Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 2 страница






а) поднять кверху предплечье, не отрывая локоть от бока; локтевой сустав свободно согнут - без напряжений в зоне мы­шечных групп плеча и предплечья;

б) из этого положения - поднимать кверху плечевую часть руки, отвод я ее в сторону, и одновременно разгибать локтевой сустав;

в) первый участок движения: разгибание локтевого сустава (движение предплечья) происходит синхронно с движением плечевого сустава. При этом игровые части руки - предплечье, кисть и пальцы движутся несколько вперед, однако в пределах естественного движения плечевого и локтевого суставов, не нарушая единства действий всех частей руки - без излишней их активизации;.

г) второй участок движения: движение предплечья вперед продолжается до момента достижения прямого угла между предплечьем и плечевой частью руки. Дальнейшее направле­ние должно полностью согласовываться с движением плече­вой - ведущей части руки, продолжающей движение назад (по единой линии) в сторону спины.

Наиболее естественным для предплечья становится изме­нение направления движения: не вперед, а также несколько на­зад, синхронно с плечевой частью руки и плавным разворотом в сторону спины. Благодаря этому сохраняется единое движе­ние руки, продолжающееся до полного разгибания локтевого сустава. Изменение направления движения предплечья дает возможность локтевому и кистевому суставам также совер­шать движения по дугообразно-круговой линии. Естественное движение предплечья при разгибании локтевого сустава - его синхронный разворот в сторону спины - способствует расслаб­лению мышечных групп кистевого сустава: кулак раскрывает­ся, и пальцы расходятся веером - ладонью в сторону спины. Движение размаха, совершаемое по единой дугообразной ли­нии и объединяющее все части руки, позволяет мышечным группам силовой зоны напрягаться минимально необходимо.

Таким образом, формирующийся размах основан на синх­ронных движениях руки в различных участках ее движения.

Отметим, что в игровой практике неизбежен небольшой ис­кусственный вынос предплечья вперед, происходящий на вто­ром участке разводящего движения размаха. Диктуется это двигательной необходимостью. К примеру; широкий диапазон движения рук по клавиатуре или движение правой руки со смычком вынуждают выводить вперед предплечье. Искусственный вынос предплечья вперед неизбежно заставля­ет плечевую часть руки отходить от линии естественного раз­маха. Этот прием требует специального воспитания и постоян­но осознанного контроля мышечных ощущений, позволяющего выносить руку вперед с минимально необходимой степенью искусственных напряжений в зоне плечевого сустава.

Что происходит с мышцами при организации движения го­ризонтального размаха?

В начале движения размаха (пункт «б») напрягаются средние пучки дельтовидной мышцы, опоясывающие сверху плечевой сустав; эти мышцы поднимают руку вверх и одновременно отво­дят ее назад. Синхронно со средними пучками дельтовидной мышцы в активное действие включаются задние пучки дельто­видной мышцы и мышечные группы лопаточной зоны, которые помогают отводить руку назад и удерживать ее на весу.

При разгибании локтевого сустава напрягаются его мыш­цы-разгибатели - трицепсы, расположенные на внутренней стороне плечевой части руки, и синхронно функционируют с дельтовидной и лопаточной мышечными группами.

По мере движения руки в обратном направлении по единой возвращающейся дугообразной линии все действия ее частей а, следовательно, и ощущения в их мышечных группах происхо­дят в строго регулируемом обратном порядке: зафиксирован­ные первичные напряжения в зонах мышечных групп лопатки

- плечевого сустава - плечевой части руки постоянно переда­ются на передние пучки дельтовидной мышцы, мышечные группы грудной области и сгибатели локтевого сустава, актив­но возвращающие руку в исходное переднее положение. При этом мышечные группы, принимавшие участие в подъеме руки и отведении ее назад, ослабляют свои активные действия до не­обходимого минимума.

Движение руки в обратном - возвращающемся направлении

Движения размаха, совершаемые в сторону корпуса (воз­вращающиеся движения), имеют определенную специфику: при подходе руки к корпусу свобода движения плечевой ее ча­ста ограничивается. В результате неизбежна тенденция к тор­можению плечевой части руки, что вызывает некоторую поте­рю ощущений лопаточной зоны. В целях сохранения единства действий всех частей руки, движущейся в сторону корпуса, а также сохранения скорости ее движения, рекомендуется син­хронный поворот корпуса в сторону движения руки.

Синхронный поворот корпуса способствует сохранению объединяющего размахового движения, а также скорости дви­жения руки и ощущения лопаточной зоны руки во время ее движений влево или вправо. Предлагаемый метод дает воз­можность не только совершать крупные движения с минималь­ной затратой энергии, но и четко управлять ими.

Разговор, естественно, идет о движениях одной рукой - пра­вой или левой. Что касается встречных движений рук, то не­большой поворот корпуса в одну из сторон - влево или вправо способствует двигательной свободе обеих рук и их синхрон­ным действиям.


Если первичное движение размаха связано с подъемом ру­ки, требующим напряжения, то движение в обратном направле­нии связано с ее падением - расслаблением мышечных групп в силовой ее зоне после действия. Соблюдение этого принципи­ального условия позволяет добиться четкой регуляции процес­сов напряжений и расслаблений в двигающейся руке. В случае несвоевременного падения руки или недостаточно активного ее падения - в зоне лопатки и плеча создаются очаги постоянной некомпенсированной напряженности, рука становится малоуп­равляемой, и неизбежно наступает ее быстрая утомляемость.

В свете изложенного обратим внимание на действия, кото­рые тормозят размаховое движение, создают излишние напря­жения в мышечных группах руки и которых следует тщатель­но избегать:

а) движения руки, совершаемые по горизонтально-прямоли­нейной линии, являются менее естественными для суставов, чем движения по дугообразно-круговой линии, и требуют соот­ветственно больших мышечных усилий;

б) активное - опережающее разгибание локтевого сустава и чрезмерный вынос предплечья вперед провоцируют вынос всей руки вперед. Несвойственные для игровой зоны чрезмерно ак­тивные действия неизбежно приводят к потере взаимодействия между силовой зоной и игровой, а резкий вынос всей руки впе­ред, физиологически неверный, - к перенапряжениям всех мы­шечных групп руки;

в) несвоевременное - запаздывающее - разгибание локте­вого сустава при начале движения размаха провоцирует резкое отведение всей руки назад, что создает перенапряжения в зоне мышечных групп локтевого и плечевого суставов.

Таков оптимальный метод воспитания движений горизон­тального размаха: четкая координация всех двигательных дейст­вий и двигательных ощущении в мышечных группах различных частей руки при разнонаправленных их движениях.

 

Повторяющиеся движения руки и их специфические особенности

Повторяющиеся движения руки (или отдельных ее частей), совершаемые в противоположных направлениях, имеют свою определенную специфику. Ведение руки в противоположных на­правлениях должно происходить по единой повторяющейся ли­нии.

Суть этого действия заключается в следующем: при движе­ниях руки происходят четкие взаимодействия различных мы­шечных групп, двигающих руку или отдельные ее часта в опре­деленную сторону. Это взаимодействие базируются на строгом чередовании процессов напряжений и расслаблений. Четкость действий основывается на тождестве ощущений в мышечных группах, двигающих руку по повторяющимся линиям, напри­мер: вправо-влево, влево-вправо, вниз-вверх, вверх-вниз и т.д. Таким образом, периодизация напряжений и расслаблений мы­шечных групп, двигающих руку в одном направлении, должна строго повторяться при возвращающихся движениях. Но при этом - в зеркально отраженном порядке.

Подобная периодизация служит основой при воспитании идентичности ощущений и действий мышечных групп на лю­бом отрезке движения руки, независимо от его направления. Идентичность ощущений и движений при организации двига­тельного процесса является залогом воспитания управляемого игрового аппарата. Целесообразность двигательных действий помогает экономии движений и энергии. Игровой аппарат, вос­питанный таким образом, позволяет значительно легче кор­ректировать качество звучания. В то же время отсутствие иден­тичности ощущений и движений, неизбежное при интуитивном подходе, приводит, как правило, к несогласованности мышеч­ных действий и к затрате лишней энергии. В результате - зна­чительно понижается эффективность работы над звуком.

