Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! От редактораСтр 1 из 13Следующая ⇒
Зная эту систему не только по тексту книги, но и практически, а также многих из тех, которых она выправила, вылечила, выпрямила и вернула к полноценной артистической жизни, я считаю себя вправе сказать читателю несколько напутственных слов. Книга точно описывает двигательную систему музыканта и дает простые и четкие рекомендации, как быть с ней в ладу. Познакомившись с ее закономерностями и логикой, можно только удивляться типичному в нашей среде невежеству по отношению к собственным рукам. Мы обычно неплохо знаем строение инструмента, которым владеем, знаем из какого материала он сделан, как его хранить и бережно использовать. Но нашими не менее драгоценными руками, о которых мы думаем что знаем и бережем их, мы на самом деле пренебрегаем, не зная их элементарного анатомо-физиологического строения и обрекая себя на множество неприятностей: от физических неудобств - до болей и душевных страданий, не говоря о качеств ее исполнения, а иногда и расставании с профессией. Никакая книга, однако, не заменит ее автора, учителя. Сканируя взглядом движение или позу своего ученика (или пациента), Владимир Мазель мгновенно определяет: где, что и почему зажато. Кратчайшим и рациональным путем он восстанавливает естественный двигательный баланс человека и учит такому образу движений, который предупредит какие бы то ни было дальнейшие зажатости (и часто боли). Тонкий музыкант, он учит слышать прямую и очевидную связь между качеством звука и свободой рук. За часто (иногда кажется слишком часто) встречающимися фразами «рука как единое целое», «опора верхней части корпуса на нижнюю», «верхняя часть спины как начало руки», «конкретные мышечные ощущения» и т. д., я слышу его убежденный голос и точно знаю, как это важно. Эти понятия надо пережить, научиться чувствовать мышцы по отдельности и в их системе. Чтобы сократить дистанцию между книгой и ее автором, постарайтесь услышать «экспрессию мышечных ощущений». Таких выражений в книге нет (к счастью), но если я как музыковед могу помочь, хотя бы с помощью метафоры, действенности и пользе этого замечательного труда, я буду искренне рада. Марина Рыцарева
Часть I Глава 1 Физиологическое обоснование двигательных действий рук музыканта - их специфические особенности Вступление «Рука артиста равна его мысли и соперничает с ней: одна была бы ни чем без другой» (надпись на фронтоне дворца Шайо в Париже) Своеобразный гимн руке артиста заключен в многочисленных дифирамбах выдающихся деятелей искусства. Глубокий анализ возможностей руки музыканта дается замечательной пианисткой Маргаритой Лонг: «Концы наших рук - их кисти и пальцы - не только мышечный организм. От чудесные органы чувств, одаренные собственными ощущениями, я хочу сказать, почти даром творчества. Если они часто повинуются мозгу, то гораздо чаще, чем то кажется, именно они управляют [1] Рука музыканта - неотъемлемая часть его души, и в этом отношении ее творческие возможности безграничны. В то же время рука - часть тела, и ее двигательно-силовые действия должны быть полностью подчинены физиологическим закономерностям функционирования человеческого организма. Музицирование - единый психофизиологический процесс, в котором психический фактор - основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского мастерства. Какова закономерность совмещения двух начал, двух сторон творческого процесса - эмоциональной и двигательной? Как подчинить их полностью творческим задачам? Ответ однозначный - художественные задачи превыше всего, а двигательные действия рук должны всегда подчиняться творческой воле исполнителя. Поэтому двигательные действия рук должны быть полностью автоматизированы и совершаться с минимально необходимой степенью напряженности. Благодаря тщательно продуманной подготовке, рука, полностью подчиняясь воле исполнителя, становится полноправной соучастницей творческого процесса. Более того, образуется двусторонняя связь - рука, повинуясь воле исполнителя, своими действиями корректирует замысел исполнителя, материализуя его в том или ином характере звучания. По утверждению С. Савшинского «Рука обретает способность «слышать», «выражать» и «предвосхищать» тот или иной характер звучания. Рука обретает дар «предслышания», способность «самонастраиваться» на выразительную артикуляцию».* В свете изложенного возникает извечная проблема воспитания органичной связи между эмоционально-слуховой и моторной сферами. Как практически соединить воедино две стороны творческого процесса, добиться их полной уравновешенности и гармонии? Эти кардинальные вопросы всегда были и всегда останутся в центре внимания всей системы музыкального воспитания и образования. О Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе неукоснительного соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышечной сферы организма. Речь идет не только о двигательных действиях всей руки, но также и отдельных ее частей. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса. Без всесторонней организации моторно-двигательной сферы невозможно воспитание ее органической связи с эмоционально-слуховой сферой. В этой связи особое значение следует придавать начальному периоду обучения, связанному с формированием постановочных элементов в детском возрасте.
О специфике детского музыкального образования: постановка рук или постановка корпуса? Детскому музыкальному воспитанию и образованию посвящена обширнейшая методическая литература. Весьма подробно анализируются проблемы, связанные с развитием музыкального и слухового восприятия ребенка, вопросы постановки и др. Однако до сих пор никто из авторов, занимавшихся вопросами детского музыкального образования, не обратил должного внимания и не указал на ту двойственность ощущений, которая возникает в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной жизни и его первыми контактами с инструментом. Все действия ребенка в повседневной жизни - манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами - принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка. Не подготовить корпус ученика предварительно к новым - очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит - обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двигательным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки - про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигательные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмоциональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основная задача начальной педагогики - предварительная тщательная и всесторонняя подготовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности - как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навыки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. - все должно совершаться на единой основе. Особое внимание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду - периоду формирования у ребенка совершенно иных - принципиально новых двигательных ощущений. Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабильностью при любых действиях ребенка. В подобном случае двигательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоречия со всеми его действиями в обыденной жизни. Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» - незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки. Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий - неправильного держания инструмента или неправильной посадки, - не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продолжительное время - год и более. В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнений - без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий. Лишь после такой двигательной подготовки в границах сформировавшихся новых мышечных взаимосвязей и новых ощущений целесообразно воспитывать новые формы постановочных элементов и движений с инструментом в руках. «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу!» - гласит индийская мудрость. Воспитывая и обучая детей, педагоги должны постоянно помнить эту истину. Прежде чем перейти непосредственно к проблемам, связанным с постановкой корпуса, следует обосновать основные принципы формирования двигательных навыков музыканта, базирующихся на строгом соблюдении законов физиологии. Необходимо также всесторонне осветить закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата. Неукоснительно руководствуясь этими основополагающими принципами, педагог должен строить весь многоплановый процесс постановки. Мышечная сфера человека и ее роль в организации двигательного процесса; характеристика основных мышечных групп и их функций Формирование всех двигательных навыков (или приемов) человека, в том числе и постановка корпуса, связано с мышечной сферой организма. Степень активности мышечных групп, участвующих в процессе постановки корпуса, зависит от их естественной выносливости и определяется спецификой силовых и двигательных действий человека. Мышечные группы по степени выносливости и активности (имеются в виду их силовые действия) можно подразделить на очень сильные - область бедренных частей ног и тазобедренного сустава; сильные - область плечевого пояса - особенно лопаток и плечевой части руки; относительно сильные - предплечье, и относительно слабые - область шеи, кисть и пальцы. Действия всех перечисленных мышечных групп постоянно взаимосвязаны, ибо, как было уже отмечено, человеческий организм - единое и неделимое целое. Логика подсказывает, что основную силовую нагрузку при организации двигательного процесса должны нести сильные мышечные группы ног и спины - плечевого пояса - своего рода генераторы силы. Им должны быть полностью подчинены все действия относительно сильных и относительно слабых мышечных групп. В полной мере сказанное относится к организации двигательного процесса начинающего музыканта - процесса, отличающегося исключительной точностью и сложностью. В связи с этим педагогу необходимо неизменно руководствоваться основными положениями - максимальная физическая нагрузка должна идти на сильные мышечные группы, минимальная - на относительно сильные и слабые. Особую роль в организации всего двигательного процесса играют мышечные группы спины. Последующий раздел будет посвящен обоснованию их действий и их значению при организации всех двигательных действий организма, а также особой роли позвоночника в регуляции двигательного процесса. Мышечные группы спины и позвоночник Область спины - одна из основных частей корпуса. Мышечные группы спины играют решающую роль в организации всех двигательных действий человека, особенно его рук. Позвоночник - важнейшая часть центральной нервной системы. Благодаря значительной протяженности позвоночник контактирует со всеми внутренними органами и системами. Особенно велика его роль в обеспечении жизнедеятельности всего организма, в регулировании и контроле всех двигательных действий человека. Позвоночник весьма чувствителен к различного рода внутренним и внешним негативным воздействиям. Основные причины, вызывающие патологические изменения и боли в зоне позвоночника, - хронические переутомления, работа в неудобной позе, а также стрессы. Все перечисленные причины типичны доя профессии музыканта. Физические перенапряжения провоцируют неправильно формируемые двигательные приемы (например, физиологически необоснованные действия рук, игра в неудобной позе) т.е. неправильная (нерациональная) постановка корпуса исполнителя как при игре стоя, так и сидя. О стрессовом состоянии не приходится и говорить - музыканты подвержены ему постоянно. Перенапряжения в мышечной сфере человека, вызываемые самыми различными причинами, более всего проецируются в области спины, особенно по ходу позвоночника - как в его верхней шейной и грудной части, так и нижней - зоне мышечных групп поясницы и тазовой части корпуса. В результате хронических перенапряжений мышечных групп спины позвоночник постоянно травмируется - позвонки сдавливаются, что приводит к деформации их дисков. В результате деформации позвонков, окончания нервных стволов, проходящих через весь позвоночник, периодически ущемляются. Это провоцирует зачастую весьма ощутимые болевые ощущения в различных зонах спины. Зона позвоночника особенно подвержена остеохондрозу - «болезни века», как его называют медики. У детей в результате неправильного положения корпуса, особенно часто наблюдаемого при игре на музыкальных инструментах, развивается т.н. сколиоз - искривление позвоночника. «Боли в спине продолжают поражать 8 из 10 взрослых, во всяком случае, время от времени, а для некоторых они становятся не проходящей проблемой» - утверждает всемирно известный специалист по заболеваниям спины и позвоночника д-р Гамильтон Холл.3 «Программа ухода за спиной, разработанная и изложенная д-ром Г. Холлом, позволяет научиться справляться с острыми приступами боли, постоянно контролировать состояние спины и вести обычный образ жизни, благодаря усвоению определенных привычек и выполнению специальных упражнений».1 Учитывая исключительную ценность указаний и рекомендаций Холла, особенно для представителей музыкальных специальностей ввиду специфики их двигательных действий, автор предлагаемой работы считает необходимым подробно изложить основные - кардинальные положения системы Холла, с которой целесообразно ознакомиться каждому. Более того, многие упражнения, связанные с постановкой корпуса музыканта, будут базироваться на основе его указаний. «Боль в спине, - утверждает Холл, - не является заболеванием - это одно из состояний человека». И далее, «Боль в спине не требует лечения - она требует контроля. Понимание этого является первым шагом в нужном направлении»... «Быстро снять механические боли в спине можно с помощью корректировки осанки и сразу же начатых упражнений».5
«Помоги сам себе», - таков эпиграф к книге Г. Холла «Ваш позвоночник». Таким образом, болевые ощущения в спине в большинстве случаев являются результатом не влияния каких-либо внешних негативных факторов, а нерациональных действий самого человека: неудобная рабочая поза, перенапряжения в мышечной сфере, неадекватная реакция на стрессовые ситуации. Для музыкантов перечисленные факторы связаны с плохой постановкой корпуса, неправильной организацией двигательных действий - особенно рук, неумением контролировать свои действия во время волнения. Как отмечает Холл: «плохая осанка (постановка - В.М.) и некоторые виды движений могут вызвать боли и спазмы мышц».6 Для того чтобы снять или хотя бы уменьшить болевые ощущения, не требуется немедленное обращение к врачу - следует определить причину, вызывающую боль, и постараться самому справиться с недугом. Естественно, речь идет о начальных стадиях болевых ощущений, когда еще нет серьезных патологических изменений в зоне позвоночника. Холл констатирует: «Боль в спине создает ощущение беспомощности только в том случае, если вы не способны бороться с ней», и далее: «больную спину не лечат - ее учатся контролировать». Что же означает рекомендация Холла о корректировке осанки как способе снятия болевых ощущений? Прежде всего, следует разъяснить, что входит в понятие «осанка». Осанка характеризует положение корпуса человека как в неподвижном состоянии - его положении стоя или сидя, так и в процессе его двигательных действий - походки, совершении всякого вида работ, гимнастических упражнений и т.д. У музыкантов понятие «осанка» связано также с постановкой корпуса и взаимодействием различных частей корпуса в процессе исполнения. По реакции корпуса человека на какие-либо внешние или внутренние воздействия - особенно двигательные, осанку следует подразделить на хорошую и плохую. Рекомендация Холла о корректировке осанки, естественно, касается плохой осанки, провоцирующей излишнее давление частей корпуса на позвоночник. «Нагрузка, ложащаяся на диски позвоночника, резко меняется в зависимости от положения тела. Даже легкое изменение положения тела может привести к значительному увеличению (или уменьшению - В.М.) нагрузки. К примеру, если вы сидите выпрямившись, нагрузка на позвоночник умеренная, но нагнувшись вперед - резко ее увеличиваете. Диски испытывают меньшую нагрузку, когда вы стоите выпрямившись, чем когда вы сидите чуть склонившись вперед». Участки позвоночника в разной степени подвержены деформации и болевым ощущениям. Наиболее уязвимы участки поясницы и шейных позвонков. Последние - самые слабые от природы. Семь позвонков, расположенных в этой зоне позвоночника, очень подвижны. Их излишнюю подвижность постоянно провоцируют изолированные движения головы, особенно ее чрезмерные наклоны вперед. Мышечные группы шеи от природы очень слабые, они взаимодействуют синхронно с мышечными группами плечевого пояса - особенно зоны плеч и лопаток. При изолированном наклоне головы вперед происходит перенапряжение шейных мышц, - эти мышцы не выдерживают нагрузки, которую оказывает на них очень тяжелая голова. Напряжения в области шеи фокусируются, как правило, в зоне шейных позвонков у основания сгиба шеи. Очаг перенапряжений в этой зоне шеи од ин из наиболее опасных, ибо он быстро распространяется на другие мышечные группы и, провоцируя зажатость в области мышечных групп рук и спины, трудно поддается исправлению. Критерием правильности ощущений в области шеи служит ненапряженное состояние ее мышц. Эти ощущения сохраняются при условии, когда шея и плечевой пояс совершают совместные односторонние - синхронные движения. Отведение головы назад и особенно наклоны ее вперед должны происходить одновременно с движениями верхней части корпуса - его сгибании или разгибании в зоне крестца - копчика. «Удерживать шею в положении наклона вперед... надежный способ вызвать боли» - констатирует Холл. Зона поясницы Пять позвонков, расположенных в зоне поясницы, - также весьма подвижный и уязвимый участок позвоночника. Поэтому активный резкий, а тем более чрезмерный наклон корпуса вперед непосредственно в зоне поясничных позвонков значительно увеличивает нагрузку на диски позвоночника и травмирует их. Мышечные перенапряжения в этой области и вызываемые ими болевые ощущения, пожалуй, наиболее распространенные явления среда людей различных профессий. Холл дает конкретные рекомендации, следование которым поможет предохранить область поясницы от перенапряжений. «Поддерживайте в пояснице нейтральный изгиб при любых занятиях. Слишком глубокий прогиб в пояснице или сутулость означают боли в пояснице. Ищите способ разгрузить спину. Поднимая предметы, перекладывайте часть нагрузки на мышцы ног, приседая или сгибая их в коленях». «Следует выполнять подъем груза с помощью мышц ног, а не спины. Держите спину прямой». «Мышечный баланс в районе талии не только помогает поддерживать хорошую осанку - он перераспределяет нагрузки, которые могли бы в противном случае вызвать перенапряжения в спине». В данном случае Холл рекомендует перенести значительную часть нагрузки на мышцы живота. Смысл рекомендаций Холла следующий: корректировка осанки - это не внешний сиюминутный фактор, а принципиальное перераспределение весовых соотношений частей корпуса, направленное на освобождение области спины и позвоночника от чрезмерных перегрузок. «Движения, разгружающие спину предусматривают дополнительную нагрузку на мышцы ног». Для музыкальных профессий последнее указание весьма актуально: нагрузка на мышцы ног, особенно их бедренные части, позволяет не только разгрузить спину - особенно в области плечевого пояса, но и значительно легче организовывать двигательные действия рук, требующие особой свободы и точности. Большая концентрация нагрузки на мышцы ног дает возможность найти оптимальные точки опоры для корпуса. Таким образом, формируется осанка для музыкантов, играющих стоя. Следовательно, формирование осанки - это психофизиологическое действие, воспитывающее принципиально новые ощущения жизнедеятельности человеческого организма. «Необходимо выработать новые привычки - способы сидеть, стоять, лежать, поднимать груз, сводящие к минимуму напряжения в спине». «Новый, более удобный образ жизни, покажется вам более естественным, чем тот, при котором вы испытывали боли». Эмоции и болевые ощущения Болевые ощущения в области спины непосредственно связаны с эмоциональным состоянием человека, - утверждает Холл. В первую очередь это относится к людям творческих профессий - особенно музыкантам, чья специфика деятельности требует постоянного эмоционального и физического напряжения. «Эмоциональное напряжение способно вызвать приступ, идентичный тому, который имел физические причины... Многие люди, страдающие от болей в спине, не понимают, в какой степени их эмоции влияют на их боли». Естественно, музыканты, страдающие от боли в спине, вынуждены постоянно «прислушиваться» к своим ощущениям, быть в постоянной напряженности - ожидании болей и часто больше концентрировать свое внимание на состоянии спины, чем на творческих задачах. Подобная «настороженность» значительно снижает творческий потенциал исполнителя, обедняет эмоциональный настрой. «Хронические боли в спине особенно часто провоцируют депрессию», 19 - констатирует Холл. О каком творческом начале и исполнительской свободе может идти речь в подобном случае! И, наконец, о средствах, помогающих изменить осанку, снять или хотя бы значительно уменьшить перенапряжение мышечных групп спины. Самым радикальным способом служат рекомендуемые специальные гимнастические упражнения, которые должны войти в обиход ежедневной деятельности человека, стать постоянным его спутником. Особенно это необходимо для людей, никогда не занимающихся гимнастикой и не придающих ей вследствие этого должного значения. «Я понимаю насколько сложно внушить идею о необходимости регулярных упражнений пациенту, никогда в жизни никаких упражнений не делавшему», - пишет Г. Холл, «Но иного, а тем более кардинального пути к облегчению страданий человека нет и быть не может. Все остальные средства, в том числе и медикаментозные - временные» В данной работе рекомендуется система специальных упражнений для музыкантов любой специальности, которая основана на строгом учете естественных двигательных возможностей организма и направлена на формирование постановки корпуса и рук. При воспитании постановки учитывается полная взаимозависимость двигательных действий всех частей корпуса и рук. Система специальных упражнений не преследует сугубо двигательно-силовые цели. Этим она коренным образом отличается от других гимнастик, носящих чисто оздоровительный характер. Ее главная цель - формирование у ученика осознанно управляемых целенаправленно-целесообразных двигательных действий, полностью контролируемых и подвластных его воле. Формируемые на этой основе двигательные действия в дальнейшем будут служить базой для воспитания всех двигательно-игровых навыков музыканта. Подробное изложение проблем, связанных с постановкой корпуса и рук музыканта, обоснование ведущей роли мышечных групп спины при организации этого процесса, а также комплексы специальных упражнений, направленных на формирование взаимодействий частей корпуса и рук, читатель найдет во второй и третьей частях работы.
