Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От редактора






Зная эту систему не только по тексту книги, но и практиче­ски, а также многих из тех, которых она выправила, вылечила, выпрямила и вернула к полноценной артистической жизни, я считаю себя вправе сказать читателю несколько напутствен­ных слов.

Книга точно описывает двигательную систему музыканта и дает простые и четкие рекомендации, как быть с ней в ладу. Познакомившись с ее закономерностями и логикой, можно только удивляться типичному в нашей среде невежеству по от­ношению к собственным рукам. Мы обычно неплохо знаем строение инструмента, которым владеем, знаем из какого ма­териала он сделан, как его хранить и бережно использовать. Но нашими не менее драгоценными руками, о которых мы думаем что знаем и бережем их, мы на самом деле пренебрегаем, не зная их элементарного анатомо-физиологического строения и обрекая себя на множество неприятностей: от физических не­удобств - до болей и душевных страданий, не говоря о качеств ее исполнения, а иногда и расставании с профессией.

Никакая книга, однако, не заменит ее автора, учителя. Ска­нируя взглядом движение или позу своего ученика (или пациен­та), Владимир Мазель мгновенно определяет: где, что и почему зажато. Кратчайшим и рациональным путем он восстанавлива­ет естественный двигательный баланс человека и учит такому образу движений, который предупредит какие бы то ни было дальнейшие зажатости (и часто боли).

Тонкий музыкант, он учит слышать прямую и очевидную связь между качеством звука и свободой рук. За часто (иногда кажется слишком часто) встречающимися фразами «рука как единое целое», «опора верхней части корпуса на нижнюю», «верхняя часть спины как начало руки», «конкретные мышеч­ные ощущения» и т. д., я слышу его убежденный голос и точно знаю, как это важно. Эти понятия надо пережить, научиться чувствовать мышцы по отдельности и в их системе. Чтобы со­кратить дистанцию между книгой и ее автором, постарайтесь услышать «экспрессию мышечных ощущений». Таких выраже­ний в книге нет (к счастью), но если я как музыковед могу по­мочь, хотя бы с помощью метафоры, действенности и пользе этого замечательного труда, я буду искренне рада.

Марина Рыцарева


 


Часть I

Глава 1

Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта - их специфические особенности

Вступление

«Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней: одна была бы ни чем без другой»

(надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже)

Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочислен­ных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук - их кисти и пальцы - не только мышечный организм. От чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем то кажется, именно они управляют [1]

Рука музыканта - неотъемлемая часть его души, и в этом от­ношении ее творческие возможности безграничны. В то же вре­мя рука - часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма.

Музицирование - единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор - основа художественного мыш­ления. Таков высший идеал исполнительского мастерства.

Какова закономерность совмещения двух начал, двух сто­рон творческого процесса - эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ одно­значный - художественные задачи превыше всего, а двигатель­ные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минималь­но необходимой степенью напряженности. Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, пол­ностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправ­ной соучастницей творческого процесса. Более того, образует­ся двусторонняя связь - рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, мате­риализуя его в том или ином характере звучания.

По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способ­ность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способ­ность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».*

В свете изложенного возникает извечная проблема воспи­тания органичной связи между эмоционально-слуховой и мо­торной сферами.

Как практически соединить воедино две стороны творческо­го процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и об­разования. О

Моторно-двигательное воспитание должно строиться на ос­нове неукоснительного соблюдения физиологических законо­мерностей двигательных действий мышечной сферы организ­ма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необ­ходимо строить на базе полного взаимодействия - максималь­ной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей кор­пуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоци­онально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следу­ет придавать начальному периоду обучения, связанному с фор­мированием постановочных элементов в детском возрасте.

 

О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса?

Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвя­щена обширнейшая методическая литература. Весьма подроб­но анализируются проблемы, связанные с развитием музыкаль­ного и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопро­сами детского музыкального образования, не обратил должно­го внимания и не указал на ту двойственность ощущений, кото­рая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструмен­том.

Все действия ребенка в повседневной жизни - манера сто­ять, сидеть, двигать руками и пальцами - принципиально отли­чаются от тех двигательных действий, с которыми ему прихо­дится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка.

Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникаю­щим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребен­ка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуи­ции без больших усилий приспосабливается к новым двига­тельным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки - про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигатель­ные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмо­циональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основ­ная задача начальной педагогики - предварительная тщатель­ная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности - как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навы­ки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. - все должно совершаться на единой основе. Особое вни­мание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду - периоду формирования у ребенка совершенно иных - принципиально новых двигательных ощущений.

Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабиль­ностью при любых действиях ребенка. В подобном случае дви­гательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоре­чия со всеми его действиями в обыденной жизни.

Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связан­ных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.

Исходя из изложенного, исправление постановочных недо­статков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмен­та или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку не­привычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и


движений. Особенно неэффективна поспешность при коррек­тировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продол­жительное время - год и более.

В подобных случаях необходимо сначала при помощи спе­циальных подготовительных имитирующих упражнений - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, кото­рые будут отвечать новым формам двигательных действий.

Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постано­вочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!» - гласит индийская мудрость.

Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину.

Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связан­ным с постановкой корпуса, следует обосновать основные прин­ципы формирования двигательных навыков музыканта, бази­рующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукосни­тельно руководствуясь этими основополагающими принципа­ми, педагог должен строить весь многоплановый процесс по­становки.

Мышечная сфера человека и ее роль в организации двигательного процесса; характеристика основных мышечных групп и их функций

Формирование всех двигательных навыков (или приемов) человека, в том числе и постановка корпуса, связано с мышеч­ной сферой организма.

Степень активности мышечных групп, участвующих в про­цессе постановки корпуса, зависит от их естественной вынос­ливости и определяется спецификой силовых и двигательных действий человека.

Мышечные группы по степени выносливости и активности (имеются в виду их силовые действия) можно подразделить на очень сильные - область бедренных частей ног и тазобедрен­ного сустава; сильные - область плечевого пояса - особенно лопаток и плечевой части руки; относительно сильные - пред­плечье, и относительно слабые - область шеи, кисть и пальцы. Действия всех перечисленных мышечных групп постоянно взаимосвязаны, ибо, как было уже отмечено, человеческий ор­ганизм - единое и неделимое целое. Логика подсказывает, что основную силовую нагрузку при организации двигательного процесса должны нести сильные мышечные группы ног и спи­ны - плечевого пояса - своего рода генераторы силы. Им долж­ны быть полностью подчинены все действия относительно сильных и относительно слабых мышечных групп. В полной мере сказанное относится к организации двигательного про­цесса начинающего музыканта - процесса, отличающегося ис­ключительной точностью и сложностью. В связи с этим педаго­гу необходимо неизменно руководствоваться основными положениями - максимальная физическая нагрузка должна ид­ти на сильные мышечные группы, минимальная - на относи­тельно сильные и слабые.