Одним из наиболее показательных примеров в этом отно­шении служит горизонтальное размаховое движение, соверша­емое по единой повторяющейся линии в двух противополож­ных направлениях. В целях лучшей концентрации внимания ученика на ощущениях и действиях различных мышечных групп, участвующих в размаховом движении, рекомендуется первоначально производить это движение на опорной плоско­сти (столе).

Упражнение заключается в следующем:

1) положить на стол длинный лист бумаги; и опустить руку с карандашом на бумагу;

2) провести карандашом дугообразную линию влево-вверх и зафиксировать это положение;

3) не отрывая карандаш от бумаги» возвращать руку в исход­ное положение - вправо-вниз, строго придерживаясь очерчен­ной линии;

4) выполняя упражнение, целесообразно менять первичное направление движения руки: начиная с левого ее положения, вести карандаш вправо-вниз, влево-вверх.

Конкретные ощущения движения руки на плоскости позво­ляют ученику значительно легче воспринять как само движе­ние, так и взаимосвязь всех частей руки, участвующих в этом движении. В дальнейшем - при движении поднятой руки вне плоскости - ученик сможет сохранить необходимые ассоциа­тивные ощущения в мышечных группах, зафиксированные им при движении руки на плоскости.

Взаимодействия мышечных групп-антагонистов

Координация двигательных действий мышечных групп раз­нонаправленного действия всегда основывается на принципе четкого соотношения их активных и пассивных действий. При этом абсолютные напряжения или абсолютные расслабления полностью исключаются, поскольку это противоречит логике управляемого двигательного процесса, ибо предельные напря­жения всегда граничат с перенапряжениями, а предельные рас­слабления - с расхлябанностью, т.е. явлениями, несовместимы­ми с управляемостью. Существует понятие: временная регуля­ция, заключающееся в том, что большая активизация одной из разнодействующих мышечных групп может совершаться толь­ко за счет уменьшения активности группы противоположного действия и наоборот.

Если взять за условный эталон предельного напряжения ци­фру 10, то взаимодействие мышечных групп разнонаправлен­ного действия не может быть основано на принципе 10: 0. Пол­ное выключение активно функционирующих мышечных групп невозможно физиологически, ибо переход из активного состо­яния в пассивное, вернее, в относительно пассивное, всегда связан с уменьшением состояния их активности до разумного предела, а не доведением мышечных групп до состояния рас­хлябанности.

Не может быть правильным для действий мышечных групп- антагонистов также их соотношение 5: 5, ибо это показатель одинаковой активности в действиях, неизбежно провоцирую­щий их непроизвольные перенапряжения и двигательный хаос. Соотношение 5: 5 можно рассматривать лишь как мгновенно проходящий момент при переходе от активности к пассивнос­ти или наоборот.

Взаимодействия мышечных групп-антагонистов могут быть условно определены соотношениями 8: 2 или 7: 3. Име­ются в ввиду оптимальные цифровые соотношения при действи­ях мышечных групп-антагонистов в крайних двигательных то­чках руки. Таким образом, действия мышечных групп, переходящих из активного состояния в пассивное, не выключа­ются, а полностью саморегулируются на основе их автоматизации. Сохраняющаяся в них в определенной степени энергия на­правлена на координацию совместных действий с активными мышечными группами.

Передача напряжений от активно функционирующих мы­шечных групп к находящимся в относительно активном состо­янии не может быть основана на точном математическом рас­чете, ибо это в значительной степени вопрос интуиции. Однако только интуитивное начало, не подкрепленное воспитанием правильных двигательных ощущений, не может дать положи­тельный стабильный результат. Поэтому при обучении первич­ным правильным движениям, основанным на четко осознан­ных ощущениях, у ученика воспитывается процесс естественной саморегуляции передачи напряжений с одной группы функцио­нирующих мышц на другую.