Основные закономерности функционирования нервно-мышечного аппарата: напряжения - расслабления Мышечные напряжения - основа жизнедеятельности человеческого организма и необходимое условие при совершении любого силового - двигательного действия. Однако в напряженном состоянии мышечные группы долго находиться не могут, ибо неизбежно наступает их переутомление. Компенсировать мышечные напряжения в полной мере возможно только при помощи их расслабления. В силу этой причины основа нормального, естественного функционирования мышечной сферы организма - четкое чередование процессов напряжений и расслаблений. Это условие особенно важно для профессии музыканта, требующей предельной четкости всех двигательных действий мышечных групп. Напряжения, возникающие в мышечной сфере, подразделяются на произвольные - волевые и непроизвольные - стихийные. Произвольные напряжения - управляемые, они полностью компенсируются расслаблениями. Непроизвольные напряжения - практически неуправляемые, или, в лучшем случае, управляемые в весьма малой степени. Они весьма трудно поддаются расслаблению. Подобные, по определению Б. Струве, «паразитические» напряжения, возникающие в каком-либо локальном участке мышечных групп стихийно, - непроизвольно распространяются по всей мышечной сфере организма и создают весьма опасные зоны постоянного перенапряжения. Особенно вредны подобные очаги перенапряжений в области спины - позвоночника. Опасность таких постоянных очагов заключается в их «стабильности». Накапливаясь постепенно в той или иной зоне мышечной сферы организма, некомпенсированные или недостаточно компенсированные остаточные напряжения становятся постоянными «спутниками» организма. Они не дают возможности оптимально расслаблять мышечные группы, и таким образом человек не может в должной степени управлять своими мышечными-двигательными действиями. Непроизвольные напряжения не только провоцируют постоянную напряженность различных участков организма - особенно области спины - плечевого пояса, но и вызывают быструю утомляемость всего организма, болевые ощущения в мышечных группах и, в конечном итоге, деформацию суставов и позвоночника. Человек быстро свыкается с ними и постепенно перестает ощущать разницу между напряженным и ненапряженным состоянием мышечных групп организма. Для находящегося в постоянно напряженном состоянии подобные ощущения становятся «нормальными», и он даже не испытывает стремления к их расслаблению, что очень затрудняет процесс осознанного расслабления. Особенно опасно состояние постоянного напряжения для музыкантов, двигательные действия которых должны быть исключительно точны и базироваться на строгой цикличности процессов напряжений и расслаблений. В результате нарушений этой цикличности движения музыканта, особенно его рук, становятся малоуправляемыми. Основные причины, провоцирующие возникновение непроизвольных напряжений у музыкантов, связаны, в первую очередь, с дефектами постановки - неправильным положением корпуса при игре стоя или сидя, и - соответственно - неправильными двигательными действиями рук. Нерациональные и неправильно культивируемые двигательные (игровые) приемы идут в противоречие с физиологическими принципами организма и основываются в большей степени на зрительном восприятии, чем на знаниях закономерностей двигательного процесса. Здесь кроется основная причина тех локальных нарушений, на первый взгляд, казалось бы, незначительных, которые нарушают согласованность и четкость воспитываемых приемов. Этот фактор оказывает негативное влияние на всю моторно-двигательную структуру организма, особенно у ребенка. Педагог, работающий с начинающими учениками, должен строго руководствоваться следующими объективными факторами, связанными со спецификой двигательного (физиологического) процесса.
1. Все двигательные - силовые действия необходимо воспитывать на основе ощущения единства мышечной сферы организма - единства всех его ощущений. 2. На этой же основе должны в дальнейшем формироваться все локальные двигательные действия, совершаемые учеником, - особенно движения рук. 3. Основой управляемости двигательными действиями рук должны служить конкретные ощущения, формируемые в строго определенных мышечных группах. 4. Процесс расслабления мышечных групп физиологически намного сложнее, чем процесс их напряжений. В этой связи основой управляемости двигательным процессом должна служить строгая периодизация процессов напряжений и расслаблений в функционирующих мышечных группах. 5. Учитывая сложность ощущений при переходе от состояния напряженности мышечных групп к состоянию их расслабления, необходимо следить, чтобы процессы напряжений происходили с минимально необходимой силой, а процессы расслабления - переходы к ним от напряженного состояния - максимально контрастно.
В данном случае речь идет о воспитании произвольных - управляемых напряжений, лежащих в основе правильных инструментальных приемов, что отражено в формуле Д. Тартини " Сила - без судорожности, эластичность - без расхлябанности", высказанной им еще в XVIII веке. Эта формула предельно четко определяет градацию мышечных напряжений музыканта и - тем самым - основы инструментального мастерства. Что касается напряжений непроизвольных - малоуправляемых или вообще неуправляемых, возникающих вследствие культивирования неправильных инструментальных приемов, - в данном случае и речи не может быть об уравновешивании процессов напряжений-расслаблений. Напряжения здесь всегда превалируют, создавая в организме очаги постоянных перенапряжений. Подчеркнем, что речь не идет о непроизвольных напряжениях мышечной сферы организма, возникающих вследствие страха или боязни, практически неуправляемых или, в лучшем случае, управляемых в весьма малой степени. Что касается эстрадного волнения - в подобных случаях многое зависит от воли - характера исполнителя, а также качества (управляемости) его технического аппарата. Естественно, чем лучше исполнитель научен владеть своим аппаратом, тем меньше его «выбивает» из строя эстрадное волнение и тем быстрее он справляется с ним. И, наконец, что исключительно важно - для того, чтобы обучить ученика регулировать процессы напряжений и расслаблений, педагог должен сам в достаточной мере владеть этими процессами. В противном случае он не может в должной степени почувствовать градащда этих процессов у ученика.
