Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 2 страница
а) поднять кверху предплечье, не отрывая локоть от бока; локтевой сустав свободно согнут - без напряжений в зоне мышечных групп плеча и предплечья; б) из этого положения - поднимать кверху плечевую часть руки, отвод я ее в сторону, и одновременно разгибать локтевой сустав; в) первый участок движения: разгибание локтевого сустава (движение предплечья) происходит синхронно с движением плечевого сустава. При этом игровые части руки - предплечье, кисть и пальцы движутся несколько вперед, однако в пределах естественного движения плечевого и локтевого суставов, не нарушая единства действий всех частей руки - без излишней их активизации;. г) второй участок движения: движение предплечья вперед продолжается до момента достижения прямого угла между предплечьем и плечевой частью руки. Дальнейшее направление должно полностью согласовываться с движением плечевой - ведущей части руки, продолжающей движение назад (по единой линии) в сторону спины. Наиболее естественным для предплечья становится изменение направления движения: не вперед, а также несколько назад, синхронно с плечевой частью руки и плавным разворотом в сторону спины. Благодаря этому сохраняется единое движение руки, продолжающееся до полного разгибания локтевого сустава. Изменение направления движения предплечья дает возможность локтевому и кистевому суставам также совершать движения по дугообразно-круговой линии. Естественное движение предплечья при разгибании локтевого сустава - его синхронный разворот в сторону спины - способствует расслаблению мышечных групп кистевого сустава: кулак раскрывается, и пальцы расходятся веером - ладонью в сторону спины. Движение размаха, совершаемое по единой дугообразной линии и объединяющее все части руки, позволяет мышечным группам силовой зоны напрягаться минимально необходимо. Таким образом, формирующийся размах основан на синхронных движениях руки в различных участках ее движения. Отметим, что в игровой практике неизбежен небольшой искусственный вынос предплечья вперед, происходящий на втором участке разводящего движения размаха. Диктуется это двигательной необходимостью. К примеру; широкий диапазон движения рук по клавиатуре или движение правой руки со смычком вынуждают выводить вперед предплечье. Искусственный вынос предплечья вперед неизбежно заставляет плечевую часть руки отходить от линии естественного размаха. Этот прием требует специального воспитания и постоянно осознанного контроля мышечных ощущений, позволяющего выносить руку вперед с минимально необходимой степенью искусственных напряжений в зоне плечевого сустава. Что происходит с мышцами при организации движения горизонтального размаха? В начале движения размаха (пункт «б») напрягаются средние пучки дельтовидной мышцы, опоясывающие сверху плечевой сустав; эти мышцы поднимают руку вверх и одновременно отводят ее назад. Синхронно со средними пучками дельтовидной мышцы в активное действие включаются задние пучки дельтовидной мышцы и мышечные группы лопаточной зоны, которые помогают отводить руку назад и удерживать ее на весу. При разгибании локтевого сустава напрягаются его мышцы-разгибатели - трицепсы, расположенные на внутренней стороне плечевой части руки, и синхронно функционируют с дельтовидной и лопаточной мышечными группами. По мере движения руки в обратном направлении по единой возвращающейся дугообразной линии все действия ее частей а, следовательно, и ощущения в их мышечных группах происходят в строго регулируемом обратном порядке: зафиксированные первичные напряжения в зонах мышечных групп лопатки - плечевого сустава - плечевой части руки постоянно передаются на передние пучки дельтовидной мышцы, мышечные группы грудной области и сгибатели локтевого сустава, активно возвращающие руку в исходное переднее положение. При этом мышечные группы, принимавшие участие в подъеме руки и отведении ее назад, ослабляют свои активные действия до необходимого минимума. Движение руки в обратном - возвращающемся направлении Движения размаха, совершаемые в сторону корпуса (возвращающиеся движения), имеют определенную специфику: при подходе руки к корпусу свобода движения плечевой ее часта ограничивается. В результате неизбежна тенденция к торможению плечевой части руки, что вызывает некоторую потерю ощущений лопаточной зоны. В целях сохранения единства действий всех частей руки, движущейся в сторону корпуса, а также сохранения скорости ее движения, рекомендуется синхронный поворот корпуса в сторону движения руки. Синхронный поворот корпуса способствует сохранению объединяющего размахового движения, а также скорости движения руки и ощущения лопаточной зоны руки во время ее движений влево или вправо. Предлагаемый метод дает возможность не только совершать крупные движения с минимальной затратой энергии, но и четко управлять ими. Разговор, естественно, идет о движениях одной рукой - правой или левой. Что касается встречных движений