Основные принципы координации рук музыкантов

Наблюдая игру музыкантов-профессионалов, мы видим, что в процессе игры они совершают множество различных двига­тельных действий корпусом. С чем связаны эти движения? Яв­ляются ли они показателем эмоционального порыва исполни­теля или же направлены на решение сугубо звуковых и технических задач? Очевидно, и первое, и второе. Более того, эти движения - неотъемлемая часть игрового процесса, ибо они связывают воедино творческие порывы исполнителя - их техническое и звуковое воплощение, координируя весь игро­вой процесс.

Для подавляющего большинства учеников проблема коор­динирующих движений является весьма непростым делом, тре­бующим специального и осознанного воспитания. В предлагае­мом разделе рассматриваются основные двигательные действия, формирующие систему координирующ их движений музыканта и влияние этих действий на качество игрового процесса.

В основе координирующих действий - двигательные дейст­вия корпуса при игре стоя или свдя, основанные на подвижно­сти верхней части корпуса по отношению к нижней. Двигатель­ные действия верхней части корпуса по отношению к нижней заключаются в небольших ее покачиваниях во всех направле­ниях, наклонах вперед или откидывании назад, поворотных движениях влево и вправо. Подвижность верхней части корпу­са, ее податливость движениям свидетельствуют о двигатель­ной свободе исполнителя, его умении расслаблять мышечные группы плечевого пояса и рук в процессе игровых действий.

Двигательные действия верхней части корпуса базируются на естественной амплитуде подвижности поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. Основной принцип координирующих двигательных действий - целостность (моно­литность) ощущений верхней части корпуса. Действия отдель­ных частей корпуса - к примеру, рук или головы, должны быть производными от общих движений корпуса и строго им подчи­няться.

Таким образом, координирующие двигательные действия - это четко обусловленная система. Они, как правило, не явля­ются спонтанными, а должны быть обусловлены конкретными условиями игры. Нередко наблюдаемые у учеников раскачива­ния корпуса, едущие вразрез с логикой двигательного процес­са, не только не способствуют координации действий рук, но и мешают ей. Подобные хаотичные движения наносят непопра­вимый вред двигательным действиям рук и приводят к не­управляемой и некачественной игре.

В предпостановочный период занятий вне инструмента вос­питание всей системы координирующих движений идентично для учеников, обучающихся на любом музыкальном инстру­менте. Различия начинаются с момента контактов учеников с инструментом и связаны с его спецификой.

Поскольку при игре на струнносмычковых инструментах функции рук принципиально различные, то и организация ко­ординирующих действий рук при обучении игре на них приоб­ретает особое значение. Этой же специфике должны быть строго подчинены и движения корпуса.

Фундаментом для воспитания координации рук у музыкан­та служат силовые зоны, которые не только организуют двига­тельные действия всех частей руки, но и определяют как об­щий, так и локальный характер их двигательных действий. В то же время основные трудности, связанные с движениями рук, возникают в их игровых зонах, особенно кистях и пальцах. Эта несогласованность вызывает разбалансированность действий и силовых зон.

Систему координирующих движений музыканта любого профиля целесообразно воспитывать на основе специальных гимнастических упражнений, предусматривающих всевозмож­ные варианты двигательных действий как всего корпуса, так и отдельных его частей, особенно рук.

Естественно, начальный период работы над координацией целесообразно начинать с идентичных согласованных движе­ний силовых частей рук: синхронные подъемы и падения рук, синхронные вертикальные размаховые движения, горизонталь­ные размаховые движения, а также сводящие и разводящие ру­левые движения. Восприятие согласованных движений значи­тельно более доступны ребенку. Только после овладения сог­ласованными действиями можно переходить к движениям, раз­личающимся по своей структуре и своим функциям. Именно такая последовательность в формировании двигательных на­выков предусматривается в первый и второй постановочные периоды.

Следует обращать особое внимание на учеников с недоста­точной природной координацией. Причиной плохой координа­ции рук может явиться излишняя сложность задач, ставивших­ся перед начинающим учеником, а отсюда происходит малосогласованность движений рук и нечеткость (стихийность) воспитываемых инструментальных приемов. Небольшие, на первый взгляд, упущения в детском возрасте постепенно при­водят к плохо организованной игре, бороться с которой подчас необычайно трудно.