Особую роль в организации всего двигательного процесса играют мышечные группы спины. Последующий раздел будет посвящен обоснованию их действий и их значению при органи­зации всех двигательных действий организма, а также особой роли позвоночника в регуляции двигательного процесса.

Мышечные группы спины и позвоночник

Область спины - одна из основных частей корпуса. Мышеч­ные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук.

Позвоночник - важнейшая часть центральной нервной сис­темы. Благодаря значительной протяженности позвоночник контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в обеспечении жизнедеятельности всего организма, в регулировании и контроле всех двигатель­ных действий человека.

Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внут­ренним и внешним негативным воздействиям. Основные при­чины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, - хронические переутомления, работа в неудоб­ной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины ти­пичны доя профессии музыканта. Физические перенапряже­ния провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные дейст­вия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерацио­нальная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя. О стрессовом состоянии не приходится и говорить - музыканты подвержены ему постоянно.

Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызывае­мые самыми различными причинами, более всего проециру­ются в области спины, особенно по ходу позвоночника - как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней - зоне мы­шечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результа­те хронических перенапряжений мышечных групп спины по­звоночник постоянно травмируется - позвонки сдавливаются, что приводит к деформации их дисков. В результате деформа­ции позвонков, окончания нервных стволов, проходящих через весь позвоночник, периодически ущемляются. Это провоциру­ет зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины.

Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу - «болезни века», как его называют медики. У детей в результа­те неправильного положения корпуса, особенно часто наблю­даемого при игре на музыкальных инструментах, развивается т.н. сколиоз - искривление позвоночника. «Боли в спине про­должают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае, время от времени, а для некоторых они становятся не проходящей проблемой» - утверждает всемирно известный специалист по заболеваниям спины и позвоночника д-р Гамильтон Холл.3

«Программа ухода за спиной, разработанная и изложенная д-ром Г. Холлом, позволяет научиться справляться с острыми приступами боли, постоянно контролировать состояние спины и вести обычный образ жизни, благодаря усвоению определен­ных привычек и выполнению специальных упражнений».1

Учитывая исключительную ценность указаний и рекомен­даций Холла, особенно для представителей музыкальных спе­циальностей ввиду специфики их двигательных действий, ав­тор предлагаемой работы считает необходимым подробно изложить основные - кардинальные положения системы Хол­ла, с которой целесообразно ознакомиться каждому. Более то­го, многие упражнения, связанные с постановкой корпуса му­зыканта, будут базироваться на основе его указаний.

«Боль в спине, - утверждает Холл, - не является заболева­нием - это одно из состояний человека». И далее, «Боль в спи­не не требует лечения - она требует контроля. Понимание это­го является первым шагом в нужном направлении»... «Быстро снять механические боли в спине можно с помощью корректи­ровки осанки и сразу же начатых упражнений».5

 

«Помоги сам себе», - таков эпиграф к книге Г. Холла «Ваш позвоночник».

Таким образом, болевые ощущения в спине в большинстве случаев являются результатом не влияния каких-либо внешних негативных факторов, а нерациональных действий самого че­ловека: неудобная рабочая поза, перенапряжения в мышечной сфере, неадекватная реакция на стрессовые ситуации. Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигатель­ных действий - особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения. Как отмечает Холл: «плохая осан­ка (постановка - В.М.) и некоторые виды движений могут вы­звать боли и спазмы мышц».6

Для того чтобы снять или хотя бы уменьшить болевые ощу­щения, не требуется немедленное обращение к врачу - следу­ет определить причину, вызывающую боль, и постараться само­му справиться с недугом. Естественно, речь идет о начальных стадиях болевых ощущений, когда еще нет серьезных патоло­гических изменений в зоне позвоночника. Холл констатирует: «Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы не способны бороться с ней», и далее: «боль­ную спину не лечат - ее учатся контролировать».

Что же означает рекомендация Холла о корректировке осанки как способе снятия болевых ощущений? Прежде всего, следует разъяснить, что входит в понятие «осанка».

Осанка характеризует положение корпуса человека как в неподвижном состоянии - его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий - походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д. У музы­кантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаимодействием различных частей корпуса в процессе ис­полнения. По реакции корпуса человека на какие-либо внеш­ние или внутренние воздействия - особенно двигательные, осанку следует подразделить на хорошую и плохую. Рекомен­дация Холла о корректировке осанки, естественно, касается плохой осанки, провоцирующей излишнее давление частей корпуса на позвоночник. «Нагрузка, ложащаяся на диски по­звоночника, резко меняется в зависимости от положения тела. Даже легкое изменение положения тела может привести к зна­чительному увеличению (или уменьшению - В.М.) нагрузки. К примеру, если вы сидите выпрямившись, нагрузка на позвоноч­ник умеренная, но нагнувшись вперед - резко ее увеличиваете. Диски испытывают меньшую нагрузку, когда вы стоите выпря­мившись, чем когда вы сидите чуть склонившись вперед».

Участки позвоночника в разной степени подвержены де­формации и болевым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвонков. Последние - самые слабые от природы. Семь позвонков, расположенных в этой зоне позво­ночника, очень подвижны. Их излишнюю подвижность посто­янно провоцируют изолированные движения головы, особенно ее чрезмерные наклоны вперед.

Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они вза­имодействуют синхронно с мышечными группами плечевого пояса - особенно зоны плеч и лопаток. При изолированном на­клоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, - эти мышцы не выдерживают нагрузки, которую ока­зывает на них очень тяжелая голова. Напряжения в области шеи фокусируются, как правило, в зоне шейных позвонков у основания сгиба шеи. Очаг перенапряжений в этой зоне шеи од ин из наиболее опасных, ибо он быстро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. Критерием правильности ощущений в области шеи служит не­напряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохраняются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совмест­ные односторонние - синхронные движения. Отведение голо­вы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить одновременно с движениями верхней части корпуса - его сги­бании или разгибании в зоне крестца - копчика. «Удерживать шею в положении наклона вперед... надежный способ вызвать боли» - констатирует Холл.

Зона поясницы

Пять позвонков, расположенных в зоне поясницы, - также весьма подвижный и уязвимый участок позвоночника. Поэто­му активный резкий, а тем более чрезмерный наклон корпуса вперед непосредственно в зоне поясничных позвонков значи­тельно увеличивает нагрузку на диски позвоночника и травми­рует их.

