Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 6 страница
б) менять направление движений, сводя предплечья навстречу друг другу. При вращательных движениях предплечий сохранять постоянные ощущения двух зон рук. В теоретическом разделе работы этому движению было уделено большое внимание. Объединяющее, оно дает возможность организовать все части движущейся руки - от лопатки до кисти и пальцев - в единую систему, единый целостный механизм. Работая с учеником, особенно начинающим, педагог должен постоянно помнить, что все двигательные действия кисти и пальцев полностью подчинены действиям всей руки, базирующимся на движениях размаха. Упражнение, воспитывающее необходимые базовые ощущения в силовых и игровых частях руки при организации движений размаха Вариант 1: а) исходная позиция: плечевые части рук прижаты к бокам, локти согнуты - предплечья подняты; пальцы сложены в кулаки; б) поднимать плечевые части рук и отводить их несколько назад по дугообразной линии; предплечья постоянно фиксированы; в) возвращать руки в исходное положение, концентрируя внимание на ощущениях в плечевых частях рук; воспитываемые ощущения в силовых зонах рук являются начальными при организации движений размаха. Вариант 2: а) исходная позиция аналогична варианту 1; б) поднимая плечевые части рук, разводить их в стороны, полностью разгибая при этом локтевые суставы; при разведении рук раскрывать кулаки и разворачивать ладони в сторону спины; в) возвращать руки в исходное положение; все движения по дугообразной линии. При движениях размаха необходимо постоянно сохранять ощущения ведущей - силовой зоны руки и ведомой - игровой зоны; ощущения игровой зоны как ведомой должны сохраняться как при фиксированных локтях, так и при их разгибаниях. Под ъемы рук и особенно их броски производить активными движениями. Вариант 3 - движения горизонтального размаха при синхронных разворотах корпуса и без разворотов корпуса. а) исходная позиция аналогична вариантам 1 и 2; б) при разведении рук корпус несколько поворачивать в правую сторону - синхронное движение с руками; в) зафиксировав положение поднять«- разведенных рук, возвращать корпус и руки в исходное положение; г) проделав упражнение 3-4 раза с разворотом корпуса в правую сторону, начинать упражнение с разворотом корпуса в левую сторону. Поворотные движения корпуса в левую и правую стороны при разведении рук позволяют значительно увеличить амплитуду размахового движения в обе стороны. Ощущения большей двигательной свободы рук достигаются за счет естественного увеличения амплитуды двигательных действий лопаточных областей рук. Для сравнения следует проделать аналогичные упражнения без разворота корпуса. Легко убедиться в том, что статичное положение корпуса ограничивает двигательную свободу лопаточных областей. При подходе рук в крайние положения, напряжения в мышечных группах лопаточных областей ощущаются значительно большие, чем при разворотах корпуса, дающих возможность увеличить амплитуду двигательных действий зон лопаток. По мере автоматизации навыка повороты корпуса уменьшаются до минимума. Сохраняются лишь первичные импульсы поворотных движений, соответствующие требуемым направлениям движений рук - больше вправо или больше влево. Область кисти - пальцев Анализируя взаимодействия двух зон руки и специфические особенности функционирования игровой зоны, следует обратить особое внимание на область кисти - пальцев, поскольку эта область имеет решающее значение в организации игрового- двигательного процесса. Кисть и пальцы в процессе игры на музыкальных инструментах совершают огромное количество весьма сложных и весьма точных по своим формам движений. В то же время область кисть-пальцы - физически наиболее слабая в системе руки и более других подвержена перенапряжениям и болевым ощущениям. В подавляющем большинстве случаев перенапряжения и болевые ощущения в этой области не только являются первопричиной зажатости всей руки, но и провоцируют перенапряжения и болевые ощущения в мышечных группах спины, особенно области плечевого пояса, расположенных в непосредственной близости от