рук, то небольшой поворот корпуса в одну из сторон - влево или вправо способствует двигательной свободе обеих рук и их синхронным действиям. Если первичное движение размаха связано с подъемом руки, требующим напряжения, то движение в обратном направлении связано с ее падением - расслаблением мышечных групп в силовой ее зоне после действия. Соблюдение этого принципиального условия позволяет добиться четкой регуляции процессов напряжений и расслаблений в двигающейся руке. В случае несвоевременного падения руки или недостаточно активного ее падения - в зоне лопатки и плеча создаются очаги постоянной некомпенсированной напряженности, рука становится малоуправляемой, и неизбежно наступает ее быстрая утомляемость. В свете изложенного обратим внимание на действия, которые тормозят размаховое движение, создают излишние напряжения в мышечных группах руки и которых следует тщательно избегать: а) движения руки, совершаемые по горизонтально-прямолинейной линии, являются менее естественными для суставов, чем движения по дугообразно-круговой линии, и требуют соответственно больших мышечных усилий; б) активное - опережающее разгибание локтевого сустава и чрезмерный вынос предплечья вперед провоцируют вынос всей руки вперед. Несвойственные для игровой зоны чрезмерно активные действия неизбежно приводят к потере взаимодействия между силовой зоной и игровой, а резкий вынос всей руки вперед, физиологически неверный, - к перенапряжениям всех мышечных групп руки; в) несвоевременное - запаздывающее - разгибание локтевого сустава при начале движения размаха провоцирует резкое отведение всей руки назад, что создает перенапряжения в зоне мышечных групп локтевого и плечевого суставов. Таков оптимальный метод воспитания движений горизонтального размаха: четкая координация всех двигательных действий и двигательных ощущении в мышечных группах различных частей руки при разнонаправленных их движениях.
Повторяющиеся движения руки и их специфические особенности Повторяющиеся движения руки (или отдельных ее частей), совершаемые в противоположных направлениях, имеют свою определенную специфику. Ведение руки в противоположных направлениях должно происходить по единой повторяющейся линии. Суть этого действия заключается в следующем: при движениях руки происходят четкие взаимодействия различных мышечных групп, двигающих руку или отдельные ее часта в определенную сторону. Это взаимодействие базируются на строгом чередовании процессов напряжений и расслаблений. Четкость действий основывается на тождестве ощущений в мышечных группах, двигающих руку по повторяющимся линиям, например: вправо-влево, влево-вправо, вниз-вверх, вверх-вниз и т.д. Таким образом, периодизация напряжений и расслаблений мышечных групп, двигающих руку в одном направлении, должна строго повторяться при возвращающихся движениях. Но при этом - в зеркально отраженном порядке. Подобная периодизация служит основой при воспитании идентичности ощущений и действий мышечных групп на любом отрезке движения руки, независимо от его направления. Идентичность ощущений и движений при организации двигательного процесса является залогом воспитания управляемого игрового аппарата. Целесообразность двигательных действий помогает экономии движений и энергии. Игровой аппарат, воспитанный таким образом, позволяет значительно легче корректировать качество звучания. В то же время отсутствие идентичности ощущений и движений, неизбежное при интуитивном подходе, приводит, как правило, к несогласованности мышечных действий и к затрате лишней энергии. В результате - значительно понижается эффективность работы над звуком. Одним из наиболее показательных примеров в этом отношении служит горизонтальное размаховое движение, совершаемое по единой повторяющейся линии в двух противоположных направлениях. В целях лучшей концентрации внимания ученика на ощущениях и действиях различных мышечных групп, участвующих в размаховом движении, рекомендуется первоначально производить это движение на опорной плоскости (столе). Упражнение заключается в следующем: 1) положить на стол длинный лист бумаги; и опустить руку с карандашом на бумагу; 2) провести карандашом дугообразную линию влево-вверх и зафиксировать это положение; 3) не отрывая карандаш от бумаги» возвращать руку в исходное положение - вправо-вниз, строго придерживаясь очерченной линии; 4) выполняя упражнение, целесообразно менять первичное направление движения руки: начиная с левого ее положения, вести карандаш вправо-вниз, влево-вверх. Конкретные ощущения движения руки на плоскости позволяют ученику значительно легче воспринять как само движение, так и взаимосвязь всех частей руки, участвующих в этом движении. В дальнейшем - при движении поднятой руки вне плоскости - ученик сможет сохранить необходимые ассоциативные ощущения в мышечных группах, зафиксированные им при движении руки на плоскости. Взаимодействия мышечных групп-антагонистов Координация двигательных действий мышечных групп разнонаправленного действия всегда основывается на принципе четкого соотношения их активных и пассивных действий. При этом абсолютные напряжения или абсолютные расслабления полностью исключаются, поскольку это противоречит логике управляемого двигательного процесса, ибо предельные напряжения всегда граничат с перенапряжениями, а предельные расслабления - с расхлябанностью, т.