6. Мышечные группы-сгибатели от природы физиологически более развиты, чем разгибатели. Следовательно, в процессе занятий необходимо всемерно развивать группы мышц, работающие на разгибание, чтобы уравновесить в должной степени действия мышечных групп-антагонистов. 7. Воспитание всей двигательной системы музыканта должно происходить на основе строго продуманной и четко организованной системы предварительной подготовки организма ребенка к специфике его будущей профессиональной деятельности. Три фазы двигательного процесса и их закономерности «Осуществлять полностью принципы экономии - один из важнейших принципов во всяком труде и, особенно, в психофизическом», утверждает Г. Нейгауз, подразумевая освобождение от излишних напряжений музыканта, его умение осознанно управлять двигательным процессом. Переходя к объяснению основных постановочных элементов и, прежде всего, начальным действиям рук - особенно их подъему, необходимо дата развернутый анализ всех фаз двигательного процесса, его научное обоснование. Изучением специфики двигательного процесса музыканта занимается физиология активности - раздел современной физиологической науки. На основе учения физиологии активности устанавливается трехфазовая схема двигательного цикла музыканта. Рассмотрим для примера подъем руки начинающим учеником, исход я из закономерностей трех фаз двигательного процесса. Фаза первая: подготовка действия - концентрация внимания на определенные группы двигательных мышц, готовящиеся совершить то или иное действие. В данном конкретном случае внимание ученика концентрируется на определенных мышечных группах - зонах плечевого сустава и лопатки - до подъема руки. Фаза вторая: конкретное действие - активное (волевое) включение в работу мышечных групп, совершающих локальное движение-действие. Подъем руки за счет силовых действий мышечных групп зоны плечевого сустава и лопатки, поднимающих (двигающих) руку в правильном - физиологически обоснованном направлении. Фаза третья: освобождение после действия - максимальное расслабление работавших мышечных групп после конкретного полезного действия. Активный бросок руки и максимальное освобождение всех напряженных мышц, участвующих в подъеме руки; при их расслаблении - падение руки в исходное положение. Двигательные навыки, формирующиеся на основе такой цикличности, легко поддаются контролю и в должной мере управляемы. Следует еще раз особо подчеркнуть, что третья фаза (расслабление) - одна из наиболее сложных и наиболее важных проблем двигательно-игрового процесса. Процесс расслабления мышц крайне труден. Но если для человека, не играющего на музыкальном инструменте, неумение расслаблять в должной степени напряженные мышцы не является столь уж важной жизненной проблемой, то для человека играющего - это вопрос профессии. Музыкант, не руководящий (осознанно) процессом расслабления мышц, не может быть профессионалом в полном смысле этого слова. Одно из непременных условий виртуозного владения инструментом - быстрота реакции на процессы напряжения-расслабления. В конечном счете не столь уж опасно излишнее напряжение в момент действия (довольно частое во время игры, особенно на начальной стадии обучения) - сколь опасна недостаточная его компенсация, то есть необходимая степень расслабления после действия. Основным показателем полного расслабления руки является ее свободное падение по инерции после максимального освобождения групп мышц плечевого пояса, удерживающих руку на весу. Именно это действие служит показателем того, насколько исполнитель владеет двигательным процессом. Естественно, чем меньше степень напряжения в активно работающих грушах мышц, удерживающих руку на весу, тем быстрее (мгновеннее) реакция на падение руки по инерции за счет ее веса. Следовательно, реакция на расслабление всегда связана с ощущением падения руки, даже в том случае, когда это только начальный импульс падения, при котором рука продолжает удерживаться на весу в относительно пассивном состоянии. Удерживание руки на весу происходит за счет минимально необходимого напряжения мышц спины и плечевого пояса. Таким образом, описанное выше состояние руки после ее падения (броска) и является третьей фазой двигательного процесса (цикла). Один из основных показателей правильности всех звеньев цикла - качество звучания струны после контакта с ней руки (пальцев), которое должно непрерывно находиться под контролем уха. Недостаточное расслабление мышечных групп руки при ее падении негативно отражается на качестве звукоизвлечения. Исходя из того значения, которое приобретает максимальное овладение цикличностью двигательного процесса, основная задача педагога в начальный период обучения - научить ученика активно владеть всеми фазами цикла. Тем самым игровой аппарат подготавливается к возможности сознательного управления им. Благодаря такой последовательности в методике обучения, в игровом аппарате возникают предпосылки для достижения двух важнейших факторов: «фазы наивысшей игровой проводимости» и широкого использования инерционных сил. «При достижении указанной фазы «приказы» центральной нервной системы, следуя по проводящим путям, беспрепятственно достигают рабочих органов, которые находятся в состоянии, обеспечивающем выполнение этих приказов... Фиксация мышечных ощущений, общая напряженность организма играющего создают отрицательные условия - фазу физиологической рефрактерности, при которой «эффекторный импульс может прийти, но не пройти». Отсутствие проводимости центральных импульсов серьезно затрудняет выполнение соответствующих действий. Таким образом, одна из главных функций целесообразной координации состоит в непрерывной «подготовительной организации моторной периферии и обеспечении оптимальной проводимости». ”" Другим важнейшим фактором в создании «чуткого» настроя технического аппарата является возможность широко использовать инерционные силы, неизбежно возникающие при выполнении любого двигательного действия. «В этом случае музыкант получает возможность не только максимально освободить физический аппарат от непроизвольных зажимов и фиксаций, но и разгрузить нервную систему...» от «настороженной реактивности», которая характерна для ранних стадий овладения навыком» и наступает в результате боязни падения руки, непроизвольного торможения руки при ее падении, неизбежно вызывающего перенапряжение мышечных групп, удерживающих руку на весу. «Что же касается экономий усилий в игре, то она очевидна: двигательный процесс здесь совершается в значительной степени сам по себе за счет приобретенной инерции движений... Таким образом, пассивные инерционные движения включаются в игровой акт в качестве важного его компонента и служат одним из показателей его рациональности, свидетельством определенной «виртуозности» инструменталиста во владении своей мышечной системой».83 Аналогично по смыслу и высказывание И. Лесмана: «Правильная работа руки возможна лишь при сочетании в ней активных и пассивных движений... масса руки подчиняется мышцам наилучшим образом, если они дают ей насколько возможно работать «самой» в силу механических усилий: двигаться по инерции, падать, покачиваться и т.п.».м И, наконец, современная методика однозначно заявляет о преимуществе весового принципа звукоизвлечения над силовым. Именно в свободно управляемой руке, где созданы условия для фазы наивысшей игровой проводимости и для инерционных движений, принцип весового звукоизвлечения, то есть сочетание веса руки и ее нажима, наиболее эффективен. Весовой способ звукоизвлечения создает оптимальные условия для извлечения естественного звучания при игре на любом музыкальном инструменте.
Движения целенаправленные и целесообразные
Целенаправленные движения совершаются человеком для выполнения определенного действия. Как правило, они не контролируются активным сознанием, носят чисто силовой - стихийный характер и малоуправляемы. Выполняются такие движения по принципу: главное - цель, а не оптимальные средства для ее достижения. Количество силы (сило-приложения) при совершении подобного действия не учитывается - как правило, оно всегда лишнее. Движения подобного рода можно охарактеризовать как недифференцированные. Повторяемые многократно целенаправленные движения могут вызвать не только непроизвольные перенапряжения многих мышечных групп, но и болевые ощущения. Для музыканта, тем более профессионала, такие движения неприемлемы, ибо они нерациональны. Целесообразные движения - в отличие от целенаправленных - характеризуются их осознанностью, а следовательно, управляемостью. Осознанность позволяет дифференцировать работу локальных мышечных групп, регулируя тем самым их напряжение. Целесообразные движения базируются на физиологических закономерностях двигательных действий человеческого организма, поэтому они никогда не входят с ними в противоречие, более того - они им полностью подчинены. Только управляемость движениями позволяет совершать их с минимально необходимой затратой силы, что содействует воспитанию стабильных профессиональных навыков и служит показателем жизнедеятельности технического аппарата музыканта. Движение порой занимает по времени доли секунды. При этом четкость и согласованность культивируемых приемов могут и должны быть доведены до совершенства. Итак, все движения, совершаемые человеком, - целенаправленные, но далеко не все они формируются целесообразно. Исходя из специфики двигательного процесса музыканта следует сделать однозначный вывод: поиски целесообразных (оптимальных) осознанно управляемых движений, совершаемых с минимально необходимым применением силы, должны быть в основе исполнительства.
