Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон - силовой и игровой 1 страница
Завершает цикл предпостановочного периода воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон. Одна из них - активная или силовая - мышечные группы плечевого пояса и плечевой части руки, вторая - относительно активная или игровая - предплечье, кисть и пальцы - полностью подчиненная генератору силы. Относительно активной зоне руки противопоказаны все самостоятельные (изолированные) силовые двигательные действия. Практически воспитание двух взаимозависимых зон основано на принципе подвешенного состояния всей руки. При этом формируется система двух подвесок: подвеска силовой зоны руки, о чем говорилось выше, и подвеска игровой зоны руки - предплечье, кисть и пальцы - за счет активных усилий мышечных групп силовой зоны руки. В свою очередь, в игровой зоне также возникает система двух подвесок: подвешенное положение предплечья формирует ощущение подвешенного состояния кисти и пальцев. Воспитание в единой системе руки двух взаимозависимых зон способствует их координации, достижению в руке предпосылок для фазы наивысшей физиологической проводимости и координации активных и пассивных движений - основы технического мастерства исполнителя. Таким образом основополагающий принцип единой двигательной системы рук - от общего к частному. Любое локальное движение какой-либо часта руки должно быть всегда подчинено общему ее действию. На этой основе воспитывается максимальная управляемость руками. Двигательные действия частей руки Сгибания и разгибания локтевого сустава как неотъемлемая часть общих двигательных действий руки На передней стороне плечевой части руки расположены бицепсы - мышечные группы, сгибающие руку в локтевом суставе. Они функционируют в тесном контакте с определенными мышцами плечевого сустава, расположенными на передней его стороне, и грудными мышцами, приводящими руку вперед. Все они принимают активное участие в сгибании локтевого сустава и синхронном выносе руки вперед. На тыльной стороне плечевой части руки расположены трицепсы - мышцы-разгибатели локтевого сустава. Они функционируют в тесном контакте с определенными мышечными группами задней стороны плечевого сустава и зоны лопатки, отводящими руку назад. Таким образом, естественное разгибание локтевого сустава непосредственно связано с синхронным отведением руки назад. Существует единственный естественный вариант взаимодействия всех мышечных групп, участвующих в сгибании и разгибании локтевого сустава, особенно в период нахождения руки в поднятом рабочем положении. Этот вариант предполагает синхронное движение всей руки вперед при сгибании локтевого сустава и назад - при его разгибании. В данном случае все мышечные группы функционируют согласованно, а выполняемые ими силовые действия требуют минимальных затрат и в должной степени управляемы. Все значительно усложняется в том случае, когда при сгибании или разгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном - статичном положении. Неизбежно происходит раскоординирование действий всех мышечных групп, участвующих в этих движениях. В областях сгибателей и разгибателей локтевого сустава возникают малоуправляемые перенапряжения, мгновенно резонирующие на все мышечные группы плечевого пояса. При изолированном сгибании локтевого сустава плечевая часть руки остается в неподвижном состоянии, и ее мышечные группы теряют должный контакт с мышечными группами плечевого сустава и грудной области. Не имея силовой поддержки перечисленных мышечных групп, сгибатели плечевой части руки работают - со значительным перенапряжением - в изолированном, самостоятельном режиме (имеются в виду активные изолированные движения предплечья). Мышечные группы плечевого пояса вместо активных полезных двигательных действий, направленных на вынос руки вперед и сгибание локтевого сустава, напрягаются «вхолостую». В этой зоне мышц появляются так называемые «иррадиирующие напряжения», которые, не находя выхода на полезную работу, непроизвольно распространяются на близлежащие мышечные группы, и негативно влияют на всю мышечную сферу организма. Таким образом, эффективность двигательных действий руки, находящейся в статичном положении, при изолированном сгибании локтевого сустава значительно понижается. Аналогичная картина наблюдается и при изолированном разгибании локтевого сустава. Мышцы-разгибатели плечевой части руки работают изолированно - вне действий мышечных групп всей руки. Они не контактируют с мышечными группами плечевого сустава и лопатки. Возникающие повсеместно перенапряжения значительно понижают эффективность двигательных действий руки. Еще более мышечные группы руки перенапрягаются при неестественных направлениях движения ее частей: отведении руки назад при сгибании локтевого сустава или выносе вперед - при его разгибании. В этой связи вызывает возражение культивируемый некоторыми педагогами-струнниками прием - нарочитый вынос предплечья вперед при неподвижном положении плечевой части руки и изолированное, автономное разгибание локтевого сустава, мотивируемое необходимостью вести смычок параллельно подставке. Это насильственный прием, противоречащий физиологическим закономерностям движений руки. В результате неизбежны перенапряжения всех мышечных групп плечевого пояса и плеча, а также раскоординирование двигательных действий частей руки. Поэтому с первых же занятий необходимо воспитывать у ученика при сгибании и разгибании синхронные движения всех частей руки, не идущие в противоречие с усилиями мышечных групп зоны лопатки - плечевого и локтевого сустава. Итак, сгибания и разгибания локтевого сустава, не входящие в противоречие с физиологическими закономерностями двигательного процесса, - одна из фундаментальных основ двигательных действий как всей руки, так и отдельных ее частей. Активные изолированные движения предплечья, направленные на самостоятельные (вне двигательных действий всей руки) сгибание и разгибание локтевого сустава, неправомерны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения всех частей функционирующей руки, а также их нескоординированные действия. В этой связи в функционирующей руке нарушается принцип размахового движения, анализу которого будет посвящен специальный раздел.
