований в экономике»

 

Т.2.1. Перечислите исходные допущения системного анализа.

 

В системном анализе нельзя обойтись без допущений. Любая система изменчива иневозможно отобразить все происходящие процессы и поэтому каждая система и анализ в целом построены на различных допущениях, которые упрощают представление о реальных процессах, происходящих в системе и упрощают анализ системы и ее общее понимание. И, в то же, время эти допущения позволяют лучше понять суть многих теоретических положений и системного анализа в целом.

В зависимости от постановки задачи, одно и то же явление необходимо рассматривать с разных позиций, выделяя при этом только процессы или группы процессов, обладающие свойствами, существенно важными для конкретной технической или экономической задачи. При отборе делаются допущения и принимаются некоторые стилизации действительного описания, например:

1. В мире существуют системы

2. Системное описание истинно

3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано

4. Следовательно, мир - это тоже система

 

Т.2.2. Обоснуйте характерные особенности системных исследований в социально-экономической сфере.

Австро-американский биолог Людвиг фон Берталанфи в 1930-е годы предложил Общую теорию систем. Его основная идея состоит в признании изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов. Многие понятия этой теории имеют корреляты в современной информатике. Это, например, объекты и отношения, система и среда. Но Берталанфи исследует и динамику систем - равновесие (гомеостаз), эволюция, адаптация, переходные процессы. Нельзя сказать, что эти темы полностью игнорируются сейчас информатикой, если иметь в виду, например, процесс разработки программного обеспечения. В результате проявления интегративной тенденции появилась новая область научной деятельности: системные исследования, которые направлены на решение комплексных крупномасштабных проблем большой сложности. В рамках системных исследований развиваются такие интеграционные науки, как: кибернетика, исследование операций, системотехника, системный анализ, искусственный интеллект и другие.

«Системными исследованиями» мы предлагаем называть те исследования, которые начинают с нескольких предметов, фиксирующих по предположению один объект, возникают, следовательно, в многопредметной ситуации, должны из разных и разнородных представлений объекта сотворить единое связное представление и при этом должны в какой-то мере использовать при построении онтологии объекта то, что мы называем «системными изображениями» или «системными представлениями». Эти системные изображения или представления обязательно должны нести на себе печать многопредметности. Если это состояние исчезает, то это будет уже не системное представление, а конструктивное. Отсюда, между прочим, автоматически следует, что системные исследования никогда не могут быть формализованы; и это принципиально, потому что условием формализации является конструктивное представление объекта. Формализация возможна только за пределами системных исследований, когда системные исследования (в том смысле, какое мы придаем этому выражению) «умирают», и, наоборот, системные исследования существуют и возможны только там, где формализация невозможна.

«Исследования систем» имеют всегда два разных направления и соответственно два объекта: сами «системы» и порождающие их «системные исследования». Когда первое направление реализуется без второго, то получается объектно-натуралистический вариант исследования систем. Но он, как мы уже теперь можем понять, обречен на неудачу: системное представление объекта создается и порождается такими процедурами нашей деятельности, которые в целом не могут рассматриваться как чистая имитация объектных процессов и соответственно этому как целое не могут объективироваться; системное представление объекта имеет два разных (и равноправных) направления интерпретации: одно из них — объект, а другое - категории и процедуры «системного исследования»; и если мы не учтем этого, то будем постоянно выдавать отношения и связи, установленные нашей деятельностью, за процессы жизни самого объекта.

Таким образом термин системные исследования означает метод исследования, при котором не предполагается глубокое погружение в отдельные физические явления, а подразумевается общее понимание поведение сложных физических систем, состоящих из множества отдельных явлений, и изучения связей и взаимодействий между компонентами таких систем. Характерная цель такой работы – добиться понимания сложных процессов, состоящих из множества явлений, объяснение которых требует привлечения исследование и многих дисциплин.

 

Т.2.3. Дайте определения понятиям «ментальная модель», «институт», «ментальная ловушка», «институциональная ловушка». Приведите примеры.

 

Ментальные модели - основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Ментальные модели используются для объяснения причин и следствий.

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности.Правила, по которым хозяйствующие субъекты взаимодействуют друг с другом и осуществляют экономическую деятельность.

 

Ментальные ловушки - постоянные ошибки человека, которые он совершает каждый день, зачастую не понимая этого. Как правило выделяют основные из них: упорство, амплификация (приложение гораздо большего усилия, чем это требовало изначально), фиксация (блокировка человека на продвижение вперед), реверсия.

Институциональная ловушка - это такое состояние системы, такая норма поведения агентов, при которой каждый из них не может предложить чего-то лучшего, но все вместе при этом проигрывают. Проигрывают в том смысле, что если бы они скооперировались или, нашелся бы какой-то управляющий орган или механизм, который стал бы координировать действия агентов, то можно было бы найти состояние, лучшее для всех. Другими словами, это неэффективная устойчивая норма (неэффективный институт), имеющая самоподдерживающийся характер

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.