Ищите целесообразные движения! Ощущения и движения - их взаимосвязь и взаимозависимость: первичность ощущении - вторичность двигательных действий Двигательные системы музыканта должны отличаться исключительной точностью. В чем суть творческих поисков, при помощи каких технических средств исполнитель может достигнуть требуемой точности воспитываемых инструментальных навыков? Каковы пути, ведущие к «верным» техническим решениям? На какой практической основе воспитываются целесообразные движения и в какой последовательности? В отличие от целенаправленных движений целесообразные должны всегда формироваться на базе их максимальной осознанности, то есть активного психологического контроля. Следовательно, целесообразные движения отличаются своей психофизиологической направленностью. Но сознание должно, особенно на первом этапе обучения, активно контролировать не только само движение, но те локальные ощущения в мышечных группах, на основе которых это движение формируется. Движения, формирующиеся стихийно, вне осознанного контроля конкретных локальных мышечных ощущений, не могут быть подвластными воле исполнителя. Поэтому каждое сознательно формируемое движение следует рассматривать как сумму запрограммированных ощущений, «Учиться движениям, - значит приобретать новые мозговые процессы», - писал Штейнгаузен“ Итак, управляемые целесообразные движения формируются под контролем активного концентрированного внимания (сознания). Однако они всегда носят вторичный характер, в то время как первичными являются ощущения в локальных мышечных группах, то есть, там, где каждое конкретное движение формируется. Следовательно, воспитание первичных двигательных навыков ученика необходимо начинать не с самого движения, а с поисков ощущений в соответствующих локальных мышечных группах. Это и есть основная цель каждого упражнения в предпостановочный и постановочный периоды обучения. Начальный период занятий по формированию двигательных навыков будущего музыканта должен строиться на базе конкретных тактильных (осязательных) ощущений. Как осуществлять это практически? Наглядный пример: ученик свободной рукой (ладонью) фиксирует те локальные мышечные группы или отдельные мышцы, которые должны формировать конкретное целесообразное движение. Фиксация рукой локальных мышечных групп помогает ученику не только контролировать конкретные ощущения, но и удерживать их в памяти. Постепенно конкретные тактильные ощущения приобретают ассоциативный характер, движения автоматизируются, и необходимость фиксации рукой отпадает. Полная автоматизация движений превращает их контроль в подсознательный. Таков путь формирования новых управляемых - волевых движений. Аналогичен путь и корректировки (перестройки) двигательных ощущений в процессе исправления дефектов двигательного аппарата. Вывод: тактильные ощущения постепенно трансформируются в ассоциативные, а формируемые на этой основе, активно управляемые движения автоматизируются и контроль за ними принимает подсознательный характер. Таков оптимальный путь формирования целесообразных движений. Осознанная фиксация конкретных ощущений и автоматизация движений - основная задача начального периода обучения без инструмента Целью же следующего этапа работы, связанного непосредственно с инструментом, будет воспитание всех двигательных навыков, направленных на формирование конкретных инструментальных приемов. Это будет осуществляться на базе ощущений, воспитанных в предпостановочный период. Окончательная корректировка конкретных инструментальных приемов должна быть подчинена слуховому контролю. Двигательные действия рук должны быть полностью подвластны художественному намерению исполнителя. Суставы и их функции «Суставы - подвижное соединение костей, позволяющее им перемещаться относительно друг друга» - определяет энциклопедия. С костями суставы соединяются мышечными группами. При помощи мышечных групп суставы приводят в движение кости, создавая подвижность всех частей корпуса и рук. По своим двигательным возможностям суставы можно подразделить на очень подвижные (практически во все; плоскостях), ограниченно подвижные и малоподвижные. Под подвижностью суставов имеется ввиду амплитуда их естественных двигательных возможностей. К числу суставов, имеющих очень большую подвижность во всех направлениях, относятся: ' тазобедренные, шейные и, особенно, плечевые и кистевые. В зоне тазобедренных, плечевых, шейных и кистевых суставов сосредоточены все категории мышечных групп, дающие возможность ногам, рукам, шее и кисти совершать движения во всех плоскостях. К числу таких групп относятся: сгибатели-разгибатели, приводящие-отводящие, вращающие-возвращаюшие. Тазобедренные суставы окружены наиболее сильными мышечными группами. Тазовая часть корпуса и зоны тазобедренных суставов являются связующими между верхней частью корпуса и нижней, а их мышечные группы служат силовой зоной нижней части корпуса. Мышечные группы тазовой части корпуса и тазобедренных суставов совместно с поясничными и нижней части живота обеспечивают подвижность верхней части корпуса по отношению к нижней. Наряду с этим тазобедренные суставы обеспечивают ногам двигательную свободу во всех плоскостях, в том числе и в круговых движениях. Тазобедренные суставы способны совершать самостоятельные активные действия и выносить очень большие двигательные нагрузки. Коленные суставы окружены весьма сильными мышечными грушами, они имеют большую амплитуду подвижности только в двух направлениях и выдерживают достаточно большие физические нагрузки. Голеностопные суставы достаточно подвижные по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой подвижности. Плечевые суставы - самые подвижные в корпусе, имеющие не только неограниченную подвижность во всех направлениях, но и наибольшую амплитуду движений. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами и являются самыми выносливыми в системе руки. Плечевые суставы способны к активным самостоятельным движениям и способны выносить весьма большие физические нагрузки. Локтевые суставы имеют большую амплитуду подвижности, но только в двух направлениях - сгибаниях и разгибаниях. Окруженные достаточно сильными мышечными группами, являясь составной частью руки, они не способны к активным самостоятельным движениям и не выдерживают значительные физические нагрузки. Кистевые (лучезапястные) суставы окружены весьма слабыми мышечными группами, они очень подвижны по всем направлениям, но с ограниченной амплитудой движений. Физиологически им не свойственны активные самостоятельные (изолированные) движения, и они выдерживают только очень небольшие физические нагрузки. Пальцы рук: основные суставы четырех пальцев достаточно подвижны в сгибе, меньше в разгибе, имеют очень небольшую амплитуду круговых движений; средние и ногтевые суставы обладают подвижностью в сгибах и (меньше) в разгибах. Большой палец - самый подвижный по всем направлениям; в отличие от остальных пальцев окружен достаточно сильными мышечными группами; служит не только основой силовой зоны всей кисти, но и основой опорных действий руки на плоскость; способен к активным самостоятельным движениям; может выносить достаточно большие физические нагрузки. Позвоночник - цепочка мелких и, в основном, малоподвижных суставов, разделенных дисками. Наиболее подвижны ПЯТЬ ПОЗВОНКОВ ЗОНЫ ПОЯСНИЦЫ и, особенно, семь шейных позвонков, окруженных слабыми мышцами. Суставы в силу своей большой подвижности очень подвержены патологическим изменениям и, вследствие этого, деформации. Во многих случаях причинами деформации являются постоянные перенапряжения мышечных групп, окружающих суставы. Эти перенапряжения провоцируют неправильные с физиологической стороны двигательные действия