Мышечные перенапряжения в этой области и вызываемые ими болевые ощущения, пожалуй, наиболее распространенные явления среда людей различных профессий.

Холл дает конкретные рекомендации, следование которым поможет предохранить область поясницы от перенапряжений. «Поддерживайте в пояснице нейтральный изгиб при любых за­нятиях. Слишком глубокий прогиб в пояснице или сутулость означают боли в пояснице. Ищите способ разгрузить спину. Поднимая предметы, перекладывайте часть нагрузки на мыш­цы ног, приседая или сгибая их в коленях». «Следует выпол­нять подъем груза с помощью мышц ног, а не спины. Держите спину прямой». «Мышечный баланс в районе талии не только помогает поддерживать хорошую осанку - он перераспределя­ет нагрузки, которые могли бы в противном случае вызвать перенапряжения в спине». В данном случае Холл рекоменду­ет перенести значительную часть нагрузки на мышцы живота.

Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки - это не внешний сиюминутный фактор, а принципиаль­ное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок. «Движения, разгружающие спину предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног». Для музыкальных профессий последнее указание весьма акту­ально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволяет не только разгрузить спину - особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовывать дви­гательные действия рук, требующие особой свободы и точнос­ти. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает воз­можность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играю­щих стоя. Следовательно, формирование осанки - это психо­физиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организ­ма. «Необходимо выработать новые привычки - способы си­деть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине». «Новый, более удобный образ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли».

Эмоции и болевые ощущения

Болевые ощущения в области спины непосредственно свя­заны с эмоциональным состоянием человека, - утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий - особенно музыкантам, чья специфика деятельно­сти требует постоянного эмоционального и физического на­пряжения. «Эмоциональное напряжение способно вызвать при­ступ, идентичный тому, который имел физические причины... Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в ка­кой степени их эмоции влияют на их боли».

Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вы­нуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности - ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» зна­чительно снижает творческий потенциал исполнителя, обед­няет эмоциональный настрой. «Хронические боли в спине осо­бенно часто провоцируют депрессию», 19 - констатирует Холл. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае!

И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом слу­жат рекомендуемые специальные гимнастические упражне­ния, которые должны войти в обиход ежедневной деятельнос­ти человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для людей, никогда не занимающихся гимнасти­кой и не придающих ей вследствие этого должного значения. «Я понимаю насколько сложно внушить идею о необходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», - пишет Г. Холл, «Но иного, а тем более кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные - временные»

В данной работе рекомендуется система специальных уп­ражнений для музыкантов любой специальности, которая ос­нована на строгом учете естественных двигательных возмож­ностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук.

При воспитании постановки учитывается полная взаимоза­висимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует сугубо дви­гательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличает­ся от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный ха­рактер. Ее главная цель - формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигатель­ных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двига­тельно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при орга­низации этого процесса, а также комплексы специальных уп­ражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей ча­стях работы.

 

Основные закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата: напряжения - расслабления

Мышечные напряжения - основа жизнедеятельности чело­веческого организма и необходимое условие при совершении любого силового - двигательного действия. Однако в напря­женном состоянии мышечные группы долго находиться не мо­гут, ибо неизбежно наступает их переутомление. Компенсиро­вать мышечные напряжения в полной мере возможно только при помощи их расслабления. В силу этой причины основа нор­мального, естественного функционирования мышечной сферы организма - четкое чередование процессов напряжений и рас­слаблений. Это условие особенно важно для профессии музы­канта, требующей предельной четкости всех двигательных действий мышечных групп. Напряжения, возникающие в мы­шечной сфере, подразделяются на произвольные - волевые и непроизвольные - стихийные.

Произвольные напряжения - управляемые, они полностью компенсируются расслаблениями.

Непроизвольные напряжения - практически неуправляе­мые, или, в лучшем случае, управляемые в весьма малой сте­пени. Они весьма трудно поддаются расслаблению. Подобные, по определению Б. Струве, «паразитические» напряжения, воз­никающие в каком-либо локальном участке мышечных групп стихийно, - непроизвольно распространяются по всей мышеч­ной сфере организма и создают весьма опасные зоны постоян­ного перенапряжения. Особенно вредны подобные очаги пере­напряжений в области спины - позвоночника. Опасность таких постоянных очагов заключается в их «стабильности». Накапливаясь постепенно в той или иной зоне мышечной сфе­ры организма, некомпенсированные или недостаточно ком­пенсированные остаточные напряжения становятся постоян­ными «спутниками» организма. Они не дают возможности оптимально расслаблять мышечные группы, и таким образом человек не может в должной степени управлять своими мышечными-двигательными действиями.

Непроизвольные напряжения не только провоцируют по­стоянную напряженность различных участков организма - особенно области спины - плечевого пояса, но и вызывают бы­струю утомляемость всего организма, болевые ощущения в мышечных группах и, в конечном итоге, деформацию суставов и позвоночника. Человек быстро свыкается с ними и посте­пенно перестает ощущать разницу между напряженным и не­напряженным состоянием мышечных групп организма. Для находящегося в постоянно напряженном состоянии подобные ощущения становятся «нормальными», и он даже не испытыва­ет стремления к их расслаблению, что очень затрудняет про­цесс осознанного расслабления.

Особенно опасно состояние постоянного напряжения для музыкантов, двигательные действия которых должны быть ис­ключительно точны и базироваться на строгой цикличности процессов напряжений и расслаблений. В результате наруше­ний этой цикличности движения музыканта, особенно его рук, становятся малоуправляемыми.

Основные причины, провоцирующие возникновение непро­извольных напряжений у музыкантов, связаны, в первую оче­редь, с дефектами постановки - неправильным положением корпуса при игре стоя или сидя, и - соответственно - непра­вильными двигательными действиями рук. Нерациональные и неправильно культивируемые двигательные (игровые) при­емы идут в противоречие с физиологическими принципами организма и основываются в большей степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса. Здесь кроется основная причина тех локальных на­рушений, на первый взгляд, казалось бы, незначительных, ко­торые нарушают согласованность и четкость воспитываемых приемов. Этот фактор оказывает негативное влияние на всю моторно-двигательную структуру организма, особенно у ре­бенка. Педагог, работающий с начинающими учениками, дол­жен строго руководствоваться следующими объективными факторами, связанными со спецификой двигательного (физио­логического) процесса.

 

1. Все двигательные - силовые действия необходимо воспи­тывать на основе ощущения единства мышечной сферы орга­низма - единства всех его ощущений.