Сгибания и разгибания кистевого сустава и пальцев
Двигательные действия кистевого сустава и пальцев - их сгибания и разгибания должны отличаться особой точностью, ибо от этих действий полностью зависит исполнительское мастерство музыканта. Однако эта область - самая слабая и уязвимая часть руки. Необходимо добиваться ее максимальной гибкости и эластичности, строго соблюдая при этом двигательные физиологические закономерности. Сгибатели кистевого сустава расположены на перед ней (ладонной) стороне предплечья, а его разгибатели - на внешней. Там же соответственно расположены сгибатели и разгибатели пальцев. Мышцы, отводящие кистевой сустав влево и приводящие его вправо, расположены на соответствующих боковых сторонах предплечья; там же находятся мышцы, отводящие и приводящие большой палец и мизинец влево и вправо. Двигательные действия кистевого сустава - его сгибание и разгибание, ведение влево и вправо - должны быть строго подчинены силовым действиям соответствующих мышечных групп, расположенных на предплечье. Так как амплитуда естественных движений кистевого сустава весьма небольшая, а мышечные группы, организующие эти движения, не отличаются достаточной силой, все перечисленные двигательные действия не должны быть нарочито преувеличенными - они должны всегда носить вторичный, относительно пассивный характер. Как было отмечено выше, все двигательные действия кистевого сустава должны строго подчиняться силовым действиям мышечных групп предплечья. Приступая к организации двигательных действий кистевого сустава, необход имо руководствоваться следующими правилами:
1) избегать крайних положений кистевого сустава при любых формах его д вижений; 2) помнить, что мышцы-сгибатели от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели; 3) учитывать, что для кистевого сустава естественны движения круговые или по дугообразной линии, но не нарочито (сугубо) прямолинейные.
Пальцы: основные принципы их функционирования в взаимодействий; хватательный рефлекс Сгибатели четырех пальцев расположены на передней (ладонной) стороне предплечья, а их разгибатели - на внешней. Перечисленные мышечные группы сгибают и разгибают каждый из пальцев поочередно или вместе. На боковой стороне предплечья, а также на крайних сторонах ладони - возвышениях большого пальца и мизинца - расположены мышцы, отвод ящие большой палец и мизинец в стороны и приводящие их обратно; эти мышечные группы также принимают непосредственное участие в сгибании и разгибании большого пальца и мизинца. При игре на музыкальных инструментах мышцы-сгибатели пальцев выполняют основную нагрузку. Учитывая, что они от природы более развиты, чем мышцы-разгибатели, педагог в работе над пальцевыми движениями должен уделять особое внимание противодействиям пальцев - их активному разгибанию. В предлагаемой системе дается комплекс специальных упражнений по максимальной активизации разгибателей с целью смягчения нажимных действий пальцев при их сгибании. При сгибании пальцев с особой силой проявляется действие хватательного рефлекса В большой степени хватательный рефлекс обнаруживает себя также при игре на музыкальных инструментах, связанной с необходимостью постоянно приближать большой палец к указательному, то есть движениям в сторону его сгибания. (Например, постоянно поддерживать шейку инструмента, держать смычок или медиатор и т.п.) Хватательный рефлекс свойствен ребенку с рождения. Рефлекс усугубляется в результате постоянной потребности ребенка держать пальцы слаженными в кулак, брать в руки предметы, например, игрушки, с преувеличенной силой. Сущность хватательного рефлекса заключается в том, что при сближении большого пальца с остальными образуется некое подобие клещей. Хватательный рефлекс у ребенка с годами усиливается, ибо постоянная потребность движения большого пальца в сторону его сближения с остальными пальцами и их сгибания провоцирует развитие и без того более сильных мышечных групп-сгибателей. Бороться с проявлением хватательного рефлекса весьма непросто, однако не учитывать это негативное явление в тот момент, когда ученик впервые берет в руки инструмент, значит заранее обрекать его на большие трудности. Если ребенка предварительно не под готовить к новым, непривычным для него ощущениям в кисти и пальцах, то первые его контакты с инструментом - его шейкой, тростью или медиатором - будут неизбежно жесткими. Никакие словесные убеждения педагога: «пальцы должны легко касаться инструмента» - здесь не помогут. Не придав должного значения этой проблеме на первых шагах обучения, разрушить