позвоночника. В этой связи необходимо уделять особое внимание организации двигательных действий кистевых суставов и пальцев, добиваясь максимальной точности их действий, укреплению их мышечных групп и развитию их гибкости и эластичности. Причины, вызывающие напряжения в области кистевых суставов и пальцев, весьма различные. Ими могут быть в первую очередь: а) излишняя активность изолированных кистевых движений, противопоказанных кистевому суставу, в то время как все его двигательные действия должны быте вторичными, отличаться наименьшей степенью активности и полностью подчиняться действиям силовых зон рук; б) неправильные направления движений кистевых суставов, провоцирующие перенапряжение мышечных групп этой зоны - к примеру, излишние сгибания и прогибания кистевых суставов в вертикальной и особенно в горизонтальной плоскостях; в) одна из главных причин перенапряжений в зоне кистевых суставов - недостаточное или неравномерное развитие мышц-сгибателей и особенно разгибателей, расположенных в области оснований пальцевых суставов. В результате подобного негативного явления активные пальцевые действия в области их основных фаланг зачастую заменяются (компенсируются) кистевыми движениями. При этом мышечные группы, расположенные в зоне кистевых суставов, берут на себя дополнительные силовые функции. Именно недостаточное развитие основных фаланг, особенно слабых пальцев - безымянного и мизинца, более всего проявляющееся при подъемах этих пальцев, провоцирует их перенапряженность. Мгновенно передаваемая на кистевой сустав постоянная перенапряженность вызывает болевые ощущения, которые чаще всего распространяются по линии мизинец - кистевой сустав и далее по внешней стороне предплечья - плеча; г) неправильное направление опоры руки на основание кистевого сустава при контактах пальцев с музыкальным инструментом. В данном случае направление опоры руки идет не в сторону силовой зоны кистевого сустава - основания большого и указательного пальцев, а в сторону слабых пальцев - мизинца и безымянного. Для предохранения кистевых суставов и пальцев от перенапряжений необходим комплекс специальных гимнастических упражнений, главная цель которых - развитие и укрепление всех мышечных групп области кисти и, особенно, оснований пальцев. Особое внимание при этом необходимо уделять слабым пальцам - мизинцу и безымянному. При этом автономные двигательные действия кистевого сустава, особенно в сторону его сгиба допускаются в пределах естественной амплитуды движений - без каких либо искусственных напряжений. В то же время при выполнении гимнастических упражнений допускается известная степень контролируемого увиличенного напряженного состояния мышц-разгибателей в зонах кистевых суставов и пальцев, необходимая в целях их физического развития. К примеру, активные отбрасывания основных фаланг пальцев в сторону их разгиба, а также активные разгибания кистевых суставов - подъемы их кверху. Кисть и различные виды ее движений Упражнение 1. а) из исходного положения: зафиксировать левой рукой предплечье правой руки в районе кисти; б) активно поднимать кисть, разгибая кулак. Мягким, эластичным броском опускать ее вниз, складывая пальцы в кулаки - 8-10 раз; в) круговые движения кистевого сустава аналогичны движениям локтевого сустава - разводящие и сводящие, предплечье постоянно фиксировано; г) те же действия левой рукой. Упражнение 2. Движения кистевых суставов обеих рук: а) подъемы и броски; б) круговые движения. При выполнении всех упражнений необходимо сохранять ощущение подвешенного состояния рук и неподвижное положение их плечевых частей. Во время подъема кистей - допустимо напряженное состояние в зонах кистевых суставов при любых видах их движении; при бросках кистей (их падениях) - максимальные расслабления. Данные упражнения направлены на ощущения максимальной свободы двигательных действий игровых зон рук, а также отдельных их частей - предплечий, кистей и пальцев. Эта свобода является результатом усилий силовых зон, при условии, что неизменно сохраняются ощущения подвешенного состояния рук и их веса. Наряду с воспитанием ощущений двух