е. явлениями, несовместимыми с управляемостью. Существует понятие: временная регуляция, заключающееся в том, что большая активизация одной из разнодействующих мышечных групп может совершаться только за счет уменьшения активности группы противоположного действия и наоборот. Если взять за условный эталон предельного напряжения цифру 10, то взаимодействие мышечных групп разнонаправленного действия не может быть основано на принципе 10: 0. Полное выключение активно функционирующих мышечных групп невозможно физиологически, ибо переход из активного состояния в пассивное, вернее, в относительно пассивное, всегда связан с уменьшением состояния их активности до разумного предела, а не доведением мышечных групп до состояния расхлябанности. Не может быть правильным для действий мышечных групп- антагонистов также их соотношение 5: 5, ибо это показатель одинаковой активности в действиях, неизбежно провоцирующий их непроизвольные перенапряжения и двигательный хаос. Соотношение 5: 5 можно рассматривать лишь как мгновенно проходящий момент при переходе от активности к пассивности или наоборот. Взаимодействия мышечных групп-антагонистов могут быть условно определены соотношениями 8: 2 или 7: 3. Имеются в ввиду оптимальные цифровые соотношения при действиях мышечных групп-антагонистов в крайних двигательных точках руки. Таким образом, действия мышечных групп, переходящих из активного состояния в пассивное, не выключаются, а полностью саморегулируются на основе их автоматизации. Сохраняющаяся в них в определенной степени энергия направлена на координацию совместных действий с активными мышечными группами. Передача напряжений от активно функционирующих мышечных групп к находящимся в относительно активном состоянии не может быть основана на точном математическом расчете, ибо это в значительной степени вопрос интуиции. Однако только интуитивное начало, не подкрепленное воспитанием правильных двигательных ощущений, не может дать положительный стабильный результат. Поэтому при обучении первичным правильным движениям, основанным на четко осознанных ощущениях, у ученика воспитывается процесс естественной саморегуляции передачи напряжений с одной группы функционирующих мышц на другую. Основные принципы координации рук музыкантов Наблюдая игру музыкантов-профессионалов, мы видим, что в процессе игры они совершают множество различных двигательных действий корпусом. С чем связаны эти движения? Являются ли они показателем эмоционального порыва исполнителя или же направлены на решение сугубо звуковых и технических задач? Очевидно, и первое, и второе. Более того, эти движения - неотъемлемая часть игрового процесса, ибо они связывают воедино творческие порывы исполнителя - их техническое и звуковое воплощение, координируя весь игровой процесс. Для подавляющего большинства учеников проблема координирующих движений является весьма непростым делом, требующим специального и осознанного воспитания. В предлагаемом разделе рассматриваются основные двигательные действия, формирующие систему координирующ их движений музыканта и влияние этих действий на качество игрового процесса. В основе координирующих действий - двигательные действия корпуса при игре стоя или свдя, основанные на подвижности верхней части корпуса по отношению к нижней. Двигательные действия верхней части корпуса по отношению к нижней заключаются в небольших ее покачиваниях во всех направлениях, наклонах вперед или откидывании назад, поворотных движениях влево и вправо. Подвижность верхней части корпуса, ее податливость движениям свидетельствуют о двигательной свободе исполнителя, его умении расслаблять мышечные группы плечевого пояса и рук в процессе игровых действий. Двигательные действия верхней части корпуса базируются на естественной амплитуде подвижности поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. Основной принцип координирующих двигательных действий - целостность (монолитность) ощущений верхней части корпуса. Действия отдельных частей корпуса - к примеру, рук или головы, должны быть производными от общих движений корпуса и строго им подчиняться. Таким образом, координирующие двигательные действия - это четко обусловленная система. Они, как правило, не являются спонтанными, а должны быть обусловлены конкретными условиями игры. Нередко наблюдаемые у учеников раскачивания корпуса, едущие вразрез с логикой двигательного процесса, не только не способствуют координации действий рук, но и мешают ей. Подобные хаотичные движения наносят непоправимый вред двигательным действиям рук и приводят к неуправляемой и некачественной игре. В