2. На этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учени­ком, - особенно движения рук.

3. Основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в стро­го определенных мышечных группах.

4. Процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений. В этой связи основой управляемости двигательным процессом должна слу­жить строгая периодизация процессов напряжений и расслаб­лений в функционирующих мышечных группах.

5. Учитывая сложность ощущений при переходе от состоя­ния напряженности мышечных групп к состоянию их расслаб­ления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений про­исходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления - переходы к ним от напряженного состояния - максимально контрастно.

 

 

В данном случае речь идет о воспитании произвольных - управляемых напряжений, лежащих в основе правильных ин­струментальных приемов, что отражено в формуле Д. Тартини " Сила - без судорожности, эластичность - без расхлябаннос­ти", высказанной им еще в XVIII веке. Эта формула предельно четко определяет градацию мышечных напряжений музыкан­та и - тем самым - основы инструментального мастерства.

Что касается напряжений непроизвольных - малоуправляе­мых или вообще неуправляемых, возникающих вследствие культивирования неправильных инструментальных приемов, - в данном случае и речи не может быть об уравновешивании процессов напряжений-расслаблений. Напряжения здесь все­гда превалируют, создавая в организме очаги постоянных пе­ренапряжений. Подчеркнем, что речь не идет о непроизволь­ных напряжениях мышечной сферы организма, возникающих вследствие страха или боязни, практически неуправляемых или, в лучшем случае, управляемых в весьма малой степени. Что касается эстрадного волнения - в подобных случаях мно­гое зависит от воли - характера исполнителя, а также качест­ва (управляемости) его технического аппарата.

Естественно, чем лучше исполнитель научен владеть сво­им аппаратом, тем меньше его «выбивает» из строя эстрадное волнение и тем быстрее он справляется с ним.

И, наконец, что исключительно важно - для того, чтобы обу­чить ученика регулировать процессы напряжений и расслабле­ний, педагог должен сам в достаточной мере владеть этими процессами. В противном случае он не может в должной степе­ни почувствовать градащда этих процессов у ученика.

 

6. Мышечные группы-сгибатели от природы физиологичес­ки более развиты, чем разгибатели. Следовательно, в процес­се занятий необходимо всемерно развивать группы мышц, ра­ботающие на разгибание, чтобы уравновесить в должной степени действия мышечных групп-антагонистов.

7. Воспитание всей двигательной системы музыканта должно происходить на основе строго продуманной и четко организованной системы предварительной подготовки орга­низма ребенка к специфике его будущей профессиональной деятельности.

Три фазы двигательного процесса и их закономерности

«Осуществлять полностью принципы экономии - один из важнейших принципов во всяком труде и, особенно, в психофи­зическом», утверждает Г. Нейгауз, подразумевая освобожде­ние от излишних напряжений музыканта, его умение осознан­но управлять двигательным процессом.

Переходя к объяснению основных постановочных элемен­тов и, прежде всего, начальным действиям рук - особенно их подъему, необходимо дата развернутый анализ всех фаз двига­тельного процесса, его научное обоснование.

Изучением специфики двигательного процесса музыканта занимается физиология активности - раздел современной фи­зиологической науки. На основе учения физиологии активнос­ти устанавливается трехфазовая схема двигательного цикла музыканта. Рассмотрим для примера подъем руки начинаю­щим учеником, исход я из закономерностей трех фаз двигатель­ного процесса.

Фаза первая: подготовка действия - концентрация вни­мания на определенные группы двигательных мышц, готовя­щиеся совершить то или иное действие. В данном конкретном случае внимание ученика концентрируется на определенных мышечных группах - зонах плечевого сустава и лопатки - до подъема руки.

Фаза вторая: конкретное действие - активное (волевое) включение в работу мышечных групп, совершающих локальное движение-действие. Подъем руки за счет силовых действий мы­шечных групп зоны плечевого сустава и лопатки, поднимаю­щих (двигающих) руку в правильном - физиологически обос­нованном направлении.

Фаза третья: освобождение после действия - макси­мальное расслабление работавших мышечных групп после конкретного полезного действия. Активный бросок руки и максимальное освобождение всех напряженных мышц, участ­вующих в подъеме руки; при их расслаблении - падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и в должной мере управляемы.

Следует еще раз особо подчеркнуть, что третья фаза (рас­слабление) - одна из наиболее сложных и наиболее важных проблем двигательно-игрового процесса. Процесс расслабле­ния мышц крайне труден. Но если для человека, не играющего на музыкальном инструменте, неумение расслаблять в долж­ной степени напряженные мышцы не является столь уж важ­ной жизненной проблемой, то для человека играющего - это вопрос профессии. Музыкант, не руководящий (осознанно) процессом расслабления мышц, не может быть профессиона­лом в полном смысле этого слова. Одно из непременных усло­вий виртуозного владения инструментом - быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. В конечном счете не столь уж опасно излишнее напряжение в момент действия (до­вольно частое во время игры, особенно на начальной стадии обучения) - сколь опасна недостаточная его компенсация, то есть необходимая степень расслабления после действия.

Основным показателем полного расслабления руки являет­ся ее свободное падение по инерции после максимального ос­вобождения групп мышц плечевого пояса, удерживающих руку на весу. Именно это действие служит показателем того, насколько исполнитель владеет двигательным процессом. Ес­тественно, чем меньше степень напряжения в активно работа­ющих грушах мышц, удерживающих руку на весу, тем быст­рее (мгновеннее) реакция на падение руки по инерции за счет ее веса. Следовательно, реакция на расслабление всегда связа­на с ощущением падения руки, даже в том случае, когда это только начальный импульс падения, при котором рука продол­жает удерживаться на весу в относительно пассивном состоя­нии. Удерживание руки на весу происходит за счет минималь­но необходимого напряжения мышц спины и плечевого пояса. Таким образом, описанное выше состояние руки после ее паде­ния (броска) и является третьей фазой двигательного процес­са (цикла). Один из основных показателей правильности всех звеньев цикла - качество звучания струны после контакта с ней руки (пальцев), которое должно непрерывно находиться под контролем уха. Недостаточное расслабление мышечных групп руки при ее падении негативно отражается на качестве звукоизвлечения.

Исходя из того значения, которое приобретает максималь­ное овладение цикличностью двигательного процесса, основ­ная задача педагога в начальный период обучения - научить ученика активно владеть всеми фазами цикла. Тем самым иг­ровой аппарат подготавливается к возможности сознательного управления им.

Благодаря такой последовательности в методике обучения, в игровом аппарате возникают предпосылки для достижения двух важнейших факторов: «фазы наивысшей игровой проводи­мости» и широкого использования инерционных сил.

«При достижении указанной фазы «приказы» центральной нервной системы, следуя по проводящим путям, беспрепятст­венно достигают рабочих органов, которые находятся в состо­янии, обеспечивающем выполнение этих приказов... Фиксация мышечных ощущений, общая напряженность организма игра­ющего создают отрицательные условия - фазу физиологичес­кой рефрактерности, при которой «эффекторный импульс мо­жет прийти, но не пройти». Отсутствие проводимости центральных импульсов серьезно затрудняет выполнение со­ответствующих действий. Таким образом, одна из главных функций целесообразной координации состоит в непрерывной «подготовительной организации моторной периферии и обес­печении оптимальной проводимости». ”"

Другим важнейшим фактором в создании «чуткого» наст­роя технического аппарата является возможность широко ис­пользовать инерционные силы, неизбежно возникающие при выполнении любого двигательного действия.

«В этом случае музыкант получает возможность не только максимально освободить физический аппарат от непроизволь­ных зажимов и фиксаций, но и разгрузить нервную систему...» от «настороженной реактивности», которая характерна для ранних стадий овладения навыком» и наступает в результате боязни падения руки, непроизвольного торможения руки при ее падении, неизбежно вызывающего перенапряжение мышеч­ных групп, удерживающих руку на весу. «Что же касается эко­номий усилий в игре, то она очевидна: двигательный процесс здесь совершается в значительной степени сам по себе за счет приобретенной инерции движений... Таким образом, пассив­ные инерционные движения включаются в игровой акт в каче­стве важного его компонента и служат одним из показателей его рациональности, свидетельством определенной «виртуоз­ности» инструменталиста во владении своей мышечной систе­мой».83

Аналогично по смыслу и высказывание И. Лесмана: «Пра­вильная работа руки возможна лишь при сочетании в ней ак­тивных и пассивных движений... масса руки подчиняется мышцам наилучшим образом, если они дают ей насколько воз­можно работать «самой» в силу механических усилий: двигать­ся по инерции, падать, покачиваться и т.п.».м

И, наконец, современная методика однозначно заявляет о преимуществе весового принципа звукоизвлечения над сило­вым. Именно в свободно управляемой руке, где созданы усло­вия для фазы наивысшей игровой проводимости и для инерци­онных движений, принцип весового звукоизвлечения, то есть сочетание веса руки и ее нажима, наиболее эффективен. Весо­вой способ звукоизвлечения создает оптимальные условия для извлечения естественного звучания при игре на любом музы­кальном инструменте.

 

Движения целенаправленные и целесообразные

 

Целенаправленные движения совершаются человеком для выполнения определенного действия. Как правило, они не кон­тролируются активным сознанием, носят чисто силовой - сти­хийный характер и малоуправляемы. Выполняются такие дви­жения по принципу: главное - цель, а не оптимальные средства для ее достижения. Количество силы (сило-приложения) при совершении подобного действия не учитывается - как прави­ло, оно всегда лишнее. Движения подобного рода можно оха­рактеризовать как недифференцированные.

Повторяемые многократно целенаправленные движения могут вызвать не только непроизвольные перенапряжения многих мышечных групп, но и болевые ощущения. Для музы­канта, тем более профессионала, такие движения неприемле­мы, ибо они нерациональны.

Целесообразные движения - в отличие от целенаправлен­ных - характеризуются их осознанностью, а следовательно, уп­равляемостью. Осознанность позволяет дифференцировать ра­боту локальных мышечных групп, регулируя тем самым их напряжение. Целесообразные движения базируются на физио­логических закономерностях двигательных действий челове­ческого организма, поэтому они никогда не входят с ними в противоречие, более того - они им полностью подчинены. Только управляемость движениями позволяет совершать их с минимально необходимой затратой силы, что содействует вос­питанию стабильных профессиональных навыков и служит по­казателем жизнедеятельности технического аппарата музы­канта. Движение порой занимает по времени доли секунды. При этом четкость и согласованность культивируемых при­емов могут и должны быть доведены до совершенства. Итак, все движения, совершаемые человеком, - целенаправленные, но далеко не все они формируются целесообразно. Исходя из специфики двигательного процесса музыканта следует сде­лать однозначный вывод: поиски целесообразных (оптималь­ных) осознанно управляемых движений, совершаемых с мини­мально необходимым применением силы, должны быть в основе исполнительства.

 

Ищите целесообразные движения!

Ощущения и движения - их взаимосвязь и взаимозависимость: первичность ощущении - вторичность двигательных действий

Двигательные системы музыканта должны отличаться ис­ключительной точностью. В чем суть творческих поисков, при помощи каких технических средств исполнитель может до­стигнуть требуемой точности воспитываемых инструменталь­ных навыков? Каковы пути, ведущие к «верным» техническим решениям? На какой практической основе воспитываются це­лесообразные движения и в какой последовательности?

В отличие от целенаправленных движений целесообразные должны всегда формироваться на базе их максимальной осо­знанности, то есть активного психологического контроля.

Следовательно, целесообразные движения отличаются сво­ей психофизиологической направленностью. Но сознание должно, особенно на первом этапе обучения, активно контро­лировать не только само движение, но те локальные ощущения в мышечных группах, на основе которых это движение форми­руется. Движения, формирующиеся стихийно, вне осознанного контроля конкретных локальных мышечных ощущений, не мо­гут быть подвластными воле исполнителя. Поэтому каждое сознательно формируемое движение следует рассматривать как сумму запрограммированных ощущений, «Учиться движе­ниям, - значит приобретать новые мозговые процессы», - пи­сал Штейнгаузен“

Итак, управляемые целесообразные движения формируют­ся под контролем активного концентрированного внимания (сознания). Однако они всегда носят вторичный характер, в то время как первичными являются ощущения в локальных мы­шечных группах, то есть, там, где каждое конкретное движе­ние формируется. Следовательно, воспитание первичных дви­гательных навыков ученика необходимо начинать не с самого движения, а с поисков ощущений в соответствующих локаль­ных мышечных группах. Это и есть основная цель каждого уп­ражнения в предпостановочный и постановочный периоды обучения.

Начальный период занятий по формированию двигатель­ных навыков будущего музыканта должен строиться на базе конкретных тактильных (осязательных) ощущений. Как осу­ществлять это практически? Наглядный пример: ученик сво­бодной рукой (ладонью) фиксирует те локальные мышечные группы или отдельные мышцы, которые должны формировать конкретное целесообразное движение. Фиксация рукой ло­кальных мышечных групп помогает ученику не только контро­лировать конкретные ощущения, но и удерживать их в памяти.