взаимозависимых зон рук, упражнения рекомендуемого комплекса способствуют развитию эластичности и укреплению мышечных групп, окружающих тот или иной конкретный сустав - плечевой, локтевой и кистевой. Осознание взаимодействия этих мышечных групп в большей степени служит профилактикой профзаболеваний рук. Комплексы упражнений, направленные на воспитание пальцевых ощущений, появляющихся при их опоре на конкретную плоскость; воспитание их взаимодействий при различных вариантах опоры на плоскость Уже неоднократно отмечалось, что целостность ощущений всей руки более всего проявляется при ее опоре на конкретную плоскость. В этих целях весьма целесообразны все упражнения, рекомендованные в разделе «Точки опоры рук». Однако все рекомендованные ранее упражнения предусматривали опору руки только на основания кистей, без учета дифференцированных пальцевых ощущений. Базовые ощущения при опоре корпуса на вытянутые пальцы; локти выпрямлены и фиксированы вариант 1: а) подойти к стене или к столу на расстояние вытянутых рук; б) поднять руки и опереться на плоскость ногтевыми фалангами вытянутых и несколько прогнутых внутрь пальцев. Ладони отведены от плоскости - не прикасаются к ней; кисть составляет с предплечьем единую линию; локти выпрямлены, небольшой разворот локтей в сторону большого, указательного и среднего пальцев - основная опора корпуса в сторону этих пальцев. Безымянный палец и мизинец держать в ненапряженном состоянии; локтевые суставы постоянно фиксированы - неподвижны; в) зафиксировав прогнутое положение пальцев, несколькими пружинными движениями корпуса увеличивать и уменьшать его давление на прогнутые пальцы - особенно их ногтевые фаланги; г) при движениях корпуса вперед опора полностью переносится на ногтевые фаланги прогнутых пальцев; ощущения в ногтевых фалангах аналогичны тем, которые появляются при опоре корпуса на основания ладоней. Однако, учитывая площадь опоры, на которую происходят нажимные действия, сила опоры на пальцы должна быть меньшей, чем на основания ладоней. При опорных движениях корпуса вперед пальцы следует несколько прогибать внутрь - пружиня их. Эти упражнения формируют основополагающее ощущение максимальной опоры корпуса на прогнутые пальцы. Вариант 2: а) для контраста ощущений: опереться на стол пальцами согнутыми в ногтевых фалангах, ногтевой частью подушечки; положение кисти аналогично первому варианту; локти выпрямлены и фиксированы; б) двигать корпус вперед, постепенно увеличивая его опору на согнутые закругленные пальцы; по мере увеличения давления корпуса на согнутые пальцы медленным скользящим движением полностью выпрямлять все пальцевые фаланги, особенно ногтевые, прогибая их внутрь, и широко разводить все пальцы в стороны - в большей степени большой и мизинец. При выпрямлении пальцев ладони к плоскости не приближать - касаться плоскости только полностью прогнутой ногтевой фалангой; в) возвращать пальцы в исходное - согнутое закругленное положение, постепенно уменьшая давление на них корпуса; при выполнении всех действий локти постоянно фиксированы. Теперь важно сравнить ощущения. При опоре корпуса на согнутые ногтевые фаланга (вариант 2) в пальцах ощущаются весьма значительные перенапряжения, которые распространяются не только на всю руку, но и на весь плечевой пояс. Согнутые пальцы (ногтевые фаланги) не выдерживают каких-либо значительных напряжений. В то же время опора на вытянутые- прогнутые пальцы несравненно более оптимальная, ибо «пружинность» вытянутых пальцев позволяет добиться максимальной опоры корпуса на ногтевые фаланги. Опора корпуса на вытянутые пальцы при прямых фиксированных локтях воспитывает в руках фундаментальные ощущения двух крайних зон руки - зона лопаток - кисть и пальцы. Данный вариант опоры корпуса на вытянутые пальцы - не игровой, а промежуточный. Упражнение 2. Опора корпуса на пальцы при разворотах локтей (игровой вариант, направленный на укрепление мышечных групп всех пальцевых фаланг - особенно ногтевых и оснований пальцев) - развитие гибкости ногтевых фаланг; воспитание дифференцированных ощущений в различных группах пальцев, подготовка