Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огранка драгоценных камней: исторический обзор




Классификация драгоценных и поделочных камней

В мире существует достаточно много методик по отнесению того или иного минерала к одной из трех основных групп: драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни. Каждая методика построена на своем основополагающем принципе.

В России используется наиболее распространенная методика, называемая "Классификация М.Бауэра – А.Е.Ферсмана". Она была разработана еще во времена существования Советского Союза, но до сих пор не утратила актуальности.

Также ювелирами используется более модернизированная методика – Классификация Е.Я. Киевленко. Она была разработана в середине 70-х годов прошлого столетия. В методике Киевленко значение играла также цена камня и его восстребованность.

 

Огранка драгоценных камней: исторический обзор

Исторически сложилось так, что огранка драгоценных камней не была востребованной. Это связано и с определенными поверьями, и с трудностью работы. Многие народности считали, что природные кристаллы обладают внутренней силой, оказывают влияние на здоровье, характер и жизнь человека. Соответственно, при искусственной огранке камней эти свойства могли теряться, или трансформироваться в отрицательные.

Максимум, на что могли пойти древние ювелиры, – это подобрать самоцветы, подходящие по форме, цвету и размеру, после чего делали под него оправу. Конечно, при таком подходе к огранке ювелирных камней внутренние свойства и эффекты кристаллов оставались не раскрытыми.

Однако постепенно в украшении стало цениться не просто наличие драгоценного камня, но и его эстетическая значимость. Предания и поверья уходили в прошлое, а вот ювелирное искусство развивалось, мастера разрабатывали новые ювелирные техники, в том числе и виды огранки драгоценных камней.

Самым первым способом огранки драгоценных камней стал “кабошон”. Огранка камней кабошон произошла от латинского слова “cabo”, то есть голова. По своей сути, кабошон, это округлая форма кристалла. Свое распространение данный тип огранки драгоценных камней приобрел в Древнем Риме. Причем в то время кабошоном обрабатывались только мягкие камни, такие, как гранат, сапфир, рубин.

Долгое время алмаз вообще не поддавался огранке из-за его твердости. И только в XIV веке впервые попробовали обработать бриллиант. Право первопроходца в огранке алмаза отдается Индии, хотя не все с этим согласны. До экспериментов индийских мастеров у бриллианта только удаляли смолообразную корочку, и полировали естественную поверхность. Вряд ли подобный способ можно отнести к какой-либо форме огранки камней.

Европейцы активно оспаривают право индийских мастеров на открытие способов огранки камней, в частности – алмаза. Получилось так, что в Европе мастера уже делали первые попытки работы с бриллиантом, когда в 1665 году путешественник Тавернье попал в Индию. И в то время местные мастера тоже активно работали с алмазом. Получается, что либо виды огранки ювелирных камней развивались параллельно, либо каким-то образом данную технологию завезли в Индию.



Да, первые формы огранки драгоценных камней были хаотичными и беспорядочными, но, бесспорно, это действительно была огранка. Если алмаз имел трещины или другие повреждения поверхности, то кристалл покрывали гранями, которые располагались неупорядоченно. Ни о какой симметрии или о раскрытии оптических эффектов камней и говорить не приходилось, но исправлять природные дефекты минералов ювелиры вполне научились.

На фото видов огранки драгоценных камней XVI века видно, что форму кристаллов ювелиры практически не исправляли. Вплоть до конца 16 века существовали только два основных вида огранки кристаллов: алмазный наконечник и алмазная таблица. Смысл состоял в том, чтобы улучшить природную форму алмаза – октаэдр, и отшлифовать уже имеющиеся грани. Постепенно количество названий огранки камней расширилось. Появилась так называемая “толстая алмазная таблица”, то есть октаэдрический кристалл с широкой площадкой.

В XV веке появилось первое оборудование для огранки камней – шлифовальный круг. Тогда и стали создавать фасетную огранку драгоценных камней. Получилось усилить оптическую игру кристалла, создав дополнительные грани. Так что появились новые виды огранки драгоценных камней – фасетный камень с многоугольной площадкой, простая огранка, роза, бриолет. Считается, что огранка розой была любимым видом огранки кардинала Мазарини. Предполагается, что он даже изобрел одну из форм этой огранки. В 1600 годах это был прорыв, и розой гранили практически все виды камней. Но в настоящее время данный вид используется только для самых мелких видов алмазов. Бриолет – это модифицированная и усложненная роза. Его использовали при работе с грушевидными алмазами. По сути, бриолет стал двойной розой – грушевидная капля.



Бриллиантовая форма огранки, та, которую мы знаем сейчас, возникла в XVII веке. Считается, что изобретателем данного вида является венецианец Винченцо Перуцци. Но может, это и не верно, так как бриллиантовая форма в итоге оказалась усовершенствованной примитивной огранкой. Спорить об авторстве данного вида огранки можно сколь угодно долго, но для нас важен следующий факт: он стал последним этапом для разработки огранки “полный бриллиант”.

Практически все остальные виды огранки ювелирных камней были изобретены уже в XX веке, хотя все они так и остались видоизмененными формами бриллиантовой огранки. Необходимо отметить тот факт, что обработке подвергались уже не только мягкие камни, но любые. В настоящее время для каждого драгоценного, полудрагоценного кристалла и самоцветов разработаны собственные виды огранки драгоценных камней, наиболее ярко выражающие сущность минерала и его эффекты.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал