Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 5 страница
в) зафиксировав нижнее положение рук движением в обрати ном направлении по повторяющейся линии вверх - вперед, выносить руки перед собой и бросать их вниз. При выносе рук вперед и их бросках сближать руки перед грудью, охватывая ладонями плечевые части ближе к локтевым суставам - правой рукой левое плечо, левой - правое; г) зафиксировав сложившуюся «рамку», энергичными движениями поднимать и активно бросать ее вниз. Движения повторять 4-5 раз. При подъемах рук (рамки) максимальное напряжение в области лопаток, при бросках - максимальное расслабление в области плечевого пояса. Поднимая руки, корпус несколько отводить назад, при бросках - наклонять вперед: проверять ненапряженное состояние плечевого пояса небольшими покачиваниями сложенной «рамку». При этом необходимо добиться постоянного ощущения лопаточной зоны как начала рук.
В результате этого упражнения ученик должен четко зафиксировать в памяти ощущения первичного двигательного импульса, формирующего подъем рук: их отведение в стороны и назад и вторичного действия - выноса рук вперед и приведения их в подвешенное состояние. При наиболее естественных с физиологической стороны движениях, ощущения лопаточной зоны руки как ее начала не только не теряются, но и закрепляются. Предлагаемый метод подъема руки позволяет мышечным группам плечевого пояса, отводящим руку назад при ее подъеме (первичное движение) и выводящим ее вперед перед собой (вторичное движение), функционировать в наиболее оптимальном режиме, тесно взаимодействуя между собой. По задачам и ощущениям этот метод принципиально отличается от того варианта подъема рук, который был описан при формировании второй базовой позиции. В первом случае основной целью упражнения являлось развитие и укрепление мышечных групп плечевых суставов на основе круговых движений плечевых частей рук, формирующихся при выносах локтей непосредственно вперед. Целью нового варианта подъема рук является воспитание первичных ощущений лопаток как начала руки и стабильное сохранение этих ощущений при любых формах движений рук, особенно при выносах их вперед - движениях, формирующих это состояние. Упражнение, направленное на развитое и восстановление ощущений мышечных групп в зоне лопаток и плечевых суставов при их совместных вертикальных движениях а) повернуть голову направо; поднимать правое плечо до уровня подбородка и активно бросать вниз, чередуя напряжения и расслабления мышечных групп зоны лопатки - плечевого сустава; при бросках плеча максимально опираться на правую ногу, прогибая ее несколько в колене; б) повернуть голову налево и делать аналогичные движения левым плечом. Концентрация внимания на активизацию лопаточной области. Упражнение, направленное на укрепление мышечных групп плечевых суставов - круговые движения рук вдоль корпуса на 360 градусов Вариант 1: Исходная позиция; локтевые суставы постоянно согнуты и фиксированы; поднимать плечевые части рук; выводя локти вперед и поднимая их над головой, делать круговые движения на 360 градусов, стираясь не отводить плечевые части рук от корпуса. При подъемах рук несколько тормозить их движение, при бросках назад - ускорять. Движения делать без остановок. Сделать 4-5 раз круговые движения, ведя локти вперед; менять направление движения - локтевые суставы начинают движение назад-вверх. Вариант 2: Из исходной позиции: а) выпрямить корпус и опереться левой рукой в бедро; б) поднять выпрямленную правую руку над головой - все суставы фиксированы, пальцы сложены в кулак; рука - маятник; в) активным движением руки вниз - перед собой делать круговые движения вдоль туловища, предельно приближая руку к корпусу. Сделав 5 движений по круговой линии, сменить направление первичного движения и начинать движение назад - вниз. Наиболее сложный участок кругового движения руки - отведение ее назад и падение сверху вниз в сторону спины при первом варианте вращения и подъем вверх от спины - во втором варианте. Необходимо следить, чтобы при прохождении этого участка рука не отдалялась далеко вправо от корпуса. Именно этот участок вращения руки определяет степень активности и эластичности мышечных групп плечевого сустава и степень их взаимодействия с мышечными группами зоны лопатки. В начале работы над этим упражнением рекомендуется встать близко к стене боком, что поможет ограничить в известной мере отведение руки от корпуса. Подъемы руки должны быть энергичными, но несколько замедленными, броски рук активными и совершаться максимально по инерции. Упражнение делать последовательно каждой рукой. Данные упражнения развивают мышечные группы зон плечевых суставов, лопаток и грудной области, а также воспитывают их взаимодействия. Они создают значительные напряжения в мышечных группах плечевого пояса - особенно при отведении руки назад. Поэтому не следует доводить плечевой пояс и руку до усталости, особенно в начальный период работы. Исключительное внимание при выполнении круговых движений следует уделять развитию мышечных групп, окружающих со всех сторон плечевые суставы, поскольку именно эти мышечные группы способствуют созданию в функционирующей руке предпосылок доя фазы наивысшей физиологической проводимости. Постоянному ощущению лопаточной области и развитию мышечных групп плечевого пояса - плечевых суставов будет всемерно содействовать и рекомендуемый далее комплекс упражнений, связанный с подъемами рук и их бросками при различных положениях корпуса. Ощущение руки как составной части корпуса при его наклонах (фиксированное положение руки и все виды ее автономных движений) Первичные ощущения более всего проявляются при наклонах корпуса, происходящих с фиксированными - неподвижными руками. Основные положения рук: а) руки (ладони) фиксированы в области поясницы- тазобедренного сустава (вторая основная базовая позиция); б) руки опущены вдоль туловища и фиксированы (прижаты) к бокам; в) руки прижаты к бокам - предплечья подняты; г) из положения «в» - локти разведены в стороны - отведены от боков, предплечья фиксированы. Наклоны корпуса производить при всех положениях (фиксированных) - неподвижных рук. Ощущения: движения-наклоны верхней части корпуса происходят при неподвижных руках. Руки, движущиеся вместе с корпусом, ощущаются как составная часть корпуса. Автономные (изолированные) движения рук полностью исключаются. Ощущения руки как составной части корпуса должны постоянно сохраняться и при автономно двигающихся - свободно падающих руках во время наклона верхней части корпуса, для чего рекомендуются:
Упражнение 1. а) исходная позиция - руки опущены вдоль туловища и фиксированы к бокам, пальцы сложены в кулаки; б) активным движением наклонять верхнюю часть корпуса вперед. При наклоне корпуса руки свободно падают и провисают за счет минимальных усилий мышечных групп области лопаток - плечевых суставов. При падении рук - максимально возможное расслабление перечисленных выше мышечных групп. в) почувствовав максимальное расслабление мышечных групп плечевого пояса и состояние провисших рук, делать вращательные движения рук на 360 градусов; корпус в наклонном положении. Вариант 1: При падении верхней части корпуса провисшие руки движутся навстречу друг другу со сложенными кулаками.
Вариант 2: При падении корпуса руки движутся в обратном порядке - расходясь в стороны. Локтевые и кистевые суставы при всех движениях рук полностью фиксированы. Проделав вращательные движения по 4-5 раз в каждом направлении возвращать корпус в исходное положение. При падении (наклоне) верхней части корпуса требуется максимальная концентрация внимания на мышечных группах тазовой части корпуса - тазобедренных суставах и свободное состояние мышечных групп плечевого пояса - плечевых (уставах. Ощущения: максимально свободное состояние провисших рук двигающихся при наклонном положении корпуса. Подчеркнем, что постоянно напряженное состояние мышечных групп зоны локтевых суставов и фиксированное положение локтей - непременное условие сохранения ощущения руки как единой двигательной системы, особенно в провисшем ее положении.
