Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • З' ц), шипящих(ш, ж, ч, щ), сонорных(л, л' р, р’), звонких (в, б, д, г).






    Проводя индивидуальное обследование, воспитатель все дан­ные записывает в тетрадь. Когда обследование закончено, он со­ставляет сводную таблицу состояния речи детей всей группы, отме­чая и результаты работы над речью детей в течение всего года.

    Занятия

    В средней группе продолжается работа по развитию речедви-гательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем.

    Продолжается работа по развитию речевого дыхания: на одном выдохе дети произносят фразу из четырех-пяти слов.

    Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание.

    Развивают мелодико-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппара­та, необходимые для правильного произношения всех звуков

    родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков.

    Большое внимание уделяют отработке движений языка, от

     

    дифференцированности и точности которых зависит правильное

    произношение различных звуков:

    1. Правильное произношение шипящих звуков ш, ж, ч, щ сонорных л, р требует движения языка вверх, которое можно отработать, уточняя и закрепляя звуки г, д, н.

    2. Для четкого произношения звуков должна быть подвижна не только передняя часть языка, но и задняя. Этому способству­ет уточнение и закрепление звуков к г, х, ы.

    В средней группе проводится отработка следующих звуков:

    н, г, д, к, г, х, ы, с, с', э, э', ц.

    Отработка звуков н, т, д, к осуществляется в 3 этапа:

    1. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука. Цель — тренировка артикуляционного аппарата.

    2.Уточнение произношения данного звука. Цель: а) тренировка артикуляционного аппарата; б) уточнение произношения данного звука (у кого он имеется); в) вызывание

    звука (у кого его нет).

    3. Закрепление произношения данного зву-к а. Цель: а) уточнение произношения звука в словах; б) улуч­шение словопроизношения у ребенка; в) увеличение активного

    словаря.

    Работу над звуками т, г, х, ы проводят в 2 этапа:

    1.Уточнение произношения данного звука.

    2. Закрепление произношения данного зву­ка.

    Специальной подготовки артикуляционного аппарата для про­изношения звуков г, г х не требуется, так как их артикуляция совпадает с артикуляцией звуков н д к. Артикуляция звука г такая же, как н, д (эти звуки переднеязычные); г, х как к

    (звуки заднеязычные).

    В средней группе у детей отрабатывают и правильное произ­ношение свистящих звуков с с' з, з' ц.

    Для этих звуков необходимы 3 этапа работы:

    1. Вызывание звука и уточнение его произ­ношения. Цель — уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет.

    2. Закрепление произношения звука в сло­вах. Цель—добиться введения правильного звука в слова.

    3. Закрепление произношения звука во фра­зовой речи. Цель — добиться введения правильного звука

    во фразовую речь.

    Кроме того, в средней группе предусматриваются игры для разви­тия речевого дыхания, речевого слуха и голоса. Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение

    года еженедельно.

    Каждый этап работы проводят отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произно-

    167

    шения данного звука), или как часть занятия по родному языку

    (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).

    Ознакомление детей с основными органами артикуляционного аппарата

    (проводится как целое занятие)

    Тема. Знакомство с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями.

    Цель. 1. Вспомнить с детьми основные органы артикуляци­онного аппарата (рот, губы, зубы, язык, нёбо, кончик языка), основные движения языка (поднимать вверх, опускать вниз, де­лать движения к углам рта). Ознакомить детей с бугорками за верхними зубами и научить делать язык широким, тонким.

    2. Уточнить представления детей о движении языка в полости рта и вне ее: вверх, вниз, вправо, влево.

    Краткое описание

    Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Я расскажу вам сегодня очень интересную историю. Сядьте прямо, посмотрите на меня. Скажите, дети, у вас есть язычки? («Да».) А где они находятся? («Во рту».) Правильно! Язык у вас находится во рту. Рот — это домик языка. Домик открывается и закрывается. По­смотрите! Я буду открывать и закрывать домик. (Воспитатель медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки, верхние и нижние зубы обнажены.)