в дальнейшем эта ощущения будет чрезвычайно трудно. Первичные детские ощущения оказываются весьма, если не самыми устойчивыми навыками и с большим трудом поддаются исправлению. Много времени и большие усилия приходиться тратить даже опытному педагогу, чтобы искоренить это зло. Предлагаемые далее комплексы упражнений имеют своей целью подготовить руку ребенка к новым нестандартным ощущениям, необходимым для мягкого контакта пальцев с инструментом - особенно большого пальца. По нашему мнению, избавиться от хватательного рефлекса или хотя бы уменьшить в значительной степени его действие поможет изменение принципа расположения пальцев при сжатии их в кулак. В этой связи рассмотрим два варианта взаимодействий пальцев при сжатии их в кулак - традиционный и нетрадиционный. Подчеркнем, что цели, преследуемые при традиционном и нетрадиционном вариантах кулака, совершенно различные: традиционный кулак направлен на силовые действия, нетрадиционный - на эластичные. Традиционный метод заключается в том, что пальцы сжимаются в кулак для совершения определенных силовых действий или их усиления. Все пальцы с силой прижимаются к ладони, а большой палец - к указательному. При этом взаимодействия между мышечными группами большого и остальных пальцев проявляются слабо. Естественно, что пальцы, сжатые подобным образом в кулак, создают в зоне кисти-предплечья не только очаг чрезмерного напряжения, но и провоцируют быструю утомляемость всей руки. При данном варианте значительное усиление хватательного рефлекса неизбежно, ибо он способствует силовым действиям пальцев, сжатых в кулак. Разобщенность пальцевых действий и отсутствие их должного контакта с большим пальцем препятствуют необходимому автоматическому мышечному освобождению. Этому мешает также и усиление при сжатии кулака действий мышечных групп-сгибателей, и без того более сильных, чем мышцы-разгибатели. После разжатия кулака в зонах кистевого сустава, пальцев и предплечья неизбежно сохраняются значительные остаточные напряжения, которые необходимо постоянно контролировать и компенсировать. Когда ученик впервые берет в руки инструмент или располагает пальцы на клавишах, тенденция к встречным движениям большого пальца к остальным, особенно к указательному, провоцирует его совершать действия, аналогичные складыванию пальцев в традиционный кулак и усиливающие хватательный рефлекс. Педагогу приходится длительное время бороться с этой тенденцией ученика. Как уже было отмечено, избавиться от хватательного рефлекса или в значительной мере уменьшить его действия поможет нетрадиционный метод складывания пальцев в кулак. Расположение большого пальца вдоль ладони (по направлению к мизинцу) ведет к сближению мышечных групп большого и оснований всех остальных пальцев. Сближение всех мышечных групп способствует непосредственным контактам всех пальцев и координации их действий. Большой палец, лежащий вдоль ладони, служит своего рода амортизатором, предохраняющим остальные пальцы от непосредственных контактов с ладонью (кистью), чем в значительной степени уравновешивает действия мышц-сгибателей и разгибателей пальцев. Сближение отводящее мышц большого пальца и мизинца во время сжатия кулака во многом способствует координации их действий. После разжатия кулака между крайними пальцами не возникает зоны напряженности, что дает возможность сохранить ощущение эластичности между всеми пальцами и ненапряженное состояние кистевого сустава. При таком состоянии пальцев увеличивается возможность их естественных растяжек - особенно между крайними пальцами. Непосредственный контакт всех пальцев с большим дает возможность не только ощутить ед инство их действий, но и легче контролировать степень напряжений как в самих пальцах, так и в кисти. Предложенный вариант сжатия и разжатия кулака аналогичен действию пружины - активному ее сжатию и автоматическому разжатию. Таким образом, вместо искусственно создаваемой малоуправляемой силовой зоны в области кистевого сустава и пальцев возникают предпосылки, позволяющие развитие свободных управляемых двигательных действий. Эластичное расположение пальцев позволяет мгновенно расслаблять все мышечные группы. При нетрадиционном расположении пальцев создаются условия для оптимальных контактов между большим пальцем и остальными; максимально нейтрализуется хватательный рефлекс; воспитывается мгновенная реакция на расслабление всех мышечных групп указанной зоны при разжатии кулака, и в сознании ученика фиксируются оптимальные ощущения второй, крайней точечной зоны руки - кисти и пальцев.