Упражнение 2. а) исходная позиция аналогична предыдущему варианту; б) поднять руки на уровень плеч; в) активным движением наклонять корпус вперед руки свободно падают по аналогии с первым упражнением. Все остальные действия совершаются полностью по схеме первого упражнения. Упражнение 3. а) исходная позиция аналогичная - вытянутые руки поднять перед собой; б) наклонять корпус и активно отводить вытянутые руки назад до предела, сближая фиксированные локти (лопатки), концентрируя внимание на ощущениях напряженного состояния области лопаток; в) активно выпрямлять корпус, вынося руки перед собой на уровень плеч - при движении рук вперед несколько разводить их в стороны. Фиксируемые ощущения; а) при отведении рук назад, за спину - напряженное состояние мышечных групп лопаточной области, предельное ощущение лопаток; б) при выпрямлении корпуса и вынесении рук вперед - сохранение ощущений лопаток как начала руки и включение в активное действие мышечных групп грудной области и передней части плечевых суставов. Наклоны корпуса производить за счет сгибания его верхней части только в зоне копчика. Чтобы зафиксировать правильность ощущений при сгибаниях и разгибаниях верхней части корпуса, целесообразно вначале зафиксировать ладонью какой-либо из рук зону копчика и делать упражнение, вынося вперед последовательно каждую руку. В результате этих упражнений должны появиться ощущения автономно двигающ ихся рук как неотъемлемой части корпуса (синхронность движений рук и корпуса) и руки как единой двигательной системы (движения от лопаток при фиксированных локтевых и кистевых суставах - рука-маятник). В руках, двигающихся синхронно с корпусом, должны чередоваться ощущения напряжений и расслаблений в различных мышечных областях (зонах) плечевого пояса (как при отведениях рук назад так и выносе их вперед. Точки опоры руки - конкретные и ассоциативные Ощущения точек опоры для рук - исключительно важный момент работы по воспитанию фундаментальных ощущений, появляющихся при контактах рук с музыкальным инструментом. К числу основополагающих относятся все те ощущения, которые должны были сформироваться в результате предыдущих упражнений: а) руки - как неотъемлемой части корпуса; б) руки - как единой двигательной системы; в) точек опоры руки в опущенном ее положении и сохранении этого ощущения при подъеме руки в рабочее - подвешенное положение (ассоциативные ощущения); г) сохранение ощущения веса руки при подъеме на основе ее точек опоры, а также при активных бросках и свободных падениях. Без предварительно подготовленного ощущения точек опоры руки и ее веса не может сохраняться должное ощущения веса руки во время ее подъема. Воспитание ощущения точек опоры руки начинается с ее конкретных ощущений при опоре на плоскость и формируется на основе базовых упражнений, предусматривающих обязательную опору рук (ладоней) на нижнюю часть корпуса. Особенно показательны в этом плане упражнения, связанные с нахождением второй исходной базовой позиции, приседаниями из исходной позиции, а также наклонами верхней части корпуса - то есть упражнениями, предусматривающими обязательную опору рук на тазовую часть корпуса. Конкретные ощущения опоры рук на мышечные группы тазобедренных суставов позволяют в должной мере воспитать и ощутить взаимодействия крайних мышечных зон руки - лопатки и кисти (пальцев) при игре как стоя так и сидя. Приступая к работе над нахождением ощущений точек опоры, необходимо учитывать направление опоры всей руки на строго определенную зону кистевого сустава и пальцев. Мышечные группы кистевого сустава - самые слабые и самые уязвимые в системе руки. Они не выдерживают больших нагрузок, и их перенапряжения весьма опасны. Однако в области кисти и пальцев существует две зоны - более сильная и более слабая. К более сильной зоне относятся; основание большого пальца, а также находящиеся вблизи указательный и средний пальцы. Слабая зона - безымянный палец и мизинец и соответственно все мышечные группы, находящиеся в этой зоне - то есть на внешней стороне кистевого сустава. Слабая зона весьма уязвима и чаще всего подвержена болевым