Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История российской социологии.






 

Российская социология возникла хотя и позже, но как часть европейской социологии. Правда, она оказалась обладающей определенной спецификой, вызванной очевидными отличиями России - ее истории, культуры, экономической жизни - от (западно) европейских стран. Можно выделить три школы социологической мысли, три основных направления развития российской социологии: (1) «субъективистское» направление; (2) социология права; (3) марксистская социология. Первые два, говоря суконным философским языком, являются идеалистическими; первое – «субъективно-идеалистическим», а второе – «объективно-идеалистическим». Но зато уж третье показало такой материализм, который Европе не забыть никогда.

(1) Лидерами субъективистского направления были П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.К.Михайловский (1868-1920), идеологи т.н. «народничества» - общественно-политического движения в России второй половины XIXв., на основе которого впоследствии сформировалась самая массовая российская партия – партия эсеров (т.е. «социал – революционеров»). Главная идея: основная сила общественного развития – «передовая интеллигенция». Личность – мерило общественного прогресса. Полноценное развитие личности возможно только в рамках «общинного социализма».

Соответственно, субъективистская методология социального познания исходит из принципиального различия между природой и обществом, между природными и социальными явлениями. Истинный метод социологии – субъективный метод. Познать человека научно, объективно – нельзя. Можно только – «сопережить» ему, «вчувствоваться» в его жизнь.

(2) Лидерами социологии государственности и правопорядка, тесно связанной с философией права, были Б. Кистяковский (1968-1920), П.Новгородцев (1866-1924), Л. Петражицкий (1867-1931) – все санкт-петербургские профессора-юристы, идеологи либерально-демократического движения, на основе которого позже сформировалась партия кадетов (т.е. «конституционных демократов»). Они не без основания утверждали, что причина отсутствия цивилизованного порядка в России – правовой нигилизм. Но правовое государство – базовое условие развития не только культуры, но и промышленности. Решение правовых проблем, а не социально-экономические преобразования сами по себе, – ключ к решению всех основных вопросов русской жизни. Ведь в основе развитого правосознания лежит Разум (И.Кант, Г.Гегель) – автономное духовное первоначало нравственности и правового долженствования. Соответственно, «правовые эмоции» носят «императивно-атрибутивный» характер.

(3) Российский марксизм (подробнее марксистская социология будет рассмотрена в следующих лекциях). Два этапа – русский марксизм (Г.В.Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин, П.Б.Струве, М.И. Туган - Барановский, и др., - в частности, ранний Н.А.Бердяев) и советский (В.А.Ядов, Б.А.Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Ю.А.Левада, В.И. Добреньков и мн. др.). Советская социология развивалась по синусоиде, крайне неравномерно, «колебалась вместе с линией партии». Сначала – первый расцвет при Ленине, потом – первый закат (сталинская эпоха), второй расцвет (хрущевская «оттепель») и второй закат (при Л.И.Брежневе), и, наконец, третий расцвет в эпоху перестройки.

Несмотря на наличие сформировавшихся направлений и на ряд несомненных достижений в рамках каждого из них, крупнейшим российским социологом все-таки является Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). Хотя он и начинал как социолог права (дипломная работа, позже изданная отдельно, называлась «Преступление и кара, подвиг и награда» Спб., 1914), собственные исследования[2] и собственный (печальный) социально-политический опыт вывели его далеко за пределы этого узкого направления.

Родился в глухом алтайском ауле (отец - горький пьяница, мать умерла), побирался, был беспризорником. Но - закончил заочно классическую гимназию и очно (!) – юридический факультет санкт-петербургского университета. Был секретарем А.Ф. Керенского после февральской революции 1917г., сидел в тюрьме, ожидая расстрела, - при В.И.Ленине, но был отпущен под подписку и посажен чекистами на пароход, идущий в Берлин. После Берлина и Праги попал в США и основал там социологический факультет гарвардского университета (ученики – Т.Парсонс, Р.Мертон, а также будущий президент США Джон Ф.Кеннеди). Закончил жизнь президентом всемирной социологической ассоциации.

Названия основных работ Питирима Сорокина говорят сами за себя: «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927) и «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).

«Предмет социологии – межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганическом и органическом мирах… Когда изменения психических переживаний вызываются переживаниями других, когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» (П.А.Сорокин).

«Общество, или коллективное единство как совокупность взаимодействующих людей, отличная от простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности (sui generis) оно имеет ряд свойств, которых нет в сумме изолированных индивидов» (П.А.Сорокин).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.