    А теперь скажите, чем домик закрывается? («Домик закры­вается зубами».) Правильно! Зубы крепко закрывают домик и не выпускают язычок на улицу. Нижние зубы — это крылечко. Найдите языком нижние зубы. Давайте все вместе закроем и от­кроем домик язычка. Улыбайтесь, закрывайте домик так, что­бы зубы были хорошо видны. (Дети выполняют упражнение.)

    В домике есть и потолок. Найдите его, дети, погладьте язычком. Около верхних зубов, где начинается потолок, есть бугорки, найдите их, коснитесь кончиком языка. А скажите, для чего нам нужен язык? Что мы делаем языком? («Едим, говорим».) Пра­вильно! Но чтобы хорошо говорить, язык должен многое уметь делать. Он умеет быть широким, тонким. Посмотрите, какой у меня язык. (Воспитатель показывает широкий язык, который без напряжения лежит на нижней губе и своими боковыми кра­ями касается уголков рта. Потом он вызывает детей, умею­щих делать язык широким, и обращает внимание всех на форму языка.)

    Помните, в сказке «Волк и семеро козлят» кузнец волку ко­вал тоненький голосок? Мы с вами тоже будем ковать, только не голосок, а язычок, чтобы он стал широким и тонким. Посмот­рите!» Воспитатель закусывает широкий, тонкий, не напряжен-

     

    ный язык зубами и медленно, раздельно говорит: «та-та-та». Дети повторяют за ним упражнение. При произнесении слога та язык сам по себе принимает широкую форму. Затем воспитатель кладет широкий язык между губами и говорит: «па-па-па». Дети повторяют.

    «А теперь скажите так:

    Мы прижмем язык зубами —

    та-та-та,

    А теперь прижмем губами —

    па-па-па».

    Он следит за тем, как дети выполняют упражнение, потом предлагает: «А теперь послушайте, дети, сказку о веселом языч­ке. Мы будем делать те же упражнения, что делал язычок. Жил-был язычок в своем домике, никуда не выходил. Наконец, надо­ело ему сидеть дома без дела. Захотелось ему поиграть и порез­виться. Открыл он сначала одну дверку (губы), потом вторую (зубы), высунул широкий кончик и опять спрятался в домик. Выбежал из домика — спрятался в домик.

    Сначала язычок бегал медленно, а потом забегал взад-впе­ред все быстрее и быстрее, как будто котенок молоко лакает. Устал он и остановился отдохнуть, высунулся из домика и гре­ется на солнышке. Вдруг подул ветер, и язычок убежал в до­мик, закрыв все двери. Утих ветер, и опять язычок выбежал из домика. Очень любопытный был язычок! Выбежал на улицу и по­смотрел направо, потом налево, посмотрел вверх и вниз. На­доело ему гулять, и он вернулся в свой домик, закрыр все двери».

    Методические указания. Следить за положением ор­ганов артикуляционного аппарата и выполнением движений каждым ребенком. Отмечать, с кем необходимо провести допол­нительные индивидуальные занятия.

    Развитие речевого дыхания

    Тема. Выработка дифференцированного дыхания.

    Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

    Предшествующая работа. Детей учили произво­дить вдох и выдох ртом.

    Подготовительная работа. Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с выш­ки дети.

    Упражнение «Ныряльщики»

    Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

    Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

    Звук г. Описание правильной артикуляции

    а) губы находятся в положении следующего за г гласного;

    б) зубы сближены» но не сомкнуты;

    в) передняя часть спинки языка при произнесении г в сочета­нии с гласными а, о, у, ы (твердый звук г) прижата к верхним

    зубам или альвеолам и образует смычку, взрываемую выдыха­емой струёй воздуха.

    При произнесений т в сочетании с гласными я, е, ё, ю, и (мяг­кий звук т) кончик языка опущен и упирается в нижние резцы. Смычка в этих случаях образуется передней частью спинки язы­ка, прижатой к альвеолам, весь язык более напряжен;

    г) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так,

    что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

    д) голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не об­разуется (см. рис. на заднем форзаце).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.