ощущениям. Следовательно, опору руки на плоскость следует максимально направлять в сторону более сильной зоны кистевого сустава - конкретно в сторону основания большого пальца и совершать опору на поворотном движении руки. Преимущества подобного метода заключаются в том, что в результате поворотного движения плечевая часть руки несколько поднимается и опора руки направляется в сторону основания большого пальца. Подъем руки и ее поворот в сторону происходят по дугообразной линии. При подъеме руки в естественном направлении мышечные группы ее силовой зоны напрягаются минимально необходимо. Опора руки в сторону сильной зоны кистевого сустава дает возможность правильно направлять напряжения руки и, следовательно, регулировать эти напряжения, управлять ими. Концентрация ощущения точек опоры в области силовой зоны кисти позволяет максимально почувствовать и вес руки. В том случае, когда опора руки происходит на внешнюю сторону кистевого сустава - на слабые пальцы, т.е. в сторону падения руки, ощущение единства всех частей силовой зоны руки - особенно ее лопаточной части - во многом теряется. Для того чтобы ощутить опору всей руки на плоскость, опираясь на внешнюю сторону кистевого сустава, и при этом почувствовать оптимально ее вес, силовой зове руки приходиться давить рукой вниз на внешнюю сторону кистевого сустава, то есть искусственно напрягать слабые пальцы. Это вызывает неизбежные перенапряжения в зоне слабых пальцев, а искусств венные напряжения всегда малоуправляемы. В результате воспитания оптимального направления опоры руки на плоскость ученик может концентрировать напряжения руки в сторону сильных мышечных групп кистевого сустава. Таким образом, перенапряжения в зоне кистевого сустава практически исключаются. Это важно при контактах кисти (пальцев) с любыми музыкальными инструментами, при письме и др. Рекомендуемые упражнения Упражнение!. а) исходная позиция: подойти к стене на расстоянии вытянутых рук; б) поднять руки на высоту плеч и опереться основаниями ладоней в стену. Локти фиксированные, руки прямые. Опору плечевого пояса на руки следует направлять в сторону силовых зон кистей - оснований больших, указательных и средних пальцев. В этих целях локти необходимо несколько развернуть в правую и левую стороны. Разворот локтей позволяет в большей степени почувствовать зоны лопаток и с меньшей затратой физической силы опереться всей рукой в стороны силовых зон кистей. Мизинец и безымянный палец при опоре корпуса на ладони необходимо держать в расслабленном состоянии; в) сконцентрировать внимание на крайние зоны рук - зоны лопаток и зоны оснований ладоней - у начала предплечья; г) почувствовав в должной степени контакт между крайними зонами рук, добиваться ощущения плотной опоры лопаточной зоны на основания ладоней - в сторону их силовых зон; д) с достаточной силой «толкать стену». Локти при этих толчках фиксированы и не прогибаются. При опоре корпуса на стену и толчках рук поясницу держать постоянно в прогнутом в сторону стены положении, отдаляя при этом назад только область плечевого пояса; е) толчки на вытянутые руки повторять неоднократно, несколько приближая корпус к стене и отдаляя его, увеличивая и ослабляя при этом нажим корпуса на основания ладоней. Ощущения: верхняя часть корпуса - плечевой пояс - плотно опирается на вытянутые руки; опоры рук фокусируются на основания ладоней - в сторону их силовых зон. Вариант 2. Опора корпуса на руки при согнутых - разведенных в стороны локтях. При этом ощущения двух взаимозависимых зон при опоре рук на плоскость сохраняются (см. раздел «Две зоны руки»): а) исходная позиция - аналогичная первому варианту; б) опираясь на вытянутые руки, плавным круговым движением плечевых суставов развернуть локти в стороны и несколько их согнуть; при развороте рук ладони идут навстречу друг Другу, и пальцы сближаются; в) максимально опираясь на постепенно сгибающиеся локти, плавным движением приближать корпус к стене. При этом концентрировать все внимание на локтевые суставы, куда должна быть направлена максимальная опора корпуса; соответственно опора на основания ладоней становится