Заключение
Рука - сложнейшая часть человеческого организма, имеющая свои специфические анатомо-физиологические особенности. Все подвижные части руки - от лопатки до пальцев - единая от природы, взаимосвязанная и постоянно взаимодействующая система мышечных групп. На каких принципах основано единство действий и ощущений всех частей руки? Какие основные факторы необходимо учитывать при воспитании руки как единой двигательной системы, чтобы не нарушить ее баланс? Мышечные группы руки, двигающие ту или иную ее часть, всегда расположены на один сустав выше того сустава, который они приводят в движение. Так, движение пальцев и кистевого сустава осуществляется мышечными группами, расположенными на предплечье; мышечные группы, двигающие плечевую часть руки, расположены в зонах лопатки плечевого (устава. Как видим, цепочка двигательных ощущений, формирующих то или иное движение частей руки, стремится снизу вверх: от пальцев к зоне лопатей - через пред плечье - плечо, то есть к основному силовому центру руки. Благодаря восходящей цепочке, все двигательные ощущения, возникающие в любой из частей руки, взаимосвязаны, и каждый двигательный импульс, возникающий, к примеру, в пальцах или другой части руки, непременно направлен на зону лопатки. Что же касается силовых импульсов, осуществляющих непосредственно двигательные действия любой из частей рук, то они идут в противоположном направлении: сверху вниз, от лопатки до пальцев. Рассмотрим трехфазовый двигательный цикл на примере движения пальцев - кистевого сустава:
1. Подготовка действия. Осознание направления и характера движения определенного пальца или группы пальцев; от ощущений в конкретных пальцах запрограммированный двигательный импульс идет по цепочке кверху на мышечные группы лопатки; 2. Действия после достижения двигательного импульса зоны лопатки. Включение в активное действие силовых мышечных групп лопаточной зоны, посылающих силовой импульс по проводящим путям вниз через мышечные группы плечевого сустава - плечевой части руки - предплечья. При условии ощущения единства всех частей руки силовой импульс, идущий от лопатки, беспрепятственно достигает рабочих органов, т.е. пальцев. Благодаря такой последовательности действий запрограммированный двигательный импульс формирует необходимое целесообразное движение как всей руки, так и отдельных ее частей; 3. Расслабление после действия. Максимальное освобождение активно действующих мышечных групп является подготовкой их к следующему действию. Однако регулируемая цикличность возможна только на основе постоянного ощущения всех частей руки как единой двигательной системы на основе оптимального взаимодействия всех суставов: кистевого, локтевого и плечевого. Таким образом, любое локальное действие какой-либо из частей руки не должно нарушать общего - объединяющего движения всей руки, а также ощущений руки как единой, целостной двигательной системы. Оно должно подчиняться единому принципу, от общего - целого к частному - единичному. В то же время автономные, изолированные двигательные действия какого-либо из суставов вне контактов с остальными частями руки неизбежно приводят к нарушениям взаимодействий всех частей руки, перенапряженному состоянию мышечных групп, окружающих данный сустав. В результате - в зоне изолированного сустава возникает непроходимость любых импульсов и создается фаза физиологической рефрактерности, которая провоцирует перенапряженное состояние мышечных груш всей руки. К примеру: активные изолированные локальные действия кистевого или локтевого суставов привод ят к перенапряжениям мышечных групп в их зонах и неизбежной изоляции их от действий всей системы руки. Таковы объективные закономерности, которые необходимо неукоснительно соблюдать при воспитании двигательного процесса рук музыканта. На этих кардинальных принципах должна основываться вся система начального музыкального образования. К сожалению, подавляющее количество ошибок, возникающих в постановочный период связано с недооценкой или недопониманием специфических природных особенностей двигательных действий руки. Педагог, приступая к постановке рук ученика, как правило, не учитывает тот факт, что в обыденной жизни у ребенка постоянно происходит разбалансирование всех частей руки. Основная причина этого явления в том, что у ребенка в процессе всех его действий руками возникает чрезмерная активизация кистевых суставов, их постоянная перегрузка и, вследствие этого, изоляция кистевых суставов от остальных частей рук. Более всего провоцирует изоляцию кистевого сустава и его постоянно напряженное состояние хватательный рефлекс. Как показывает практика, собрать руку воедино после многих лет изолированных действий-движений отдельных ее частей - процесс весьма сложный. Однако без этого невозможно формирование единства всех двигательных действий руки в процессе игры на любом музыкальном инструменте.