мышечных групп в зонах суставов. Сказанное в большей степени относится к позвоночнику: неправильное распределение нагрузки корпуса, а также неправильные движения в зонах большой подвижности позвонков - поясницы и особенно шеи, их чрезмерные автономные сгибания провоцируют быстрое изнашивание дисков - их истончение и деформацию. Шейные позвонки (суставы) весьма подвижны во всех направлениях, однако, окруженные слабыми мышечными группами, они не выдерживают значительных напряжений. Каждому суставу свойственна определенная степень автономной подвижности - нейтральные движения, не выходящие за пределы естественной амплитуды сустава. Крайние положения суставов, выходящие за эти пределы, весьма опасны, ибо неизбежно провоцируют перенапряжения мышечных групп, приводящих сустав в движение. Музыканту, в силу специфики профессии, приходится постоянно совершать огромное количество сложнейших по своим ощущениям и формам движений. Ему необходимо непрерывно контролировать зоны особо уязвимых суставов, предохраняя их от несвойственных им самостоятельных активных действий и крайних положений. Очень опасны крайние положения кистевых суставов - их чрезмерные сгибания и разгибания, как в вертикальных, так и в горизонтальных плоскостях, а также резкие сгибания и разгибания локтевых суставов. Очень опасны крайние положения шейного отдела позвоночника - особенно изолированные наклоны головы вперед и неправильные движения корпуса в зоне поясничных позвонков, о которых говорилось в разделе «Спина и позвоночник». Самые подвижные и самые выносливые в системе руки плечевые суставы. Они опоясаны со всех сторон сильными мышечными группами. Их естественная амплитуда движений наибольшая, следовательно, плечевые суставы могут выполнять значительно больший объем работы, чем относительно сильные локтевые суставы и, тем более, слабые кистевые. Более того, активные движения в зонах плечевых суставов должны быть первичными при организации двигательного процесса всех остальных частей рук, поскольку они организуют и направляют движения размаха. Подробный анализ размаховых движений будет дан в последующих разделах. В то же время следует особо подчеркнуть, что крайне опасны неправильные (с физиологической стороны) двигательные действия мышечных групп, окружающих плечевые суставы, особенно неправильные направления первичных движений при подъеме рук. Суставы в силу их природной инертности без волевого приказа мозговых центров двигаться не могут. Организация конкретного движения суставов, а также указание его направления происходят на основе волевых приказов, идущих от соответствующих мозговых центров на определенные мышечные группы, приводящие в движение суставы. Если мышечные группы двигают суставами в естественном, с точки зрения физиологии, направлении, они напрягаются минимально необходимо. Если движения противоестественные - мышечные группы перенапрягаются. «Всякий здоровый сустав подвижен и другим быть не может... Упражняться же надо в правильной координации всех частичных суставных движений... для достижения целостного и целесообразного общего движения... При правильном понимании существа упражнения сразу же отпадают все изоляции, фиксации, освобождение суставов и т.п., одним словом все бесполезные, а часто и вредные приемы упражнений».*6 Следовательно, заставляя суставы двигаться в неправильную, с точки зрения физиологии, сторону, человек сам провоцирует перенапряжения мышечных групп в зоне суставов. Таким образом, при организации двигательного процесса музыканта, особенно его рук, следует помнить, что перенапряжения не возникают самопроизвольно, а провоцируются неправильным направлением движений. Существует еще один важный аспект, регулирующий правильность действий музыканта. Мышечные группы, окружающие суставы, относятся к категории разнодействующих, т.е. действующих в противоположных направлениях. Как правило, это мышечные группы - сгибатели и разгибатели. Известно, что сгибатели от природы физически более развиты, чем разгибатели. Следовательно, для уравновешивания действий названных мышечных груш необходимо всемерно физически развивать мышцы-разгибатели. В противном случае непропорциональное развитие одной из мышечных групп будет вести к неизбежным перенапряжениям всех мышечных груш, окружающих сустав. Только одинаковая степень развитости мышечных групп-антагонистов позволяет четко регулировать их взаимодействия. Недоразвитость одной из противодействующих груш нарушает баланс их действий. И, наконец, исключительно важный момент: для всех суставов, особенно рук и шеи - наиболее естественными являются не прямолинейные, а круговые движения или по дугообразной линии. Круговой (дугообразный) характер движения позволяет мышечным грушам, соединяющим суставы, напрягаться со значительно меньшей силой, чем при движениях по прямой линии. Эти свойства суставов необходимо учитывать педагогу, организуя двигательный процесс ученика. Такова в принципе природа целесообразных движений. Кроме воспитания правильных направлений движений каждого конкретного сустава, очень важна их синхронность - например, синхронные движения локтевого и плечевого суставов при сгибаниях и разгибаниях локтя. Вывод: слишком большая активность суставов, их крайние положения, и особенно несвойственные им с точки зрения физиологии направления движений, а также недостаточная развитость одной из мышечных групп неизбежно провоцируют перенапряжения всех мышечных групп, окружающих суставы. На эти весьма важные двигательные особенности суставов почему- то до сих пор не обращали должного внимания. Правильно организуя двигательный процесс и предохраняя зону суставов от перенапряжений, музыкант тем самым обеспечивает себе творческое долголетие. Подробное обоснование естественных направлений движения суставов рук, а также обоснование их синхронных действий - в разделе: «Организация двигательных действий рук» II часть. Проблемы технического развитая музыканта-исполннтеяя «Выделение вопроса о технике в самостоятельную проблему закономерно и неизбежно, как мир». Управляемость техническим аппаратом возможна только на основе достижения максимальной двигательной свободы рук. Однако двигательная свобода и даже пальцевая беглость - только од на из основ технического мастерства, и она еще не является показателем техники в широком смысле этого понятая. Эти ценные качества ученика свидетельствуют лишь о его техническом потенциале. Другим важнейшим фактором является воспитание органической связи между моторно-двигательной и эмоционально-слуховой сферами. Способность музыканта к творческому самовыражению я его возможность максимально донести до слушателя художественный замысел в полной мере зависят от его технического оснащения. Никакие технические проблемы, никакие трудности не должны отвлекать исполнителя от основной цели - свободы музицирования. Речь идет не о чисто двигательно-физиологическом акте, а о всеобъемлющем понятии - «музыкально-исполнительская техника», которое синтезирует три начала: эмоционально-слуховое, двигательное и ритмическое. Подробный анализ двигательно-физиологического начала был дан выше. Теперь следует обратиться к специфической проблеме рук, связанной с пальцевой техникой. Само понятие «техника» следует рассматривать всеобъемлюще: от формирования конкретного звучания и управления им - до овладения всем арсеналом технических средств и приемов; от «умения подчинять моторные навыки творческим целям» до «способности музыканта... свободно интерпретировать художественный образ».“ Формирование управляемого технического аппарата возможно только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим закономерностям функционирования организма. Как писал А. Гольденвейзер: «Мы можем извлекать иногда очень удачно те или иные звуковые сочетания из инструмента не с помощью самых рациональных (целесообразных - В.