минимально необходимой; г) приблизив корпус к стене несколькими пружинными движениями, разгибать согнутые локти, отжимая плечевую часть корпуса назад и сохраняя при этом неподвижное прогнутое положение области поясницы. Локтевые суставы сгибать и разгибать не полностью с целью сохранения постоянного ощущения опоры на них плечевого пояса. Нетрудно заметить, что оба варианта упражнения по опоре руки на плоскость принципиально отличаются. В первом варианте локти фиксированные, руки прямые; на основе ощущений в руке двух крайних точечных зон: лопатка - кисть и пальцы - воспитывается единство ощущений всех частей руки при опоре ее на плоскость - рука как единая двигательная система. При максимальной опоре плечевого пояса на основания ладоней - все пальцы очень малоподвижны и с трудом отводятся от стены. Во втором варианте корпус опирается на согнутые, разведенные в стороны локти. В этом случае ученик должен почувствовать в единой системе руки две взаимодействующие зоны: силовую (мышечные группы лопатки - плечевого сустава - плечевой части руки) и игровую - мышечные группы предплечья, кисти и пальцев. Ученик должен также ощутить область локтевого сустава как границу разделяющую две зоны. Максимальная опора корпуса при его движении в сторону стены на локтевые области рук и минимально необходимая его опора на основания ладоней позволяют ощутить оптимально напряженное состояние силовых зон рук - до локтевых суставов и минимально необходимое напряженное состояние игровых зон - особенно кистей и пальцев. При максимальной опоре плечевого пояса на локти и минимальной на основание ладоней пальцы остаются предельно свободными. Для проверки правильности ощущений при выполнении обоих вариантов отводить пальцы многократно от стены и возвращать назад в исходное положение. Свобода пальцевых движений во втором варианте свидетельствует о правильности ощущений, формирующихся в двух зонах рук. Аналогичные упражнения следует проделать и с опорой рук на край стола: а) подойти к столу и опереться вытянутыми руками на край стола; корпус в наклонном положении; б) все последующие действия и ощущения полностью аналогичны предыдущим вариантам - при опоре рук на стену.
Автономные подъемы и броски (падения) рук вне двигательных действий корцуса: подъем рук - как начало игрового (двигательного) процесса; падение рук - как основа их расслабления после действия. Сохранение ощущения веса руки при ее подъеме Упражнение 1. а) исходная позиция - руки вытянуты вдоль туловища, пальцы сложены в кулаки; б) отвести опущенные руки несколько назад и почувствовать лопатки; в) поднять кверху предплечья и прижать локти к боку; (согнутое положение локтей сохранять во всех упражнениях предлагаемого цикла); г) отводить локти в стороны и назад, поднимая плечевые части рук по дугообразной линии выше уровня плеч. Напомним, что описываемое движение рук при их подъеме - физиологически обоснованное их первичное действие; д) зафиксировав верхнее положение рук, активным броском возвращать их в исходное положение - в сторону спины, чтобы не терять ощущения лопаток: локти после броска платно прижимать к боку. Основная цель упражнения: на основе подъемов и бросков руки воспитание регуляции процессов напряжения и расслабления. Упражнение 2. а) аналогичная исходная позиция, предплечья поднята, локти прижаты к боку; б) разводить локти в стороны, поднимая руки на небольшую высоту, и активным броском возвращать в исходное положение, прижимая их к боку; в) разводить локти в стороны и поднимать их на половину максимальной высоты; г) поднимать руки на максимальную высоту. По мере увеличения высоты подъема интенсивность бросков рук увеличивается. Основная цель упражнения: воспитание активных бросков рук вне зависимости от высоты их подъема. Ощущения подвешенного состояния рук в поднятом их положении - основа их функционирования Подвешенное положение рук воспитывается первоначально на основе их активных бросков. Постепенно этот прием автоматизируется. Активный бросок трансформируется в первичный импульс броска, который служит основой расслабления руки после напряжения в процессе