Каждое движение начинающего ученика должно воспиты­ваться обособленно, при активном участии сознания, доводить­ся до должной четкости и только после этого соединяться с другим. Четкость движений определяется точной временной регуляцией работы мьппц-антагонистов, их взаимоисключаю­щими действиями. Именно строгая последовательность и по­степенность работы над каждым новым приемом служат зало­гом успеха и позволяют значительно быстрее продвигать ученика в техническом плане.

Учитывая специфику трех периодов постановки, мы реко­мендуем решать определенный круг задач по координации движений в каждый из периодов занятий.

Основные задачи, связанные с работой над координацией в первый, предпостановочный период:

1) разнообразные двигательные действия корпусом, на базе которых будут воспитываться все двигательные действия рук;

2) на основе двигательной свободы корпуса, особенно его верхней части, - согласованные действия рук, их идентичные ощущения и движения без инструмента. Эти ощущения и дви­жения станут в дальнейшем основой взаимодействия рук в про­цессе игры, даже в тех условиях, когда рукам придется совер­шать диаметрально противоположные движения;

3) идентичные ощущения в силовых зонах, на основе кото­рых воспитываются синхронные действия рук: ощущения под­вешенного состояния рук в поднятом положении, ощущения веса руки, размаховые движения, рулевые движения, движения предплечья - сгибания и разгибания локтевых суставов, а так­же все имитирующие движения, связанные со спецификой ин­струмента.

Задача второго периода - разобщенная постановка рук, формирование основных ощущений и движений для каждой ру­ки в отдельности непосредственно на инструменте - озвучен­ный вариант двигательных действий рук. Основным критерием эффективности воспитываемых игровых навыков и их контро­ля становится умение ученика определять на слух и корректи­ровать правильность двигательных действий рук. Воспитание двигательных навыков каждой из рук в отдельности в значитель­ной мере облегчает проблемы координации рук при соединении их действий.

Наконец, задача третьего периода - соединение элементар­ных действий рук. Этот период в полной мере будет опреде­лять дальнейшую согласованность действий рук в процессе иг­ры. Правильно организованные двигательные действия силовых и игровых зон рук - основа их координации. Несоблюдение ос­новных двигательных закономерностей в любой из зон рук не­избежно приводит к координационному разладу всей системы руки и игровому хаосу. Главным образом это относится к игро­вым зонам рук, более всего предрасположенных к координаци­онному разладу. Естественно, координирующие действия сило­вой и игровой зон рук в полной мере зависят от специфических условий игрового процесса на конкретном музыкальном инстру­менте.

Они идентичны при контактах с клавиатурой, при игре на деревянных духовых инструментах; весьма различны при игре на струнносмычковых или струнно-щипковых инструментах. Подробный анализ и тщательная разработка системы коорди­национных движений рук при обучении игре на конкретном музыкальном инструменте - такова должна быть основная те­ма каждой частной методики.

Основные причины, вызывающие перенапряжения в мышечно-игровом аппарате музыканта

I. Неправильное положение корпуса играющего, возникаю­щее при игре стоя или сидя. Вследствие неверного распределе­ния веса частей туловища и перегрузки области спины, особен­но зоны позвоночника, возникают смещение точек опоры корпуса и нерациональные двигательные его действия, неиз­бежно ведущие к зажатости всего плечевого пояса.

II. Нарушение физиологических закономерностей, непра­вильные направления двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей:

1) неправильный подъем руки, провоцирующий изоляцию лопаточной зоны мышц от остальных частей руки;

2) неправильные сгибания и разгибания локтевого сустава (в отрыве от двигательных действий плечевой части руки), провоцирующие его изолированные действия;

3) изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически;

4) крайние положения суставов отдельных частей руки при их двигательных действиях;

5) горизонтально-прямолинейные движения рук при гори­зонтальных размаховых движениях, вызывающе перенапря­жения мышц в зонах лопаток, плечевых и грудных суставов.