Глава 4 Движения размаха - основа двигательных действий руки как единой системы «Самое опасное заблуждение представляет собой попытка возвести неподвижность плечевой части...в степень более или менее абсолютного принципа,., это лишает руку всякой свободы, а с другой стороны и механически невозможно... Две основные ошибки состоят в том, что всевозможные виды работ, совершаемые руками, обычно стремятся произвести при помощи мелких ограниченных движений вместо нужных широких и в неспособности «освободиться», т.е. отпустить, расслабить мышцы.» 5 Обоснование широких - неограниченных движений плечевой части руки как основы ее функционирования - важнейшая заслуга Ф. Штейнгаузеиа, одного из основоположников анатомо-физиологической школы. Современная музыкальная педагогика давно уже отказалась от культивирования изолированных кистевых движений как самоцели, хотя рецидивы подобных заблуждений встречаются и поныне. В развитие идей Штейнгаузеиа в данном разделе работы предлагается обоснование принципов формирования движений размаха как основы двигательных действий рук музыкантов. Размаховое движение - объединяющее. Оно дает возможность организовать все части движущейся руки - от лопатки до кисти и пальцев - в единую систему, единый целостный механизм. Наряду с ощущением подвешенного состояния руки и ощущениями двух взаимозависимых зон, размаховое движение относится к числу фундаментальных. Работая с учеником, особенно с начинающим, педагог должен постоянно помнить, что все двигательные действия кисти и пальцев полностью подчинены действиям всей руки, базирующихся на движениях размаха. Размаховое движение всегда связано с активными действиями всех мышечных групп плечевого пояса, особенно лопаточной зоны, плечевых суставов и плечевой частей рук. Оно позволяет добиться неограниченной свободы двигательных действий руки, в то время как любые неудобства в зонах силовых мышечных трупп, активно двигающих руку, сковывают свободу двигательных действий руки, всех ее частей - особенно кисти и пальцев. Двигательная свобода руки более всего ощущается при ее опущенном - провисшем положении. Мышечные группы плечевого пояса, особенно лопаточной зоны, напряжены при этом минимально - практически без каких-либо усилий. Вертикальные движения размаха Воспитание двигательных действии руки целесообразно начинать с вертикального размахового движения: рука - маятник. При движениях вертикального размаха рука проходит три позиции, знакомые по подьему руки:
а) нейтральное положение - рука провисла вдоль корпуса; б) движение руки назад; в) движение руки вперед. Напомним, что движения руки назад - наиболее естественные для мышечных групп зоны лопатки и плечевого сустава, следовательно и напряжение мышечных групп при этом минимально необходимые. При отведении руки назад силовые импульсы мышц лопаточной зоны беспрепятственно вдут на игровую часть руки. Этот вариант движения размаха абсолютный, ибо стабильное ощущение всей руки неизменно сохраняется, а все части руки - от лопатки до кисти и пальцев - движутся синхронно. Что касается размахового движения руки непосредственно вперед то оно неестественно по своей природе, ибо провоцирует потерю ощущений ее лопаточной части (зоны) от остальных частей движущейся руки. При этом для сохранения единства действий всех ее частей требуются значительно большие усилия всех мышечных групп плечевого пояса, что заставляет постоянно бороться с возникающими напряжениями, особенно в зоне плечевого сустава.
Наиболее эффективный метод работы базируется на конкретных тактильных ощущениях в силовой зоне руки при вертикальном размахе в трех ее положениях. Для воспитания правильности ощущений, постоянно меняющихся в двигающейся руке, предлагается сравнительный метод работы:
1) опущенная рука находится в нейтральном положении - пальцы сложены в кулак; зафиксировать ладонью левой руки правое плечо в зоне лопатки - плечевого сустава; 2) из нейтрального положения отвести опущенную руку назад и сосредоточить внимание ученика на ощущениях в лопаточной и плечевой ее части; 3) зафиксировав зад нее положение руки, плавным движением вынести руку вперед: рука - маятник.