предпостановочный период занятий вне инструмента воспитание всей системы координирующих движений идентично для учеников, обучающихся на любом музыкальном инструменте. Различия начинаются с момента контактов учеников с инструментом и связаны с его спецификой. Поскольку при игре на струнносмычковых инструментах функции рук принципиально различные, то и организация координирующих действий рук при обучении игре на них приобретает особое значение. Этой же специфике должны быть строго подчинены и движения корпуса. Фундаментом для воспитания координации рук у музыканта служат силовые зоны, которые не только организуют двигательные действия всех частей руки, но и определяют как общий, так и локальный характер их двигательных действий. В то же время основные трудности, связанные с движениями рук, возникают в их игровых зонах, особенно кистях и пальцах. Эта несогласованность вызывает разбалансированность действий и силовых зон. Систему координирующих движений музыканта любого профиля целесообразно воспитывать на основе специальных гимнастических упражнений, предусматривающих всевозможные варианты двигательных действий как всего корпуса, так и отдельных его частей, особенно рук. Естественно, начальный период работы над координацией целесообразно начинать с идентичных согласованных движений силовых частей рук: синхронные подъемы и падения рук, синхронные вертикальные размаховые движения, горизонтальные размаховые движения, а также сводящие и разводящие рулевые движения. Восприятие согласованных движений значительно более доступны ребенку. Только после овладения согласованными действиями можно переходить к движениям, различающимся по своей структуре и своим функциям. Именно такая последовательность в формировании двигательных навыков предусматривается в первый и второй постановочные периоды. Следует обращать особое внимание на учеников с недостаточной природной координацией. Причиной плохой координации рук может явиться излишняя сложность задач, ставившихся перед начинающим учеником, а отсюда происходит малосогласованность движений рук и нечеткость (стихийность) воспитываемых инструментальных приемов. Небольшие, на первый взгляд, упущения в детском возрасте постепенно приводят к плохо организованной игре, бороться с которой подчас необычайно трудно. Каждое движение начинающего ученика должно воспитываться обособленно, при активном участии сознания, доводиться до должной четкости и только после этого соединяться с другим. Четкость движений определяется точной временной регуляцией работы мьппц-антагонистов, их взаимоисключающими действиями. Именно строгая последовательность и постепенность работы над каждым новым приемом служат залогом успеха и позволяют значительно быстрее продвигать ученика в техническом плане. Учитывая специфику трех периодов постановки, мы рекомендуем решать определенный круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий. Основные задачи, связанные с работой над координацией в первый, предпостановочный период: 1) разнообразные двигательные действия корпусом, на базе которых будут воспитываться все двигательные действия рук; 2) на основе двигательной свободы корпуса, особенно его верхней части, - согласованные действия рук, их идентичные ощущения и движения без инструмента. Эти ощущения и движения станут в дальнейшем основой взаимодействия рук в процессе игры, даже в тех условиях, когда рукам придется совершать диаметрально противоположные движения; 3) идентичные ощущения в силовых зонах, на основе которых воспитываются синхронные действия рук: ощущения подвешенного состояния рук в поднятом положении, ощущения веса руки, размаховые движения, рулевые движения, движения предплечья - сгибания и разгибания локтевых суставов, а также все имитирующие движения, связанные со спецификой инструмента. Задача второго периода - разобщенная постановка рук, формирование основных ощущений и движений для каждой руки в отдельности непосредственно на инструменте - озвученный вариант двигательных действий рук. Основным критерием эффективности воспитываемых игровых навыков и их контроля становится умение ученика определять на слух и корректировать правильность двигательных действий рук. Воспитание двигательных навыков каждой из рук в отдельности в значительной мере облегчает проблемы координации рук при соединении их действий. Наконец, задача третьего периода - соединение элементарных действий рук. Этот период в полной мере будет определять дальнейшую согласованность действий рук в процессе игры. Правильно организованные двигательные действия силовых и игровых зон рук - основа их координации. Несоблюдение основных двигательных закономерностей в любой из зон рук неизбежно приводит к координационному разладу всей системы руки и игровому хаосу. Главным образом это относится к игровым зонам рук, более всего предрасположенных к координационному разладу. Естественно, координирующие действия силовой и игровой зон рук в полной мере зависят от