игровых действий. Воспитание этого навыка является одной из основ управляемости игровым (двигательным) процессом, Упражнение 1. Направлено на ощущение подвешенного состояния рук при их бросках (свободном падении) в сторону спины. Вариант 1. а) исходная позиция аналогична предыдущему комплексу: предплечья подняты, локти прижаты к боку; б) поднять руки на максимальную высоту и зафиксировать их верхнее положение; в) активным броском возвратить руки в исходное положение - прижать их к боку. Вариант 2. Из положения " б" - активно бросать руки, но не до предела - руки провисают в воздухе, не прислоняясь к боку - на небольшом расстоянии от него. Вариант 3: Из положения «б» - после бросков руки провисают на половинной высоте, то есть на середине траектории их падения. Вариант 4: Из положения «б» - после мини-бросков руки провисают на минимальном расстоянии от плечевого пояса - концентрация внимания на первичный импульс броска. В предлагаемом варианте упражнений руки после активных бросков не фиксируются к боку после их падения, как в предыдущем комплексе, а провисают в воздухе, чем достигается их подвешенное состояние. После падения рук, с помощью нескольких свободных покачиваний в зонах плечевых суставов нужно почувствовать максимальную д вигательную свободу провисших рук. Данные упражнения - весьма сложные по своим первичным ощущениям. Вместе с тем они имеют исключительно важное значение для воспитания ощущения подвешенного состояния рук. При неизменном сохранении ощущений их веса, активный первичный импульс броска дает возможность максимально освободить мышечные группы плечевого пояса - плечевого сустава, принимавшие участие в подъеме руки. На базе этого упражнения также воспитывается четкая периодичность процессов напряжений и расслаблений в функционирующей руке. На начальной стадии работы целесообразно делать упражнение каждой рукой. Упражнение 2. Направлено на ощущение подвешенного состояния рук при выносе их вперед - бросках (свободном падении) перед собой. а) исходная позиция аналогичная: предплечья подняты, локти прижаты к боку, пальцы сложены в кулаки; б) из исход ной позиции - поднимать руки и отводить их назад, свода до предела лопатки; в) зафиксировать описанное положение рук; при отведении поднятых рук назад - максимальное напряжение в области мышечных групп лопаток и зонах плечевых суставов, находящихся в непосредственной близости от лопаток; г) активным движением вверх по дугообразной линии поднять руки над головой вперед и опустить их перед собой на уровень плеч, сблизив предплечья; расположить пальцы (кулаки) навстречу друг другу и сохранить полусогнутое положение локтей; при бросках рук вперед - вниз (на уровень плеч) ощутить их подвешенное состояние и проверить его при помощи небольших покачивающих движений силовых зон - области лопаток - плечевых суставов - плечевых частей рук; д) активным движением по той же траектории возвращать руки назад, сохраняя их подвешенное состояние в процессе движения, и зафиксировать заднее исходное положение. Проверить подвешенное состояние отведенных назад рук легкими покачиваниями. Основные ощущения: а) при выносе рук из исходного положения вперед - в положение перед собой происходит смена напряжений в мышечных группах, удерживающих руку на весу в поднятом положении. В результате: необходимые напряжения в мышечных группах зоны лопаток - задней стороны плечевых суставов, переносятся на зоны мышечных групп грудной области и передней части плечевых суставов. При этом в мышечных группах зоны лопаток - задней стороны плечевых суставов - сохраняются минимально необходимые напряжения; б) при возвращении рук назад - в сторону спины: максимально необходимые напряжения снова переносятся на мышечные группы области лопаток - задней стороны плечевых суставов, а в области грудных мышечных групп и передней стороны плечевых суставов сохраняются минимально необходимые напряжения. Таким образом происходит естественная регуляция мышечных усилий (напряжений) - их координация при выносе рук вперед и отведении их назад, то есть, чередование активных и относительно активных мышечных