Проанализируем дифференцированные ощущения в мышечных группах плечевого сустава при движениях вертикального размаха. При отведении руки назад формируется ее ощущение как единой двигательной системы. Напряжения, создаваемые в зоне лопатки - плечевого (устава оптимальные; а в зоне мышечных групп грудной области - минимально необходимые. Далее, при выносе руки вперед значительная часть напряжений от зоны лопатки переносится на мышечные группы грудной области - передней стороны плечевого сустава Таким образом, при движениях руки в вертикальной плоскости происходит естественное перераспределение мышечных напряжений в зоне плечевого (устава и формируются постоянные взаимодействия между мышечными группами лопатки - задней стороны плечевого сустава и мышечными группами грудной части корпуса - передней стороны плечевого сустава Благодаря такой последовательности все мышечные ощущения дифференцированы, а, следовательно, и движения полностью управляемы. Для контраста ощущений следует из нейтрального положения вынести руку непосредственно вперед: ощущения лопаточной зоны при этом значительно теряются. Ученик должен почувствовать и осознать разницу ощущений в зоне мышечных групп лопаток - плечевых суставов при разных положениях руки: рука, отведенная назад, рука, отведенная вперед. Исходя из разницы ощущений, необходимо зафиксировать в памяти ученика базовые ощущения, появившиеся в руке при отведении ее назад и сохранять их при всех положениях двигающейся руки. По мере автоматизации навыка (приема) и фиксации в памяти ученика конкретных ощущений, появившихся в двигающейся руке, следует чередовать конкретные - тактильные ощущения и ассоциативные (без фиксации плеча рукой). Горизонтальные движения размаха Воспитание горизонтального движения размаха - также исключительно важный этап предпостановочного периода занятий, поскольку он связан с конкретными игровыми двигательными действиями рук музыкантов. Его воспитание особенно важно для профессий, связанных с большим диапазоном горизонтальных движений рук, например, у дирижеров, пианистов, а также музыкантов, играющих на струнно-смычковых инструментах. Горизонтальные движения размаха, как и вертикальные, идентичны по своим базовым ощущениям в зоне лопаток - плечевых суставов. Осознав и зафиксировав в памяти ощущения, воспитанные при вертикальном движении размаха, ученик может приступать к работе над горизонтальным размахом. Коль скоро для суставов наиболее естественными являются движения по дугообразной линии, то и оптимальный вариант движений размаха должен быть также дугообразным. В первую очередь это касается действий плечевого сустава. Его движения по дугообразной линии формируют оптимальные ощущения в силовых зонах рук. Для примера возьмем два варианта движений размаха, принципиально отличающихся формой движений. Исходное положение: поднять вытянутые руки перед собой; сложить пальцы в кулаки и, несколько согнув локти, сблизить кулаки навстречу друг другу, предплечья подняты. а) разводить руки в стороны и назад по горизонтально-прямолинейной линии и сводить их перед собой; б) разводить руки из аналогичного положения, но не по прямолинейной, а по дугообразно-круговой линии. Сравним степень напряжений в силовых зонах рук - особенно области плечевых суставов и лопаток при выполнении двух вариантов. При разведении рук по прямой линии плечевые части рук со значительными усилиями движутся в стороны и назад, в направлении спины, плечевые части рук со значительными усилиями движутся в стороны и назад, в направлении спины, ощущается весьма значительная напряженность, особенно мышечных групп-антагонистов области лопаток и области грудных мышц. В связи с этим невозможно говорить о дифференцированных ощущениях и управляемости в мышечных группах, окружающих плечевые суставы, поскольку возникают неблагоприятные условия для прохождения силовых импульсов, идущих от лопаток на игровые часта рук. Напротив, во втором варианте, при разводящих движениях рук по дугообразной линии напряженность в мышечных группах передней части плечевых суставов значительно снижается, и основные напряжения концентрируются в мышечных группах областей лопаток и задней стороны плечевых суставов. Происходящая регуляция напряжений, возникающих в мышечных группах, окружающих плечевые суставы, предохраняет руку от перенапряжений и усталости. На основе управляемых движений размаха в руках сохраняются ощущения их веса и подвешенного состояния, а также формируются все виды дугообразно-рулевых движений.
Взаимодействия частей руки в процессе движения размаха Рассмотрим движение горизонтального размаха с разгибанием локтевого сустава. Исходная позиция: рука опущена и прижата (фиксирована) к боку; пальцы сложены в кулак;
|