специфических условий игрового процесса на конкретном музыкальном инструменте. Они идентичны при контактах с клавиатурой, при игре на деревянных духовых инструментах; весьма различны при игре на струнносмычковых или струнно-щипковых инструментах. Подробный анализ и тщательная разработка системы координационных движений рук при обучении игре на конкретном музыкальном инструменте - такова должна быть основная тема каждой частной методики. Основные причины, вызывающие перенапряжения в мышечно-игровом аппарате музыканта I. Неправильное положение корпуса играющего, возникающее при игре стоя или сидя. Вследствие неверного распределения веса частей туловища и перегрузки области спины, особенно зоны позвоночника, возникают смещение точек опоры корпуса и нерациональные двигательные его действия, неизбежно ведущие к зажатости всего плечевого пояса. II. Нарушение физиологических закономерностей, неправильные направления двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей: 1) неправильный подъем руки, провоцирующий изоляцию лопаточной зоны мышц от остальных частей руки; 2) неправильные сгибания и разгибания локтевого сустава (в отрыве от двигательных действий плечевой части руки), провоцирующие его изолированные действия; 3) изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически; 4) крайние положения суставов отдельных частей руки при их двигательных действиях; 5) горизонтально-прямолинейные движения рук при горизонтальных размаховых движениях, вызывающе перенапряжения мышц в зонах лопаток, плечевых и грудных суставов. Ш. Изолированные движения головой, особенно ее активный (самостоятельный) наклон вперед: IV. Нарушения периодичности процессов напряжений и расслаблений; V. Неправильно воспитанные игровые навыки, противоречащие физиологическим закономерностям двигательных действий организма. Перечисленные причины непосредственно связаны с физиологическими факторами. К числу внешних факторов, вызывающих перенапряжения в игровом аппарате (речь идет о непроизвольных напряжениях), относятся: 1) психологические факторы - эмоциональные перегрузки, страх, волнение и другие; 2) температурные изменения воздуха, особенно игра в холодном помещении; 3) длительные занятия без отдыха; 4) нерегулярность занятий - постоянные нарушения режима занятий; 9 неправильно подобранный размер инструмента - особенно для детей, играющих на струнно-смычковых инструментах; 6) неоправданные завышения сложности репертуара как в техническом, так и в эмоциональном плане.
Заключение Методическое пособие «Музыкант и его руки» посвящено обоснованию основных двигательных принципов рук музыкантов-исполнителей. Особое внимание при этом уделено постановочному периоду работы с учеником, в котором воспитываются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта. Именно в этот период занятий должны быть самым тщательным образом организованы и сбалансированы все двигательные ощущения и действия корпуса и рук. Любые недоработки постановочного периода весьма негативно влияют на состояние игрового аппарата будущего музыканта, а также на состояние его здоровья. Все двигательные действия корпуса и рук должны формироваться на основе единства ощущений и строго подчиняться основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Единство действий корпуса и рук должно быть подчинено формуле - от общего (целого) - к единичному (частному), где каждое локальное действие (движение) должно рассматриваться как неотъемлемая часть целого. Строгое и неукоснительное выполнение всех постановочных элементов, их четкая последовательность - основа организации двигательного процесса рук. Таковы основные принципы воспитания игрового аппарата музыканта. Какие рациональные способы работы для достижения необходимой двигательной свободы рук рекомендует современная методика, на базе каких мышечных ощущений рекомендуется воспитывать их двигательные действия? На наш взгляд, в современной литературе, посвященной методике обучения музыканта-исполнителя, недостаточно внимания уделено предпостановочному периоду, связанному с постановкой корпуса, организацией двигательных действий всех его частей и их взаимодействием. По этой причине нахождение учеником оптимальных точек опоры как для всего корпуса, так и для отдельных его частей - особенно рук, происходит стихийно, неосознанно и, как правило, далеко не всегда рационально. Это касается и проблемы воспитания начальных двигательных действий рук. Рекомендуемые метода работы, в частности, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема, обращены, в основном, к внешней - чисто зрительной стороне процесса, в частности рекомендации, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема. В подобном случае они рассчитаны на интуитивное постижение учеником основ двигательного процесса, без должного осознания конкретных двигательных ощущений в локальных мышечных группах, хотя именно это и должно стать основой воспитания управляемого двигательного аппарата. В