Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV этап работы. (проводится как целое занятие).






(проводится как целое занятие).

Тема. Воспитание правильного, четкого произношения звука р во фразовой речи.

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука р при пересказе рассказа «Наведем рорядок».

Предшествующая работа. Проведено уточнение

звука р в словах.

Подготовительная работа. Продумать вопросы к

рассказу «Наведем порядок». «Наведем порядок»

У нас в квартире кончился ремонт. После ремонта надо наве­сти порядок. Мама занята, она варит варенье из рябины. Порядок решили наводить мы сами. Римма руководит ребятами:

«Марина, возьми тряпку и протри стекла. Рита, вытри тряпкой зеркало в коридоре и дверь. А ты, Боря убери свои рисунки. Привыкайте все убирать на место. Да вспомни, куда ты дел фо­нарик».

Римма распределила всем задания и сама принялась за работу.

Интересно работать всем вместе. Скоро в квартире будет пол­ный порядок.

Воспитатель читает рассказ. После чтения дети отвечают на

вопросы по тексту. Далее организуется пересказ.

Методические указания. Следить, чтобы дети четко произносили все слова со звуком р.

Вопросы и задания

1. Чем характеризуется речь детей в период от пяти до шести лет?

2. На что следует обратить внимание при обследовании речи детей пяти и шести лет?

3. На что направлена работа по усвоению правильного произношения в старшей группе?

4. Покажите преемственность в работе над следующими звуками:

/ -- jajy — jo; ш —- ж — ч •— щ; л — л'; рр\

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Краткая характеристика речи детей

Словарь. К шести-семи годам словарь ребенка увеличива­ется до 3000—3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей:

расхождением между активным и пассивным словарем, не­точным употреблением слов.

В процессе работы с детьми воспитатель стремится расши­рять их запас слов. Необходимо, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражения. Воспитатель приучает детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество^ аквариум, милиционер и др.).

Грамматический строй. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача воспита­теля — научить детей ясно выражать свои мысли; согласовы­вать слова в предложении; полно и правильно строить предло­жения при рассказывании и пересказе; правильно пользовать­ся союзами и союзными словами.

Звукопроизношение. В условиях правильного речевого вос­питания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и пра­вильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится ра-

 

бота по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков, определению места звука в слове.

В подготовительной к школе группе могут встречаться дети с различными недостатками произношения, обусловленны­ми отклонениями в развитии речи; они нуждаются в специаль­ной помощи логопеда. В процессе работы, используя индиви­дуальный подход, помощь родителей, логопеда, необходимо всех детей научить правильно произносить все звуки родного языка, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Обследование речи детей

Обследуя речь детей, воспитатель проверяет звукопроиз-ношение и умение дифференцировать сходные звуки. Резуль­таты этой работы он заносит в тетрадь, а затем составляет таблицу, отражающую состояние речи детей группы.

Недостатки звукопроизношения у ребенка шести лет носят обычно стойкий характер и не являются уже физиологически­ми. Дети этого возраста, пропускающие, заменяющие или иска­жающие тот или иной звук, неправильно произносят его во всех формах речи: самостоятельной, отраженной и заученной. Так, прослушав прочитанное ребенком стихотворение, в кото­ром имеются все группы звуков, нередко можно сразу опреде­лить недостатки его звукопроизношения. Для более тщатель­ного обследования звукопроизношения необходимо иметь на­бор картинок.

Встречающиеся недостатки отмечают в графе «Звукопроиз­ношение».

После этого проверяется умение детей дифференцировать

наиболее часто смешиваемые группы звуков.

'При проверке можно использовать следующие приемы:

1. Воспитатель кладет перед ребенком картинки, названия которых отличаются лишь одним из дифференцируемых зву­ков, например: крыша — крыса, мишка — миска, называет пред­мет и просит ребенка показать его.

2. Воспитатель предлагает ребенку четко, громко произнести слова — названия картинок, в которых встречаются оба диф­ференцируемых звука, например с и ш: солнышко, шоссе и др.

3. Воспитатель предлагает детям повторять за ним на слух попарно слоги с дифференцируемыми звуками, соблюдая задан­ную последовательность. Воспитатель называет дифференцируе­мые звуки в сочетании с различными гласными, меняя местами эти звуки, например: са — ша, шо — со, су — шу, ши — сы.

Если ребенок еще не произносит один из дифференцируемых звуков или заменяет его другим, то умение различать эту группу звуков проверяют, используя первый прием, где нет необходимо­сти называть звук, а требуется лишь правильно его услышать и отличить от сходного звука.

Кроме недостатков звукопроизношения и дифференциации звуков воспитатель отмечает в таблице другие дефекты речи:

заикание, гнусавость и т. п.