пальцев к контактам с музыкальными инструментами. а) опереться на стену или на стол пальцами, согнутыми (закругленными) в ногтевых фалангах; б) разворачивать локти в стороны, распрямляя и прогибая при этом пальцы и перенося максимальную опору корпуса на локтевые суставы. Разворот локтей и перенесение опоры корпуса на локтевые суставы формирует в руках ощущение двух взаимозависимых зон, а также позволяет с наименьшей затратой силы перенести опору рук на зоны сильных пальцев - большого и указательного. Тем самым достигается большая двигательная свобода слабых пальцев - мизинца и безымянного; в)те же действия, разворачивая локти в стороны, переносить опору корпуса на четыре пальца; мизинец поднимать вверх; г) те же действия с переносом опоры корпуса на три сильных пальца - безымянные и мизинцы при этом поднять. Данный вариант опоры корпуса только на сильные пальцы - оптимальный. Он позволяет сосредоточить максимум нажимных действий рук только на зоны сильных пальцев, являющиеся точками опоры кистевых пальцев, и таким образом увеличивать их сопротивляемость нажиму корпуса; д) все действия аналогичны предыдущем, од нако опору корпуса на пальцы при разворотах локтей осуществлять в обратном порядке:
1. на три пальца; 2. на четыре пальца; 3. на пять пальцев.
е) дополнительные варианты: те же действия с опорой корпуса на четыре пальца - без больших (большие подняты и находятся в расслабленном состоянии «на весу»); ж) те же действия: упражнение «октава». При разворотах локтей опору корпуса переносить на большой палец и мизинец- остальные пальцы не касаются плоскости - подняты и находятся в расслабленном состоянии. В результате этих упражнений ученик должен убедиться в том, что последовательный перенос опоры корпуса на определенные группы вытянутых пальцев (при непременном условии опоры на их ногтевые фаланги) позволяет добиться дифференцированных ощущений в различных группах пальцев, содействует развитию их мышечных групп и эластичности - особенно это касается ногтевых фаланг. Предлагаемый цикл упражнений весьма эффективен для воспитания базовых ощущений, формируемых в пальцах при их контактах с музыкальными инструментами. Упражнение, направленное на развитее и укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев а) исходная позиция: положить ладонь на стол, все пальцы развести несколько в стороны; б) из этого положения - активно поднимать до предела, последовательно, каждый палец и возвращать его в исходное положение свободным броском; при подъеме пальцев ладонь от плоскости не отводить. Упражнение делать правой и левой рукой; каждый палец поднимать и опускать 3-4 раза. При выполнении упражнения особое внимание обращать на активизацию подъема слабых пальцев - 5-го и особенно 4-го. На первом этапе упражнений целесообразно ладонью свободной руки сверху зафиксировать основание всех пальцев. Ощущения при подъёме пальцев: максимальное напряжение в зоне основных фаланг пальцев, при бросках - максимальное их расслабление. Упражнение аналогично натянутой и отпущенной пружине: падение пальцев, возвращающее их в исходное - расслабленное положение, должно происходить по инерции после активного напряжения при подъеме пальцев. Данное упражнение показывает, что активный подъем (отброс) позволяет падающим по инерции пальцам легко коснуться струны или клавиатуры и надавить на них силой своего веса - при минимально необходимом дополнительном нажиме. Описываемый метод служит доказательством того, что основное движение пальцев - это их активный подъем и его следует всемерно развивать. Этот метод принципиально отличается от практикуемого нередко метода чрезмерного нажима на струну или клавиатуру пальцев за счет их активных силовых нажимных действий. Чрезмерный нажим пальцев ограничивает их двигательные возможности при игровых действиях и провоцирует появление так называемых «тяжелых пальцев». Главные цели упражнения: укрепление основных фаланг пальцев; регулирование процессов их напряжений и расслаблений; всемерное развитие их самостоятельности и независимости при любых видах двигательных действий на музыкальных инструментах.