музыкальном исполнительстве интуиция играет исключительно важную роль, ибо она теснейшим образом связана с эмоциональнодвигательной сферой музыканта. Однако при формировании у ученика первичных двигательных навыков, особенно на начальном - постановочном этапе, интуитивное начало далеко не всегда дает должные, а тем более стабильные результаты. Конечно, в данном случае многое решает природная интуиция ученика, его способность приспособления к сложнейшим формам двигательного процесса. Но даже у весьма небольшой в процентном отношении категории учеников, наделенных природной интуицией, незначительные, на первый взгляд, неточности, допущенные при формировании первичных постановочных (двигательных) навыков, приводят в дальнейшем к самым нежелательным последствиям - вплоть до профессиональных заболеваний. Что же касается учеников с недостаточной природной двигательной интуицией, то постижение первичных навыков без должного их осознания (ощущения) дается им значительно труд нее и, как правило, не приносит положительного результата. Отмеченные недостатки появляются в тех случаях, когда педагогика базируется на методе интуитивного постижения начинающим учеником первичных двигательных навыков. Обратимся к конкретным методическим рекомендациям. Например, работа М. Либермана и М. Берлянчика «Культура звука скрипача» (Москва, 1985). В ней представляет несомненный интерес раздел «Овладение штриховой техникой». Что касается раздела «Методика обучения основным приемам звукоизвлечения», он вызывает определенные возражения. Авторы отмечают, что приводимые ими рекомендации, связанные с воспитанием первичных двигательных навыков рук, «не следует рассматривать как исчерпывающие «рецептурные» описания единственных целесообразных средств формирования техники смычка. Они скорее намечают путь преемственности воспитания основ культуры звука скрипача с первых шагов его обучения, обращая внимание на самые существенные моменты» (с. 33). На какие «самые существенные моменты» авторы рекомендуют педагогам обращать внимание? Естественно, эти рекомендации адресованы, в первую очередь, педагогам детских музыкальных школ, многие из которых не имеют еще достаточного опыта работы с начинающими учениками. Авторы пишут: «...Примерная последовательность формирования навыков звукоизвлечения состоит в следующем: раскрепощение плечевого сустава и удерживание руки в согнутом положении на весу (без смычка и скрипки). Формирование подобного навыка начинается с осознания расслабленности мышц висящей руки. Затем, при помощи размаховых движений, внимание начинающего нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плечевом (уставе. Следующий шаг - подъем руки, согнутой в локте. Вначале руку ученика поднимает педагог, словно «взвешивая» ее в своих руках. Руку следует поднимать медленно и спокойно, предвосхищая таким образом ощущение ее веса со смычком в плоскости различных струн. Во время остановок, обращая внимание ученика на весовые и мышечные ощущения, нужно зорко следить за состоянием его мышц, устранять излишние напряжения» (стр. 33). Формирование первичного навыка - раскрепощение плечевого сустава и удерживание руки в согнутом положении на весу авторы рекомендуют воспитывать в следующей последовательности: 1) осознание расслабленности мышц висящей руки; 2) при помощи размахового движения внимание начинающе- го нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плечевом суставе; 3) следующий шаг - подъем руки согнутой в локте. Принципиально сама последовательность приемов не вызывает никаких возражений. Однако возникает рад вопросов, связанных с конкретными ощущениями в мышечной сфере ученика при воспитаниирекомеццуемых двигательных навыков. Почему авторы, фиксируя внимание ученика на раскрепощении плечевого сустава и на ощущении двигательной свободы руки в плечевом суставе, не указывают на важнейшее фундаментальное ощущение руки как единой двигательной системы, начинающейся от лопатки (см. указание И. Лесмана)? Ведь ощущение висящей от плечевого сустава руки - это ощущение только определенной ее части. Лопаточная часть руки - основа ее силовой зоны. Не осознав (почувствовав) в должной степени первичного ощущения «всей руки», особенно ее лопаточной части, ученик не сможет почувствовать, а тем более сохранить в памяти стабильное ощущение свободы всей двигающейся руки, особенно при ее подъеме. В лучшем случае ему удастся достигнуть этого ощущения интуитивно, причем кому-то больше, а кому-то меньше. Следующий вопрос: почему авторы, акцентируя внимание ученика на двигательной свободе висящей руки, даже не упоминают о воспитании ощущения веса руки, которое также относится к числу фундаментальных? На какие в таком случае «весовые и мышечные ощущения» следует обращать внимание ученика при под ъеме руки, если у него предварительно не воспитано четкое и осознанное ощущение веса руки при опущенном - исходном ее положении? Вряд ли подобные ощущения возникнут стихийно при подъеме руки.
|