Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нижняя часть корпуса, ее мышечные группы






Мышечные группы этой части корпуса, особенно областей тазовой части - тазобедренных суставов и бедренных облас­тей ног - наиболее сильные в мышечной сфере человека. Эти группы мышц призваны выполнять основные силовые функции и служить фундаментом для верхней части корпуса. Посредст­вом контактов верхней и нижней частей корпуса устанавлива­ется единая концентрированная точка опоры всего корпуса - его ощущения на плоскости. Нахождение оптимальных точек опоры для всего корпуса, а также для верхней части корпуса и рук необходимо для музыкантов, играющих как в положении стоя, так и сидя. В этом и заключается кардинальная проблема постановки корпуса.

Воспитание ощущений, при помощи которых верхняя и ниж­няя части корпуса взаимодействуют - необходимый этап поста­новки. Устойчивая опора всего корпуса на ноги дает возмож­ность предельно расслаблять мышцы плечевого пояса и амортизировать их во время игры, что является одной из основ процесса расслабления после напряжения. Только оптималь­ное взаимодействие - координация всех мышечных групп верхней и нижней частей корпуса - создает благоприятные ус­ловия для воспитания управляемых движений музыканта. По­ложение «сбалансированности» корпуса - это и есть та новая, единая форма «осанки», которая должна быть воспитана у му­зыканта и стать неотъемлемой частью его двигательных дейст­вий в любых жизненных ситуациях.

Гибкость пояснично-тазобедренной области - основа сба­лансированного состояния корпуса. Гибкая опора верхней час­ти корпуса на нижнюю создает в этих областях своего рода по­лосу амортизации, которая позволяет оптимально расслаблять мышечные группы плечевого пояса, что, в свою очередь, слу­жит основой расслабления рук - их свободного падения. Амор­тизация создает естественную амплитуду подвижности тазобе­дренных суставов, заключающуюся в свободных покачиваниях верхней части корпуса.

Отсутствие должной гибкости в области поясницы и тазо­бедренных суставов влечет за собой отсутствие необходимой двигательной свободы в области плечевого пояса. В результа­те, в руках при их падении возникает «настороженная реактив­ность» - боязнь падения рук и их непроизвольное торможение. Торможение рук в момент падения неизбежно вызывает их пе­ренапряжение.

Начальный этап постановки корпуса в принципе идентичен при обучении на любом музыкальном инструменте и базирует­ся на единых закономерностях. «Общие нормы и правила суще­ствуют, - указывает Ю. Янкелевич, - и они основаны на объек­тивных положениях физиологии, анатомии и механики»5. Однако существуют некоторые различия, которые начинаются с воспитания двигательных действий рук, связанных со специ­фикой конкретного музыкального инструмента. Любые недо­смотры в этом отношении чреваты в дальнейшем самыми тя­желыми последствиями. ' г


Организация двигательного процесса исполнителя очень во многом зависит от нахождения оптимальных точек опоры для корпуса, а также для рук исполнителя. Опора корпуса на ноги, передается от головы и плечевого пояса - через область пояс­ницы - на группы мышц тазовой части корпуса, тазобедренных суставов и ног.

Первичные действия, на основе которых воспитывается ощущение точек опоры рук у музыкантов, играющих на любом инструменте, идентичны. В основе лежат ощущения взаимо­действия крайних точечных зон: зоны мышечных групп лопа­ток - с одной стороны, и кистей и пальцев - с другой. В то же время практическое решение этой проблемы для каждой из рук зависит от специфики музыкального инструмента.

Так как руки являются неотъемлемой частью корпуса, в процессе игры на любом музыкальном инструменте все пере­численные точки опоры должны функционировать как единая система. Это дает исполнителю возможность предельно кон­центрировать двигательные усилия (нагрузки) на группах си­ловых мышц, расположенных в области спины - плечевого по­яса и особенно ног. Концентрация усилий всех точек позволяет играющему легче отобрать целесообразные движения, значи­тельно свободнее управлять процессами напряжений и рас­слаблений. У исполнителя появляется возможность постоянно амортизировать мышечные группы плечевого пояса, расслаб­лять их в процессе игры.