напряжений. Упражнение имеет исключительно важное значение для создания в поднятых руках - независимо от их положения - ощущений их подвешенного состояния. Максимальная концентрация внимания позволяет ученику во время движений рук воспитать необходимые ощущения их подвешенного состояния. Комплекс упражнений, способствующих созданию в руке двух взаимозависимых зон - силовой и игровой - вне опоры рук на конкретную плоскость Линия напряжений при передаче силовых импульсов от лопаточной области на кисть и пальцы - от силовой зоны на игровую - проходит по внутренней - задней стороне руки - через трицепс на предплечье и далее на кисть - пальцы, особенно слабые пальцы. Мышечные группы передней (грудной) стороны плеча - плечевого сустава - не должны препятствовать прохождению силовых импульсов от лопаток на кисть и пальц ы, сохраняя при этом минимально необходимую степень активности (напряжений). Подготовительное упражнение: а) исходная позиция - руки провисли вдоль корпуса, локти фиксированы - плотно прижаты к боку - ближе к передней стороне корпуса, пальцы сложены в кулаки; б) поднять предплечья кверху, не отрывая плечевые части рук от корпуса; в) активными бросками полностью разгибать локтевые суставы и бросать предплечья на переднюю сторону бедренных частей ног; при бросках предплечий раскрывать кулак и разбрасывать пальцы широко в стороны - раскрытой ладонью фиксировать ногу; броски повторять неоднократно и последовательно каждой рукой в отдельности, а затем, по мере автоматизации навыка, одновременно двумя руками. Во время бросков плечевые части рук (локти) более плотно прижимать к бокам, добиваясь при этом большей контрастности ощущений: состояния напряженности в силовой зоне и расслабленности - в игровой. Основные ощущения: концентрация внимания на ощущениях в силовых и игровых зонах рук позволяет добиваться их взаимозависимых действий: максимально необходимых напряжений в силовых зонах и максимальной двигательной свободы - минимальной напряженности - в игровых зонах. Свободное состояние игровых зон дает возможность осознанно координировать двигательные действия предплечий, кисти и пальцев. (Упражнения, способствующие воспитанию ощущений двух зон руки при опоре ее на плоскость, были изложены в разделе: Точки опоры рук.) Далее предлагается комплекс упражнений, воспитывающий ощущения двух зон руки в подвешенном положении. Упражнение 1. Вариант 1. а) исходная позиция: вынести руки перед собой и создать их подвешенное состояние; предплечья направлены навстречу ДРУГ другу; б) ладонью левой руки плотно зафиксировать плечевую часть правой руки, ближе к локтю; в) поднимать кверху предплечье и бросать его вниз за счет активных поворотов локтевых суставов. При подъеме предплечья кулаки раскрывать, при бросках - пальцы складывать в кулаки; при движениях предплечья плечевая часть руки должна сохранять неподвижное положение. Ощущение подвешенного состояния плечевых частей рук при бросках предплечий неизменно сохраняется; г) проделав упражнение 5-7 раз, сменить руку и повторять аналогичные действия левой рукой. Вариант 2. Действие двумя руками. а) поднять кверху руки способом, аналогичным первому варианту - предплечьями навстречу друг другу; б) зафиксировать подвешенное состояние рук; в) из этого положения: поднимать кверху пред плечья и бросать их вниз навстречу друг другу; при подъеме предплечий кисти раскрывать, при бросках - пальцы складывать в кунаки. Все ощущения в силовой и игровой зонах аналогичны первому варианту. Упражнение 2: круговые движения предплечий. Вариант 1. а) исходная позиция - аналогична предыдущему упражнению; б) зафиксировать левой рукой правую; в) откидывать вверх предплечье и совершать им круговые движения на 360 градусов за счет вращений локтевого сустава; действия пальцев аналогичны предыдущим упражнениям; г) сделав 5-6 вращений в одном направлении, менять направление движения в обратную сторону; д) те же действия совершать левой рукой.
Вариант 2. Те же действия выполнять двумя руками, а) из исходной позиции: откидывать предплечья кверху и делать круговые движения в разводящем направлении;
|