Постепенно конкретные тактильные ощущения приобрета­ют ассоциативный характер, движения автоматизируются, и необходимость фиксации рукой отпадает. Полная автоматиза­ция движений превращает их контроль в подсознательный. Та­ков путь формирования новых управляемых - волевых движе­ний. Аналогичен путь и корректировки (перестройки) двигательных ощущений в процессе исправления дефектов двигательного аппарата.

Вывод: тактильные ощущения постепенно трансформиру­ются в ассоциативные, а формируемые на этой основе, актив­но управляемые движения автоматизируются и контроль за ни­ми принимает подсознательный характер. Таков оптимальный путь формирования целесообразных движений.

Осознанная фиксация конкретных ощущений и автоматиза­ция движений - основная задача начального периода обучения без инструмента Целью же следующего этапа работы, связанно­го непосредственно с инструментом, будет воспитание всех дви­гательных навыков, направленных на формирование конкрет­ных инструментальных приемов. Это будет осуществляться на базе ощущений, воспитанных в предпостановочный период.

Окончательная корректировка конкретных инструменталь­ных приемов должна быть подчинена слуховому контролю. Двигательные действия рук должны быть полностью подвласт­ны художественному намерению исполнителя.

Суставы и их функции

«Суставы - подвижное соединение костей, позволяющее им перемещаться относительно друг друга» - определяет энцикло­педия. С костями суставы соединяются мышечными группами. При помощи мышечных групп суставы приводят в движение кости, создавая подвижность всех частей корпуса и рук.

По своим двигательным возможностям суставы можно под­разделить на очень подвижные (практически во все; плоско­стях), ограниченно подвижные и малоподвижные. Под по­движностью суставов имеется ввиду амплитуда их естествен­ных двигательных возможностей. К числу суставов, имеющих очень большую подвижность во всех направлениях, относятся: ' тазобедренные, шейные и, особенно, плечевые и кистевые.

В зоне тазобедренных, плечевых, шейных и кистевых суста­вов сосредоточены все категории мышечных групп, дающие возможность ногам, рукам, шее и кисти совершать движения во всех плоскостях. К числу таких групп относятся: сгибатели-раз­гибатели, приводящие-отводящие, вращающие-возвращаюшие.

Тазобедренные суставы окружены наиболее сильными мышечными группами. Тазовая часть корпуса и зоны тазобед­ренных суставов являются связующими между верхней частью корпуса и нижней, а их мышечные группы служат силовой зо­ной нижней части корпуса.

Мышечные группы тазовой части корпуса и тазобедренных суставов совместно с поясничными и нижней части живо­та обеспечивают подвижность верхней части корпуса по отно­шению к нижней. Наряду с этим тазобедренные суставы обеспечивают ногам двигательную свободу во всех плоско­стях, в том числе и в круговых движениях. Тазобедренные су­ставы способны совершать самостоятельные активные дейст­вия и выносить очень большие двигательные нагрузки.

Коленные суставы окружены весьма сильными мышеч­ными грушами, они имеют большую амплитуду подвижности только в двух направлениях и выдерживают достаточно боль­шие физические нагрузки.

Голеностопные суставы достаточно подвижные по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой подвижности.

Плечевые суставы - самые подвижные в корпусе, имею­щие не только неограниченную подвижность во всех направле­ниях, но и наибольшую амплитуду движений. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами и являются са­мыми выносливыми в системе руки. Плечевые суставы спо­собны к активным самостоятельным движениям и способны выносить весьма большие физические нагрузки.

Локтевые суставы имеют большую амплитуду подвижно­сти, но только в двух направлениях - сгибаниях и разгибаниях. Окруженные достаточно сильными мышечными группами, яв­ляясь составной частью руки, они не способны к активным са­мостоятельным движениям и не выдерживают значительные физические нагрузки.

Кистевые (лучезапястные) суставы окружены весьма слабыми мышечными группами, они очень подвижны по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой движений. Физиологически им не свойственны активные самостоятельные (изолированные) движения, и они выдерживают только очень небольшие физические нагрузки.

Пальцы рук: основные суставы четырех пальцев достаточ­но подвижны в сгибе, меньше в разгибе, имеют очень неболь­шую амплитуду круговых движений; средние и ногтевые суста­вы обладают подвижностью в сгибах и (меньше) в разгибах.

Большой палец - самый подвижный по всем направлени­ям; в отличие от остальных пальцев окружен достаточно силь­ными мышечными группами; служит не только основой сило­вой зоны всей кисти, но и основой опорных действий руки на плоскость; способен к активным самостоятельным движениям; может выносить достаточно большие физические нагрузки.

Позвоночник - цепочка мелких и, в основном, малопо­движных суставов, разделенных дисками. Наиболее подвиж­ны ПЯТЬ ПОЗВОНКОВ ЗОНЫ ПОЯСНИЦЫ и, особенно, семь шейных позвонков, окруженных слабыми мышцами.

Суставы в силу своей большой подвижности очень подвер­жены патологическим изменениям и, вследствие этого, дефор­мации. Во многих случаях причинами деформации являются постоянные перенапряжения мышечных групп, окружающих суставы. Эти перенапряжения провоцируют неправильные с физиологической стороны двигательные действия мышечных групп в зонах суставов. Сказанное в большей степени относит­ся к позвоночнику: неправильное распределение нагрузки кор­пуса, а также неправильные движения в зонах большой по­движности позвонков - поясницы и особенно шеи, их чрезмерные автономные сгибания провоцируют быстрое изнашивание дис­ков - их истончение и деформацию. Шейные позвонки (суста­вы) весьма подвижны во всех направлениях, однако, окружен­ные слабыми мышечными группами, они не выдерживают значительных напряжений.

Каждому суставу свойственна определенная степень автономной подвижности - нейтральные движения, не выходя­щие за пределы естественной амплитуды сустава. Крайние по­ложения суставов, выходящие за эти пределы, весьма опасны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения мышечных групп, приводящих сустав в движение.

Музыканту, в силу специфики профессии, приходится по­стоянно совершать огромное количество сложнейших по сво­им ощущениям и формам движений. Ему необходимо непре­рывно контролировать зоны особо уязвимых суставов, предохраняя их от несвойственных им самостоятельных ак­тивных действий и крайних положений. Очень опасны край­ние положения кистевых суставов - их чрезмерные сгибания и разгибания, как в вертикальных, так и в горизонтальных плос­костях, а также резкие сгибания и разгибания локтевых суста­вов. Очень опасны крайние положения шейного отдела позво­ночника - особенно изолированные наклоны головы вперед и неправильные движения корпуса в зоне поясничных позвон­ков, о которых говорилось в разделе «Спина и позвоночник».