Ш. Изолированные движения головой, особенно ее актив­ный (самостоятельный) наклон вперед:

IV. Нарушения периодичности процессов напряжений и рас­слаблений;

V. Неправильно воспитанные игровые навыки, противоре­чащие физиологическим закономерностям двигательных дей­ствий организма.

Перечисленные причины непосредственно связаны с физи­ологическими факторами. К числу внешних факторов, вызыва­ющих перенапряжения в игровом аппарате (речь идет о непро­извольных напряжениях), относятся:

1) психологические факторы - эмоциональные перегрузки, страх, волнение и другие;

2) температурные изменения воздуха, особенно игра в хо­лодном помещении;

3) длительные занятия без отдыха;

4) нерегулярность занятий - постоянные нарушения режима занятий;

9 неправильно подобранный размер инструмента - особен­но для детей, играющих на струнно-смычковых инструментах;

6) неоправданные завышения сложности репертуара как в техническом, так и в эмоциональном плане.

 

 

Заключение

Методическое пособие «Музыкант и его руки» посвящено обоснованию основных двигательных принципов рук музыкантов-исполнителей. Особое внимание при этом уделено поста­новочному периоду работы с учеником, в котором воспитыва­ются все первичные двигательные ощущения и формируется игровой аппарат музыканта. Именно в этот период занятий должны быть самым тщательным образом организованы и сба­лансированы все двигательные ощущения и действия корпуса и рук. Любые недоработки постановочного периода весьма не­гативно влияют на состояние игрового аппарата будущего му­зыканта, а также на состояние его здоровья.

Все двигательные действия корпуса и рук должны форми­роваться на основе единства ощущений и строго подчиняться основным физиологическим закономерностям функциониро­вания организма. Единство действий корпуса и рук должно быть подчинено формуле - от общего (целого) - к единичному (частному), где каждое локальное действие (движение) долж­но рассматриваться как неотъемлемая часть целого.

Строгое и неукоснительное выполнение всех постановоч­ных элементов, их четкая последовательность - основа органи­зации двигательного процесса рук. Таковы основные принци­пы воспитания игрового аппарата музыканта.

Какие рациональные способы работы для достижения необ­ходимой двигательной свободы рук рекомендует современная методика, на базе каких мышечных ощущений рекомендуется воспитывать их двигательные действия?

На наш взгляд, в современной литературе, посвященной ме­тодике обучения музыканта-исполнителя, недостаточно вни­мания уделено предпостановочному периоду, связанному с по­становкой корпуса, организацией двигательных действий всех его частей и их взаимодействием. По этой причине нахожде­ние учеником оптимальных точек опоры как для всего корпу­са, так и для отдельных его частей - особенно рук, происходит стихийно, неосознанно и, как правило, далеко не всегда рацио­нально.

Это касается и проблемы воспитания начальных двигатель­ных действий рук.

Рекомендуемые метода работы, в частности, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема, обра­щены, в основном, к внешней - чисто зрительной стороне про­цесса, в частности рекомендации, связанные с двигательными действиями руки, начиная с ее подъема. В подобном случае они рассчитаны на интуитивное постижение учеником основ двигательного процесса, без должного осознания конкретных двигательных ощущений в локальных мышечных группах, хотя именно это и должно стать основой воспитания управляемого двигательного аппарата.

В музыкальном исполнительстве интуиция играет исключи­тельно важную роль, ибо она теснейшим образом связана с эмоциональнодвигательной сферой музыканта. Однако при формировании у ученика первичных двигательных навыков, особенно на начальном - постановочном этапе, интуитивное начало далеко не всегда дает должные, а тем более стабиль­ные результаты. Конечно, в данном случае многое решает при­родная интуиция ученика, его способность приспособления к сложнейшим формам двигательного процесса. Но даже у весь­ма небольшой в процентном отношении категории учеников, наделенных природной интуицией, незначительные, на первый взгляд, неточности, допущенные при формировании первич­ных постановочных (двигательных) навыков, приводят в даль­нейшем к самым нежелательным последствиям - вплоть до профессиональных заболеваний. Что же касается учеников с недостаточной природной двигательной интуицией, то пости­жение первичных навыков без должного их осознания (ощуще­ния) дается им значительно труд нее и, как правило, не приносит положительного результата. Отмеченные недостатки появляют­ся в тех случаях, когда педагогика базируется на методе интуи­тивного постижения начинающим учеником первичных двига­тельных навыков.