Занятия

В подготовительной к школе группе продолжается работа по звукопроизношению, развитию фонематического слуха и звуко­вого анализа речи. У детей отрабатывают четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях; большое внимание уделя­ют интонационной выразительности речи.

Само название группы — подготовительная к школе — гово­рит о том, что главная задача на данном этапе — помочь детям подготовиться к обучению грамоте. Процесс обучения грамоте состоит из трех ступеней: 1) подготовительный период к обуче­нию грамоте; 2) букварный период обучения грамоте; 3) после-букварный период. С материалом подготовительного периода необходимо знакомить детей до школы, т. е. в подготовительной к школе группе.

Основными задачами подготовительного периода являются практическое ознакомление ребенка с предложением, развитие умения выделять в простых предложениях (без предлогов и сою­зов) слова, делить слова на слоги, слоги на звуки и соединять звуки в слоги, слоги в слова, слова в предложения. В школе подготовительный период к обучению грамоте продолжается до семи дней. Если в детском саду дети не сумели практически овла­деть основными понятиями, у них будет затруднено дальнейшее обучение грамоте. Поэтому в подготовительной к школе группе надо сделать предметом изучения устную речь детей, помочь им практически освоить такие понятия, как «предложение», «слово», «часть слова», «звук». Не следует спешить с прохождением ма­териала подготовительного периода, так как чем основательнее он будет усвоен, тем лучше и быстрее дети овладеют в дальней­шем навыками чтения и письма.

Эта работа развивает у детей чувство языка, воспитывает интерес к языковым явлениям; дети сами начинают играть в «звуки», «слова».

Воспитатель подбирает материал в форме игр по следующим разделам:

1. Вы деление слов из предложения и со­ставление предложений из отдельных слов (анализ и синтез предложений). Это дает детям практическое представление о том, что речь состоит из отдельных слов и пред­ложений, а также помогает усвоить грамматические понятия «предложение», «слово».

2. Развитие умения делить слова на части и составлять из частей слова (слоговой анализ и синтез слов). С помощью этих игр ребенка учат делить слова

 

на слоги. Грамматическое понятие «слог» не дается, так как дети дошкольного возраста часто путают слова слог и слово.

3. Развитие навыков звукового (фонемати­ческого) анализа слов. Под фонематическим анали­зом слов подразумевается умение ребенка осознавать, из каких звуков состоит слово и в какой последовательности они распо­ложены в слове. Эти игры помогают научить детей выделять лю­бой нужный звук из слова и определять его место в слове (нача­ло, середина, конец).

Умение на слух различать звуки речи является основой для

правильного овладения детьми грамотой. К дифференциации звуков приступают после того как дети научатся выделять звук из слова и приобретут основные навыки анализа и синтеза пред­ложений и слов.

При дифференциации каждой пары звуков проводят 3 этапа

работы:

I этап — дифференциация изолированных

звуков. Цель — обратить внимание детей на различные при­знаки звуков (слуховые и моторные—произносительные). На­пример, при произнесении звука з кончик языка находится за нижними зубами, а при произнесении звука ж кончик языка под­нят вверх (комары звенят: «ззз...», пчелы жужжат: «жжж...»).

II этап — дифференциация зуков в словах. Цель — научить выделять в слове нужный звук и правильно его

произносить.

III этап—дифференциация звуков во фра­зовой речи. Цель — научить правильно произносить диф­ференцируемые звуки во фразах.

 

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков

 

Характерной особенностью системы согласных звуков рус­ского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. l По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отли­чаются от твердых подъемом средней части спинки языка к твер­дому нёбу. Звуки т\ д\ н кроме подъема средней части спинки языка меняют и основную артикуляцию. При произнесении твер­дых звуков т, д, н передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, средняя часть спинки языка опущена. При произнесении мягких звуков т, д', н кончик язы­ка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки

языка поднимаются к твердому нёбу.

В русской графике смягчение обозначается на письме двумя

способами:

1. Если согласный произносится мягко, после него пишутся

буквы и, я, е, ё, ю; если же согласный произносится твердо, пи­шутся ы, а, э, о, у: рад — ряд, малмял, лук — люк, мол — мёл, былбил. Слова малмял в произношении различаются

по первому звуку. В слове мал звук м твердый, а в слове мял звук м мягкий. На письме эти слова различаются по второй бук­ве. Когда звук м твердый (в слове мал}, пишется а, а когда звук м мягкий (в слове мял), пишется я.

2. Второй способ обозначения мягкости согласного на пись­ме—это написание мягкого знака в конце слога: конь, коньки, письмо и т. п.

Дети должны хорошо различать твердые и мягкие звуки, тогда им будет легче овладеть правописанием. Начинать отра­ботку навыков дифференциации твердых и мягких звуков целе­сообразно со звуков т т\ так как на них легче показать детям различие в артикуляции.

 

Звуки г — т






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.