Самые подвижные и самые выносливые в системе руки плечевые суставы. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами. Их естественная амплитуда движений наибольшая, следовательно, плечевые суставы могут выпол­нять значительно больший объем работы, чем относительно сильные локтевые суставы и, тем более, слабые кистевые. Бо­лее того, активные движения в зонах плечевых суставов долж­ны быть первичными при организации двигательного процес­са всех остальных частей рук, поскольку они организуют и направляют движения размаха. Подробный анализ размаховых движений будет дан в последующих разделах. В то же время следует особо подчеркнуть, что крайне опасны неправильные (с физиологической стороны) двигательные действия мышеч­ных групп, окружающих плечевые суставы, особенно непра­вильные направления первичных движений при подъеме рук.

Суставы в силу их природной инертности без волевого при­каза мозговых центров двигаться не могут. Организация кон­кретного движения суставов, а также указание его направле­ния происходят на основе волевых приказов, идущих от соответствующих мозговых центров на определенные мышеч­ные группы, приводящие в движение суставы.

Если мышечные группы двигают суставами в естествен­ном, с точки зрения физиологии, направлении, они напрягаются минимально необходимо. Если движения противоестествен­ные - мышечные группы перенапрягаются. «Всякий здоровый сустав подвижен и другим быть не может... Упражняться же надо в правильной координации всех частичных суставных движений... для достижения целостного и целесообразного об­щего движения... При правильном понимании существа уп­ражнения сразу же отпадают все изоляции, фиксации, осво­бождение суставов и т.п., одним словом все бесполезные, а часто и вредные приемы упражнений».*6

Следовательно, заставляя суставы двигаться в неправиль­ную, с точки зрения физиологии, сторону, человек сам прово­цирует перенапряжения мышечных групп в зоне суставов. Та­ким образом, при организации двигательного процесса музы­канта, особенно его рук, следует помнить, что перенапряже­ния не возникают самопроизвольно, а провоцируются неправильным направлением движений.

Существует еще один важный аспект, регулирующий пра­вильность действий музыканта. Мышечные группы, окружаю­щие суставы, относятся к категории разнодействующих, т.е. действующих в противоположных направлениях. Как правило, это мышечные группы - сгибатели и разгибатели.

Известно, что сгибатели от природы физически более раз­виты, чем разгибатели. Следовательно, для уравновешивания действий названных мышечных груш необходимо всемерно физически развивать мышцы-разгибатели. В противном слу­чае непропорциональное развитие одной из мышечных групп будет вести к неизбежным перенапряжениям всех мышечных груш, окружающих сустав. Только одинаковая степень разви­тости мышечных групп-антагонистов позволяет четко регули­ровать их взаимодействия. Недоразвитость одной из противо­действующих груш нарушает баланс их действий.

И, наконец, исключительно важный момент: для всех сус­тавов, особенно рук и шеи - наиболее естественными являют­ся не прямолинейные, а круговые движения или по дугообраз­ной линии. Круговой (дугообразный) характер движения позволяет мышечным грушам, соединяющим суставы, напря­гаться со значительно меньшей силой, чем при движениях по прямой линии. Эти свойства суставов необходимо учитывать педагогу, организуя двигательный процесс ученика. Такова в принципе природа целесообразных движений. Кроме воспита­ния правильных направлений движений каждого конкретного сустава, очень важна их синхронность - например, синхрон­ные движения локтевого и плечевого суставов при сгибаниях и разгибаниях локтя.

Вывод: слишком большая активность суставов, их крайние положения, и особенно несвойственные им с точки зрения физиологии направления движений, а также недостаточная разви­тость одной из мышечных групп неизбежно провоцируют пере­напряжения всех мышечных групп, окружающих суставы. На эти весьма важные двигательные особенности суставов почему- то до сих пор не обращали должного внимания.

Правильно организуя двигательный процесс и предохраняя зону суставов от перенапряжений, музыкант тем самым обеспе­чивает себе творческое долголетие.

Подробное обоснование естественных направлений движе­ния суставов рук, а также обоснование их синхронных дейст­вий - в разделе: «Организация двигательных действий рук» II часть.

Проблемы технического развитая музыканта-исполннтеяя

«Выделение вопроса о технике в самостоятельную пробле­му закономерно и неизбежно, как мир».

Управляемость техническим аппаратом возможна только на основе достижения максимальной двигательной свободы рук. Однако двигательная свобода и даже пальцевая беглость - только од на из основ технического мастерства, и она еще не является показателем техники в широком смысле этого поня­тая. Эти ценные качества ученика свидетельствуют лишь о его техническом потенциале. Другим важнейшим фактором является воспитание органической связи между моторно-дви­гательной и эмоционально-слуховой сферами.

Способность музыканта к творческому самовыражению я его возможность максимально донести до слушателя художе­ственный замысел в полной мере зависят от его технического оснащения. Никакие технические проблемы, никакие трудно­сти не должны отвлекать исполнителя от основной цели - сво­боды музицирования.

Речь идет не о чисто двигательно-физиологическом акте, а о всеобъемлющем понятии - «музыкально-исполнительская техника», которое синтезирует три начала: эмоционально-слу­ховое, двигательное и ритмическое. Подробный анализ двига­тельно-физиологического начала был дан выше. Теперь следу­ет обратиться к специфической проблеме рук, связанной с пальцевой техникой.

Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъем­люще: от формирования конкретного звучания и управления им - до овладения всем арсеналом технических средств и при­емов; от «умения подчинять моторные навыки творческим це­лям» до «способности музыканта... свободно интерпретиро­вать художественный образ».“

Формирование управляемого технического аппарата воз­можно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Как писал А. Гольденвейзер: «Мы можем извлекать иногда очень удачно те или иные звуко­вые сочетания из инструмента не с помощью самых рацио­нальных (целесообразных - В.М.) движений. Поэтому нужно стремиться «делать такие движения, с помощью которых зву­ковой результат достигался бы проще всего и естественнее всего с наименьшей затратой сил и времени».*

В том же смысле высказывался и И.Гат: «Пусть не сбивает с пути педагога то, что начинающий иногда достигает хорошего музыкального эффекта при помощи неправильных движений. Только те технические решения удовлетворительны, которые мо­гут быть окончательными, которые входят в перспективу музы­кального и технического развития учеников».30

Рассмотрим, как современная педагогика решает проблемы единства художественных и технических задач.

