Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Проблемы постановки корпуса у музыкантов






Проблемы постановки корпуса у музыкантов

Корпус человека - целостная от природы система, в кото­рой все ее части должны работать как единый, хорошо сбалан­сированный механизм. При этом сбалансированность должна ощущаться и сохраняться постоянно в процессе любой деятель­ности человека. Эти закономерности особенно актуальны для профессии музыканта, двигательные структуры которого от­личаются исключительной сложностью, многообразием навы­ков и их точностью.

Фундаментом, на котором воспитываются все двигатель­ные навыки музыканта, служит начальная постановка корпуса и рук.

Специфика профессии музыканта требует тщательной под­готовки корпуса ученика к организации и координации им са­мим разнообразных двигательных действий в процессе игры на инструменте. От точности всех первичных постановочных элементов и их слаженности в полной мере зависит вся твор­ческая деятельность будущего музыканта.

При организации постановочного процесса все должно быть подчинено главной целя - воспитанию единой, управляе­мой двигательной сферы, где каждое локальное действие/дви­жение взаимосвязано с действиями всего организма. В первую очередь сказанное относится к постановке корпуса ученика - его умению становиться и садиться с учетом специфики музы­кального инструмента. Подчеркиваем - не стоять, а становить­ся, не сидеть, а садиться. Корпус ученика необходимо подгото­вить к той позе, которая ему будет необходима при контакте с инструментом - при игре как стоя, так и сидя. Формирование новой осанки корпуса музыканта должно базироваться на ощу­щениях, помогающих приведению верхней части корпуса в со­стояние сбалансированного равновесия. Это позволит ему не только сформировать требуемую осанку, но и, при необходимо­сти, легко ее корректировать. «Правильная постановка - это положение равновесия, а то, что хорошо сбалансировано, легко приводится в движение».1 Положение сбалансированного рав­новесия корпуса помогает ученику преодолевать своего рода насилие над организмом, которое связано с переходом от со­стояния покоя к состоянию движения.

Об этом специфическом явлении писал в свое время Э. Камилларов: «Игровые движения сами по себе требуют всегда ка­ких-либо усилий, что еще больше увеличивает противоречие между ними и состоянием покоя».2

Организуя движения рук ученика, педагог должен всегда помнить о двойственности характера двигательного процесса. Необходимо добиваться от ученика перехода от состояния по­коя (неподвижного положения) к движениям с минимально не­обходимой затратой физической силы. А это возможно лишь при приведении верхней части корпуса в состояние сбаланси­рованного равновесия.

Важно подчеркнуть, что исправить положение корпуса уче­ника после того, как он возьмет в руки инструмент или сядет к инструменту, то есть, постфактум - задача неблагодарная и малоэффективная. Поэтому должной сбалансированности кор­пуса и его податливости различным формам движений следует добиваться до контактов ученика с инструментом, а не после.

 


Три периода постановочного процесса

 

Постановка корпуса - исключительно важный этап в про­цессе приспособления ученика к новым ощущениям и движе­ниям, возникающим при взаимодействиях различных частей корпуса, особенно его верхней и нижней частей.

Учитывая сложность постановочного процесса, современ­ная методика рекомендует три периода обучения в овладении двигательными навыками:

 

1. Предпостановочный период - подготовка корпуса учени­ка к новым двигательным ощущениям - как при игре стоя, так и сидя, а также сохранение основ этих ощущений при любых двигательных действиях ученика.

2. Разобщенная постановка рук - воспитание базовых двига­тельных ощущений каждой из рук в отдельности и их координации, исходя из специфики игры на конкретном музы­кальном инструменте.

3. Соединение действий рук на базе их разобщенной поста­новки, что намного облегчает автоматизацию технических приемов и сокращает период овладения музыкальным инстру­ментом, особенно на первой стадии занятий.

 

Таким образом, каждый период имеет свои определенные задачи в формировании необходимых игровых ощущений и движений. Задача педагога - найти конкретные пути помощи ученику в овладении комплексами нужных ощущений и движе­ний в каждом из периодов и зафиксировать их в его памяти.

Нет необходимости доказывать, что обучение не должно носить чисто визуальный характер, ибо такой метод не только не дает должного эффекта, но зачастую приносит отрицатель­ные результаты. Эффективность обучения достигается только в том случае, когда педагогу удается помочь ученику найти в каждом новом навыке и приеме определенные внутренние ощущения, осознать их, зафиксировать в памяти, а затем во­плотить в правильном и точном движении. Педагогу следует широко и творчески применять в своей работе комплексы раз­нообразных подготовительных, вспомогательных упражнений. Особенно целесообразно использовать подобные комплексы упражнений на начальной стадии обучения, в период работы над постановочными элементами.

Разделение постановочного процесса на периоды дает воз­можность ученику не только более четко осознать и почувст­вовать взаимодействие всех частей корпуса, но и заложить ос­новы координации рук. Перейдем к подробному рассмотрению каждого из периодов,

 

Предпостановочный период обучения - его дели и задачи






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.