Автономные двигательные действия кистевых суставов и пальцев Упражнение, направленное на воспитание ощущения взаимосвязей между сильными и слабыми пальцами. Вариант 1: а) сесть на стул: поднять предплечье левой руки ладонью вниз; локоть зафиксировать плотно к боку; правой рукой зафиксировать кистевой сустав ближе к основанию вытянутых пальцев; б) поднимать кверху все пальцы, развода их в стороны и напрягая до предела основания пальцев; в) зафиксировав положение напряженных пальцев, активным движением бросать их вниз, при этом максимально расслабляя и прогибая ногтевые фаланги после падения пальцев на ладонь. Проделать 5-7 раз быстрые и свободные движения пальцами вверх - вниз без каких-либо напряжений в кистевом суставе; кистевой сустав при этих движениях находится в фиксированном - неподвижном положении. Вариант 2: Развернуть плечевую часть руки ладонью вверх; зафиксировать кистевой сустав у его основания; отбрасывать вниз вытянутые пальцы, напрягая при этом их основания; бросать на ладонь вытянутые пальцы, расслабляя их при касании ладоней и максимально прогибая ногтевые фаланги. Вариант 3: а) поднять левую руку ладонью вниз; б) зафиксировать ладонью правой руки основания вытянутых пальцев левой руки - ладонью к ладони; в) согнуть мизинец и безымянный палец и положить их на пальцы правой руки; г) активно поднимать и опускать указательный и средний пальцы, напрягая их основания при подъеме и расслабляя при падении (мизинец и безымянный палец - в неподвижном положении). Вариант 4: а) исходная позиция аналогична первому варианту; б) согнуть указательный палец и положить его на пальцы правой руки; в) активно поднимать и опускать пальцы - средний, безымянный и мизинец (аналогия с действием пальцев в первом варианте). Предлагаемое упражнение исключительно важно для учащихся, ибо оно воспитывает ощущения взаимосвязей между сильными и слабыми пальцами, столь необходимые при контактах пальцев с любым музыкальным инструментом. При воспитании правильных пальцевых и кистевых ощущений ученик должен почувствовать, что активные движения кистевого сустава вниз в сторону ладони - противоестественное, ибо неизбежно провоцирует перенапряжение мышечных групп-сгибателей. Следовательно, движение кистевого сустава вниз допускается только как минимально необходимое в пределах амплитуды естественного (ненапряженного) сгиба кистевого сустава. Джоан Диксон напоминает: «Запястье должно лежать максимально ровно, плоско. Сухожилия, которые крепят пальцы к сгибательным мышцам в предплечье, проходят через запястный канал. Если запястье согнуто, сухожилия встречают определенное трение каждый раз, когда пальцы приходят в движение. Постоянное трение и сжатие нервных окончаний в этом канале приводят к появлению острых болей, а затем к синдрому запястного канала, который печально известен тем, что плохо поддается лечению».3 Педагоги! Прислушайтесь к мнению Джоан Диксон.