За последние десятилетия в методике овладения музыкаль­ными инструментами произошла подлинная техническая рево­люция. В результате - произведения высочайшей технической трудности подвластны сегодня даже исполнителям, наделенным не столь уж блестящими природными двигательными данными. Однако отдавая должное успехам современной педагогики, осо­бенно ее успехам в области технического развития учеников, не­обходимо обратить особое внимание на тот фактор, что пробле­ма зажатости рук и профзаболеваний - одна из серьезнейших бед современного музыкального исполнительства. Причем это­му негативному явлению подвержены не только исполнители среднего и пожилого возраста, но и учащаяся молодежь.

В чем причина того, что столь значительное число музыкантов-исполнителей любого возраста и любого уровня страда­ют от зажатости рук, их заболеваний и болезни спины?

При том что двигательные возможности руки неограничен­ны, они все еще мало изучены. На наш взгляд, именно это и яв­ляется основной причиной их заболеваний. Зачастую педаго­ги, увлекаясь сиюминутными успехами учеников, не придают особого значения тому факту, что найденные и культивируе­мые ими эффектные технологические приемы входят в проти­воречие с основными физиологическими закономерностями организма. Педагоги часто не задумываются, к каким негатив­ным последствиям может привести применение подобных приемов и какую «высокую цену» вынуждены будут в послед­ствии платить за это пострадавшие ученики. В этой связи вспомним утверждения А. Гольденвейзера и И. Гата, приведен­ные выше.

Культивирование противоестественных технических при­емов особенно опасно при работе с начинающими учениками в детском возрасте, в процессе занятий с которыми даже ма­лейшие недосмотры в этом отношении могут в дальнейшем привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до профес­сиональных заболеваний.

Весьма показательно в этом отношении выступление на XX конгрессе ESTA в Сант-Морице (Швейцария в 1993 г.) извест­ного методиста Джоан Диксон. Говоря о причинах большого ко­личества профзаболеваний среди музыкантов самого различ­ного возраста, Д. Диксон отмечает, «что среди музыкантов процветает невежество, незнание основных законов нормаль­ного физиологического функционирования организма. И многие педагога, которые смотрят сквозь пальцы на плохую постановку и вытекающие из этого излишние напряжения, сталкиваясь с по­добными проблемами своих учеников, просто не знают, что с этим делать.

Невежество в нашей профессии усугубляется невежеством другого рода - среди врачей. Возможно, они знают все о мыш­цах, сухожилиях и нервных окончаниях, но очень немногие имеют представление или интересуются правильными физиче­скими движениями или тем, какие органы участвуют в движе­нии при игре на музыкальном инструменте».31

Сказанное Д. Диксон особенно актуально для начального периода обучения, в котором необходимо учитывать специфи­ку детского восприятия и очень большую устойчивость пер­вичных навыков. Следует вспомнить такие слова великого пе­дагога Л. Ауэра: «Навыки, заложенные в детском возрасте, к лучшему или худшему, влияют на всю жизнь».”

Приходится констатировать, что в своей основе современ­ная педагогика более эмпирична, чем научна, в большей степе­ни рассчитана на интуитивное постижение учеником двига­тельного процесса, чем на строго обоснованное. Причины этого кроются в нескольких факторах. В первую очередь, не­достаточная теоретическая подготовка многих педагогов, осо­бенно школьных, незнание ими в должной мере современной методической литературы, а также основных законов физио­логического функционирования организма. Джоан Диксон со­вершенно справедливо обвиняет подобных педагогов в «науч­ном невежестве». Другой существенный фактор - тот, что даже новейшие музыкальные методические пособия не дают, как правило, точных научно-обоснованных рекомендаций - в частности, связанных со спецификой двигательных действий рук. Рекомендуемые приемы в большей степени основываются на визуальном их восприятии, чем на научно обоснованном следовании основным двигательным физиологическим зако­номерностям.

Подобные рекомендации скорее соответствуют формуле: «смотри и ищи», чем «знай и не нарушай». Даже в современной музыкальной методической литературе не дается развернуто­го анализа тех ощущений в конкретных мышечных грушах, которые должны формировать определенное движение всей руки или какой-либо ее части. Не указывается точное направ­ление первичных двигательных действий всей руки, а также отдельных ее частей, строго подчиняющихся физиологичес­кой спец ифике двигательного процесса. Не анализируется вза­имодействие мышечных групп области плечевого сустава и мышечных груш отдельных частей руки в процессе координа­ции их двигательных действий. В результате - рекомендуемые и культивируемые двигательные навыки зачастую входят в противоречие с физиологическими закономерностями, свой­ственными организму. Еще в начале прошлого столетия Ф. Штейнгаузен писал: «Мы ничему не можем научить наше те­ло, мы можем только учиться у него,., ибо «всеобщая обяза­тельность естественных законов в доказательствах не нужда­ется».33

«Учиться у тела» - значит: учиться не только неукоснитель­но соблюдать физиологические закономерности двигательно­го процесса организма, но и воспитывать все инструменталь­ные приемы, строго следуя этим закономерностям.

Система «зонно-точечных» ощущений в мышечных 1руппах: ее цели и задачи

Предлагаемая автором система «зонно-точечных ощущений в мышечных грушах» базируется на фундаментальных поло­жениях современной физиологической науки, в частности, фи­зиологии активности, а также достижениях современной музы­кальной методики. Данная система сложилась как результат многолетних педагогических и методических поисков ее авто­ра в стенах ряда музыкальных учебных заведений Санкт-Пе­тербурга. Эффективность системы проверена на многочисленных практических занятиях, связанных с исправлением постано­вочных и технических недостатков. Система дает возмож­ность в кратчайшие сроки снять перенапряжение и даже уменьшить болевые ощущения в области спины и рук как у учеников, так и у музыкантов-профессионалов любого профи­ля и возраста. Практические занятия по рекомендуемой систе­ме проводились как в Израиле, так и в С.-Петербурге в период с 1994 по 2000 годы с музыкантами, играющими на различных музыкальных инструментах.

Применение системы осуществляется на основе комплек­сов специально разработанных гимнастических упражнений, дающих возможность ученику уже на начальной стадии рабо­ты над постановкой добиться необходимых ощущений в лю­бых локальных мышечных 1руппах корпуса и рук. В свою оче­редь, локализация ощущений позволяет ученику, предельно концентрируя внимание на определенных группах мышц, лег­че избавиться от ненужных сопутствующих напряжений.

О необходимости концентрации внимания ученика на край­них границах мышечной зоны, в пределах которых должно со­вершаться игровое действие, указывает В. Григорьев: «Важно добиться, чтобы в начале изучения конкретного д






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.