Воспитание единой системы точек опоры помогает также достижению большей точности координирующих движений рук. В то же время отсутствие взаимодействия между точками опоры в процессе игры, разбросанность их усилий не дает воз­можности играющему концентрировать оптимальные усилия в едином силовом центре. Разбросанность усилий каждой из рук неизбежно приводит к их излишнему напряжению, а, следова­тельно, негативно отражается на качестве исполнения.

Подробнее обоснование и описание упражнений, способству­ющих воспитанию необходимых ощущений и действий при по­становке корпуса, будет дано в Ш части книги.

 

Глава 3

Проблемы постановки рук

Следующий этап постановочного периода - разобщенная постановка рук - самый ответственный момент постановочно­го периода, который требует строго учитывать физиологичес­кие закономерности двигательных действий рук.

Напомним, что приступать к работе над постановкой рук следует только после специальной подготовки корпуса учени­ка. Важнейшие условия этого процесса: нахождение обосно­ванных ранее оптимальных точек опоры для корпуса и рук, а также воспитание взаимодействий верхней и нижней частей корпуса, мышечных групп плечевого пояса, области поясницы, тазовой части корпуса и тазобедренных суставов. На наш взгляд, даже в современной методической литературе пробле­ме предварительной двигательной подготовки ученика уделе­но недостаточно внимания.

Предлагаемая система постановки рук требует большой аккуратности. Недостаточно точное действие одного из звень­ев цепи ведет к нарушению всей системы и самым негативным образом влияет на качество игры исполнителя. Воспитание всех перечисленных двигательных действий рук следует веста стро­го последовательно, добиваясь их максимального единства.

Рука, ее значение в жизнедеятельности человека; специфические особенности ее двигательных действий

1. Рука “ наиболее сложная по строению и самая подвижная часть корпуса. Система руки насчитывает 17 весьма подвиж­ных суставов, причем 15 из них приход ятся на зону кисти и пальцев - наиболее подвижную в системе руки, и имеют ис­ключительное значение во всех ее действиях.

2. В отличие от других частей корпуса, имеющих конкрет­ные точки опоры на ноги, рука не имеет подобных точек и на­ходится в постоянно подвешенном состоянии. Отсутствие кон­кретных точек опоры и очень большая подвижность всех частей руки провоцируют ее тенденцию к совершению изоли­рованных локальных действий и служит основной причиной нарушений взаимодействий всех частей функционирующей ру­ки.

3. Мышечные группы частей руки весьма различны по сво­им физическим возможностям: от весьма сильных - зона ло­патки, плечевого сустава и плечевой части руки, до весьма сла­бых - зона кисти и пальцев, не выдерживающих значительные физические нагрузки. Исключительная роль кистевого сустава и пальцев в действиях руки, а также очень большая их подвиж­ность провоцируют их фетишизацию, что неизбежно приводит к нарушению взаимодействий между игровой и силовой зона­ми руки. Отрыв двигательных действий зоны слабых мышеч­ных групп от зоны сильных также приводит к постоянным мы­шечным перенапряжениям.

Дня того, чтобы правильно организовать двигательный про­цесс начинающего ученика, необходимо не только знать основ­ные причины, вызывающие указанные негативные явления, но и уметь их нейтрализовать в процессе работы над первоначаль­ной постановкой. В этом и заключается основная задача педа­гога в предпостановочный и постановочный периоды занятий.

Суммируя вышеизложенное, подчеркнем, что основные по­ложения, которыми необходимо руководствоваться педагогу в работе над начальной постановкой, заключаются в том, что, приступая к обучению ребенка музыке, необходимо в первую очередь учитывать характерную дня его возраста разбалансированность действий руки. В этой связи первое действие педаго­га - собрать все изолированные части руки в единую двига­тельную систему, организовать их синхронные действия, что,

как показывает практика, процесс весьма сложный. Важно также помнить, что фетишизация действий кистевого сустава - явление довольно частое в музыкальной педагогике - усугуб­ляет его изоляцию от всех частей руки, расбалансирование всей системы руки и ее напряженное состояние. Столь же важ­но помнить, что од на из основных причин напряженного состояния руки в процессе ее игровых двигательных действий - неправиль­ный, с точки зрения физиологии, подъем руки непосредственно вперед.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.