Большой палец и его мышечные группы Мышечные группы, расположенные в зоне основания большого пальца, являются наиболее сильными в области кисти. Их активные действия дают ученику возможность регулировать напряжения, возникающие в процессе игры в области кистевого сустава, доводить эти напряжения до необходимого минимума и предохранять тем самым кисть от непроизвольных напряжений. Развитию мышечных групп основания большого пальца следует уделять особое внимание. Упражнение 1. Круговые движения большого пальца: а) исходная позиция: предплечье поднято ладонью вниз, пальцы вытянуты, локоть прижат к боку; б) делать круговые движения большим пальцем, стараясь при этом максимально задействовать мышечные группы его основного сустава. С целью предохранения кистевого сустава от непроизвольных напряжений при круговых движениях большого пальца целесообразно первоначально свободной рукой фиксировать кистевой сустав у основания предплечья; в) сделав 4-5 круговых движений в одну сторону, менять направление движения; г) упражнение делать последовательно каждой рукой. Нагрузку на основание большого пальца при круговых движениях следует давать значительную. д) то же упражнение делать двумя руками - их большими пальцами без фиксации кистей. Упражнение 2. Взаимодействия каждого из пальцев с большим ставит своей целью: достижение максимальной двигательной свободы в кистевом суставе при падении пальцев в сторону основания большого пальца; укрепление мышечных групп основных фаланг пальцев при активном отбрасывании пальцев от ладони (основания большого пальца). Вариант 1 - нетрадиционный. а) исходная позиция: поднять предплечье ладонью кверху, пальцы вытянуты и разведены в стороны, локоть прижать к боку; б) из этого положения: согнуть пальцы в основных фалангах (ногтевые фаланги вытянуты) и положить их в сторону основания большого пальца, стараясь при этом, чтобы мизинец первым лег на нижнюю границу основания большого пальца. Пальцы не следует прижимать к ладони силой; в) для проверки правильности ощущений, появившихся при взаимодействии всех пальцев с основанием большого (нетрадиционный вариант расположения пальцев), сделать несколько сгибаний н разгибаний кистевого сустава (движения кистевой вибрации); г) зафиксировав положение упавших пальцев, активно отбрасывать пальцы в исходное положение; д) для облегчения пальцевых действий фиксировать предплечья свободной рукой. Упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности. Ощущения, воспитываемые при сгибании основных суставов пальцев я их падении на основание большого пальца, - максимальная свобода в падающих пальцах, их легкое касание ладони. При отбрасывании пальцев - максимальное напряжение в основных фалангах пальцев. Для сравнения ощущений: положить пальцы традиционно на ладонь, вытянув их в сторону кистевого (устава и сделать аналогичные сгибания и разгибания кистевого сустава. Сравнивая ощущения, приходам к выводу: при традиционном методе расположения пальцев - в сторону кистевого сустава - напряжения в кистевом суставе ощущаются больше, чем при нетрадиционном, когда пальцы расположены в сторону основания большого пальца; Упражнение 3. а) исходная позиция аналогична предыдущим упражнениям; б) активным движением последовательно опускать каждый из пальцев на основание большого и возвращать в исходное положение. Упражнение начинать с указательного пальца, доходить до мизинца и возвращаться в обратном порядке; в) обратный вариант: упражнение начинать от мизинца и возвращаться к указательному пальцу; г) как и в предыдущих случаях, упражнение делать последовательно каждой рукой в отдельности и фиксировать основание предплечья. Упражнение 4. Активный контакт большого пальца с каждым пальцем руки. а) аналогичная исходная позиция; б) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев; в) сводить и разводить большой палец последовательно с каждым из пальцев за счет активного сгибания и особенно активного разгибания его основной фаланги. При сведении пальцев ногтевые фаланги должны касаться друг друга (имитация щипчиков); г) встречные движения пальцев следует начинать от активного движения большого пальца к указательному, затем последовательно двигать его в сторону мизинца и возвращать в обратном направлении; д) встречные движения большого пальца с каждым из пальцев делать по 2-3 раза, по мере овладения приемом - по одному разу, увеличивая при этом скорость встречных движений пальцев. Воспитание нетрадиционного варианта расположения пальцев в сторону основания большого имеет для музыкантов существенное преимущество. Предлагаемый вариант позволяет добиться не только большей координации действий каждого из пальцев с большим, но и добиться большей двигательной свободы в кистевом суставе при контактах пальцев со струной или клавиатурой, требующих максимально свободного его состояния.