Обратимся к конкретным методическим рекомендациям.

Например, работа М. Либермана и М. Берлянчика «Культура звука скрипача» (Москва, 1985). В ней представляет несомнен­ный интерес раздел «Овладение штриховой техникой». Что ка­сается раздела «Методика обучения основным приемам звукоизвлечения», он вызывает определенные возражения.

Авторы отмечают, что приводимые ими рекомендации, связан­ные с воспитанием первичных двигательных навыков рук, «не сле­дует рассматривать как исчерпывающие «рецептурные» описания единственных целесообразных средств формирования техники смычка. Они скорее намечают путь преемственности воспита­ния основ культуры звука скрипача с первых шагов его обучения, обращая внимание на самые существенные моменты» (с. 33).

На какие «самые существенные моменты» авторы рекомен­дуют педагогам обращать внимание? Естественно, эти реко­мендации адресованы, в первую очередь, педагогам детских музыкальных школ, многие из которых не имеют еще доста­точного опыта работы с начинающими учениками.

Авторы пишут: «...Примерная последовательность форми­рования навыков звукоизвлечения состоит в следующем: рас­крепощение плечевого сустава и удерживание руки в согнутом положении на весу (без смычка и скрипки). Формирование по­добного навыка начинается с осознания расслабленности мышц висящей руки. Затем, при помощи размаховых движе­ний, внимание начинающего нужно привлечь к ощущению дви­гательной свободы в плечевом (уставе.

Следующий шаг - подъем руки, согнутой в локте. Вначале руку ученика поднимает педагог, словно «взвешивая» ее в сво­их руках. Руку следует поднимать медленно и спокойно, пред­восхищая таким образом ощущение ее веса со смычком в пло­скости различных струн. Во время остановок, обращая внима­ние ученика на весовые и мышечные ощущения, нужно зорко следить за состоянием его мышц, устранять излишние напря­жения» (стр. 33).

Формирование первичного навыка - раскрепощение плече­вого сустава и удерживание руки в согнутом положении на ве­су авторы рекомендуют воспитывать в следующей последова­тельности:

1) осознание расслабленности мышц висящей руки;

2) при помощи размахового движения внимание начинающе- го нужно привлечь к ощущению двигательной свободы в плече­вом суставе;

3) следующий шаг - подъем руки согнутой в локте.

Принципиально сама последовательность приемов не вызы­вает никаких возражений. Однако возникает рад вопросов, свя­занных с конкретными ощущениями в мышечной сфере ученика при воспитаниирекомеццуемых двигательных навыков. Почему авторы, фиксируя внимание ученика на раскрепощении плече­вого сустава и на ощущении двигательной свободы руки в пле­чевом суставе, не указывают на важнейшее фундаментальное ощущение руки как единой двигательной системы, начинаю­щейся от лопатки (см. указание И. Лесмана)? Ведь ощущение висящей от плечевого сустава руки - это ощущение только оп­ределенной ее части. Лопаточная часть руки - основа ее сило­вой зоны. Не осознав (почувствовав) в должной степени пер­вичного ощущения «всей руки», особенно ее лопаточной части, ученик не сможет почувствовать, а тем более сохранить в памя­ти стабильное ощущение свободы всей двигающейся руки, осо­бенно при ее подъеме. В лучшем случае ему удастся достигнуть этого ощущения интуитивно, причем кому-то больше, а кому-то меньше. Следующий вопрос: почему авторы, акцентируя внима­ние ученика на двигательной свободе висящей руки, даже не упоминают о воспитании ощущения веса руки, которое также относится к числу фундаментальных? На какие в таком случае «весовые и мышечные ощущения» следует обращать внимание ученика при под ъеме руки, если у него предварительно не вос­питано четкое и осознанное ощущение веса руки при опущен­ном - исходном ее положении? Вряд ли подобные ощущения возникнут стихийно при подъеме руки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.