М.) движений. Поэтому нужно стремиться «делать такие движения, с помощью которых звуковой результат достигался бы проще всего и естественнее всего с наименьшей затратой сил и времени».* В том же смысле высказывался и И.Гат: «Пусть не сбивает с пути педагога то, что начинающий иногда достигает хорошего музыкального эффекта при помощи неправильных движений. Только те технические решения удовлетворительны, которые могут быть окончательными, которые входят в перспективу музыкального и технического развития учеников».30 Рассмотрим, как современная педагогика решает проблемы единства художественных и технических задач. За последние десятилетия в методике овладения музыкальными инструментами произошла подлинная техническая революция. В результате - произведения высочайшей технической трудности подвластны сегодня даже исполнителям, наделенным не столь уж блестящими природными двигательными данными. Однако отдавая должное успехам современной педагогики, особенно ее успехам в области технического развития учеников, необходимо обратить особое внимание на тот фактор, что проблема зажатости рук и профзаболеваний - одна из серьезнейших бед современного музыкального исполнительства. Причем этому негативному явлению подвержены не только исполнители среднего и пожилого возраста, но и учащаяся молодежь. В чем причина того, что столь значительное число музыкантов-исполнителей любого возраста и любого уровня страдают от зажатости рук, их заболеваний и болезни спины? При том что двигательные возможности руки неограниченны, они все еще мало изучены. На наш взгляд, именно это и является основной причиной их заболеваний. Зачастую педагоги, увлекаясь сиюминутными успехами учеников, не придают особого значения тому факту, что найденные и культивируемые ими эффектные технологические приемы входят в противоречие с основными физиологическими закономерностями организма. Педагоги часто не задумываются, к каким негативным последствиям может привести применение подобных приемов и какую «высокую цену» вынуждены будут в последствии платить за это пострадавшие ученики. В этой связи вспомним утверждения А. Гольденвейзера и И. Гата, приведенные выше. Культивирование противоестественных технических приемов особенно опасно при работе с начинающими учениками в детском возрасте, в процессе занятий с которыми даже малейшие недосмотры в этом отношении могут в дальнейшем привести к самым тяжелым последствиям, вплоть до профессиональных заболеваний. Весьма показательно в этом отношении выступление на XX конгрессе ESTA в Сант-Морице (Швейцария в 1993 г.) известного методиста Джоан Диксон. Говоря о причинах большого количества профзаболеваний среди музыкантов самого различного возраста, Д. Диксон отмечает, «что среди музыкантов процветает невежество, незнание основных законов нормального физиологического функционирования организма. И многие педагога, которые смотрят сквозь пальцы на плохую постановку и вытекающие из этого излишние напряжения, сталкиваясь с подобными проблемами своих учеников, просто не знают, что с этим делать. Невежество в нашей профессии усугубляется невежеством другого рода - среди врачей. Возможно, они знают все о мышцах, сухожилиях и нервных окончаниях, но очень немногие имеют представление или интересуются правильными физическими движениями или тем, какие органы участвуют в движении при игре на музыкальном инструменте».31 Сказанное Д. Диксон особенно актуально для начального периода обучения, в котором необходимо учитывать специфику детского восприятия и очень большую устойчивость первичных навыков. Следует вспомнить такие слова великого педагога Л. Ауэра: «Навыки, заложенные в детском возрасте, к лучшему или худшему, влияют на всю жизнь».” Приходится констатировать, что в своей основе современная педагогика более эмпирична, чем научна, в большей степени рассчитана на интуитивное постижение учеником двигательного процесса, чем на строго обоснованное. Причины этого кроются в нескольких факторах. В первую очередь, недостаточная теоретическая подготовка многих педагогов, особенно школьных, незнание ими в должной мере современной методической литературы, а также основных законов физиологического функционирования организма. Джоан Диксон совершенно справедливо обвиняет подобных педагогов в «научном невежестве». Другой существенный фактор - тот, что даже новейшие музыкальные методические пособия не дают, как правило, точных научно-обоснованных рекомендаций - в частности, связанных со спецификой двигательных действий рук. Рекомендуемые приемы в большей степени основываются на визуальном их восприятии, чем на научно обоснованном следовании основным двигательным физиологическим закономерностям. Подобные рекомендации скорее соответствуют формуле: «смотри и ищи», чем «знай и не нарушай». Даже в современной музыкальной методической литературе не дается развернутого анализа тех ощущений в конкретных мышечных грушах, которые должны формировать определенное движение всей руки или какой-либо ее части. Не указывается точное направление первичных двигательных действий всей руки, а также отдельных ее частей, строго подчиняющихся физиологической спец ифике двигательного процесса. Не анализируется взаимодействие мышечных групп области плечевого сустава и мышечных груш отдельных частей руки в процессе координации их двигательных действий. В результате - рекомендуемые и культивируемые двигательные навыки зачастую входят в противоречие с физиологическими закономерностями, свойственными организму. Еще в начале прошлого столетия Ф. Штейнгаузен писал: «Мы ничему не можем научить наше тело, мы можем только учиться у него,., ибо «всеобщая обязательность естественных законов в доказательствах не нуждается».33 «Учиться у тела» - значит: учиться не только неукоснительно соблюдать физиологические закономерности двигательного процесса организма, но и воспитывать все инструментальные приемы, строго следуя этим закономерностям. Система «зонно-точечных» ощущений в мышечных 1руппах: ее цели и задачи Предлагаемая автором система «зонно-точечных ощущений в мышечных грушах» базируется на фундаментальных положениях современной физиологической науки, в частности, физиологии активности, а также достижениях современной музыкальной методики. Данная система сложилась как результат многолетних педагогических и методических поисков ее автора в стенах ряда музыкальных учебных заведений Санкт-Петербурга. Эффективность системы проверена на многочисленных практических занятиях, связанных с исправлением постановочных и технических недостатков. Система дает возможность в кратчайшие сроки снять перенапряжение и даже уменьшить болевые ощущения в области спины и рук как у учеников, так и у музыкантов-профессионалов любого профиля и возраста. Практические занятия по рекомендуемой системе проводились как в Израиле, так и в С.-Петербурге в период с 1994 по 2000 годы с музыкантами, играющими на различных музыкальных инструментах. Применение системы осуществляется на основе комплексов специально разработанных гимнастических упражнений, дающих возможность ученику уже на начальной стадии работы над постановкой добиться необходимых ощущений в любых локальных мышечных 1руппах корпуса и рук. В свою очередь, локализация ощущений позволяет ученику, предельно концентрируя внимание на определенных группах мышц, легче избавиться от ненужных сопутствующих напряжений. О необходимости концентрации внимания ученика на крайних границах мышечной зоны, в пределах которых должно совершаться игровое действие, указывает В. Григорьев: «Важно добиться, чтобы в начале изучения конкретного д
|