Комплексы базовых подготовительных упражнений для музыкантов, играющих в положении сидя (упражнения без инструмента) Ощущения сбалансированного равновесия верхней части корпуса, столь необходимое при игре в положении стоя, необходимо сохранять и при игре в положении сидя. В этой связи следует использовать комплексы всех базовых упражнений, связанных с наклонами корпуса вперед в момент приседания и в момент посадки на стул. При игре в положении сидя необходимо воспитывать и сохранять важнейшие ощущения: в первую очередь - постоянную опору верхней части корпуса на бедренные части ног. Столь же необходимо сохранение прямого положения спины (прогнутое вперед положение области поясницы и неизменно прямое положение позвоночника), позволяющее обеспечить ощущения ненапряженного состояния мышечных групп спины - плечевого пояса. Также обязательно прямое или несколько откинутое назад положение головы при любых видах движения верхней части корпуса и рук. Автономные движения головы при наклонах корпуса вперед должны быть полностью исключены. В этой связи сгибания и разгибания верхней часта корпуса производить только в области тазовой части корпуса (копчика). Должны сохраняться и постоянные ощущения двух зон рук при любых формах их движений. Благодаря такому способу посадки музыкант приобретает устойчивые навыки контроля ненапряженного состояния плечевого пояса, а также возможность регулировать степень напряженного состояния силовых зон рук и ненапряженного - игровых в процессе игры. Перечисленные факторы позволяют предохранять область мышечных групп позвоночника при игре в положении сидя от непроизвольных перенапряжений. Сидя на стуле, необходимо проделать комплексы основных упражнений для рук, рекомендованных и описанных при игре в положении стоя: 1) подъемы и броски плечевых частей рук - локти согнуты, предплечья фиксированы; 2) выносы рук вперед - движения рук по дугообразной линии, позволяющие воспитать:
а) ощущения подвешенного состояния рук; б) ощущения двух зон рук; в) ощущения подвижности локтевых и кистевых суставов в разных плоскостях положения рук и при разных формах их движений.
Упражнения, позволяющие воспитать движения горизонтального размаха Упражнение 1. Вариант 1: а) сесть на стул и опереться вытянутыми руками (ладонями) на край стола; б) отводить корпус назад и возвращать его вперед, опираясь на вытянутые руки; при наклонах корпуса вперед, локти не сгибать, наклоны корпуса вперед минимальные; в) при наклонах корпуса вперед максимальная опора на ладони. Ощущения двух крайних зон рук - зоны лопаток - кистей; воспитание ощущений точек опоры рук на конкретную плоскость. Вариант 2: а) подойти к столу и положить ладони на край стола; б) опираясь на ладони и наклоняя корпус вперед, опуститься на край стула; в) садясь на стул, опереться грудью на край стола; г) из этого положения: опираясь на руки, отводить корпус назад и возвращать его в исходное положение; не касаться при этом грудью стола; д) при наклонах корпуса вперед разводить локти в стороны и опираться корпусом - плечевым поясом максимально на зоны локтевых суставов. При опоре корпуса на локтевые суставы, опора на ладони минимальная. Основная цель упражнения: необходимо добиваться ощущения двух зон рук, возникающих при опоре их на плоскости. Упражнение 2. а) сесть на стул ближе к столу; б) положить локти на край стола - предплечья подняты кверху, пальцы сложены в кулаки; в) наклонить корпус вперед, плотно опираясь на локти; г) активно бросать предплечья на стол, раскрывая при бросках ладони; при бросках предплечий, корпус несколько наклонять вперед, более плотно опирая его на локти; при подъеме предплечий корпус возвращать в исходное положение; д) зафиксировать в руках четкое ощущение двух зон: максимальные напряжения в силовых и минимальные - в игровых. Воспитываемые ощущения максимальной двигательной свободы в игровых зонах рук являются ассоциативными, имитирующими контакты рук с музыкальными инструментами - например, клавиатурой. Упражнение 3. Сидя на стуле, проделать упражнения, связанные при разворотах локтей с переходом от круглых пальцев на вытянутые, а также упражнения с опорой рук на различные группы пальцев. Упражнение 4. Воспитание движений размаха в положении садя при опоре рук (локтей) на плоскость: а) опереться локтями на стол; предплечья подняты и фиксированы; б) разводить плечевые части рук в стороны и назад, полностью разгибая при этом локтевые суставы и выпрямляя предплечья;
|