Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция третья . Классическая социологическая парадигма Эмиля Дюркгейма.






 

Вопросы:

1.Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893).

2.Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895).

3. Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897).

4. Работа Э.Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

 

1. Работа Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда» (1893) [7].

 

Основатель французской социологии и классик мировой социологической мысли Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) родился во Франции в небогатой семье раввина. Несмотря на то, что он всю жизнь придерживался левых убеждений и был близок к социалистической партии, с марксистами он расходился радикально. Одним из пунктов разногласий было отношение к социальной революции: Дюркгейм был ее категорическим противником и выступал за постепенный, эволюционный путь развития. Другой, еще более важный пункт – отношение к религии, которую Дюркгейм рассматривал не как «опиум для народа», но как изначально фундаментальную основу духовной жизни вообще, из которой постепенно выделились все остальные формы духовной жизни и, в частности, даже наука. Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал, что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь свои формы.

Тема всего творчества Эмиля Дюркгейма – взаимоотношения между индивидами и коллективом. Þ Основной вопрос его творчества: как, каким образом разрозненная совокупность индивидов может образовать коллектив, общество? – Ответ: в основе общества лежит «солидарность» - окультуренный, проработанный «стадный инстинкт», «глубокая и взаимная потребность людей друг в друге».

Согласно Дюркгейму, существуют две последовательные основные формы солидарности – (I) механическая и (II) органическая; соответственно, социальный прогресс состоит в замене примитивной формы солидарности – механической – более сложной формой – солидарностью органической. Поэтому общественный прогресс – переход от «традиционного» общества к «индустриальному».

(I) Механическая солидарность лежит в основе сплоченности примитивного, традиционного общества. Это общество сплочено потому, что составляющие его индивиды еще не дифференцированы. Механическая солидарность – солидарность вследствие сходства. «Дикари» чрезвычайно похожи друг на друга (как отмечал еще капитан Кук), поскольку испытывают одинаковые чувства, имеют одни и те же привычки, ценности, религиозные представления: признают священным одно и то же. Механическая солидарность характерна для архаических (без письменности) обществ, где индивиды взаимозаменяемы.

(II) Органическая солидарность названа так по аналогии с органами живого существа. Каждый из них выполняет свою функцию, но все они функционируют в рамках единого организма. Сплоченность общества этого типа обусловлена дифференциацией – с одной стороны, - и развитой системой коллективного сознания – с другой. В этом пункте в творчестве Дюркгейма возникает понятие, которому будет суждено сыграть ключевую роль.

Коллективное сознание – «совокупность общих верований и чувств», которая образует особую систему, имеющую свою собственную жизнь. Коллективному сознанию присущи особые черты, выделяющую его в самостоятельную сферу реальности. Эта сфера и составляет предмет социологии, так же как сфера физической реальности составляет предмет физики, а сфера биологической реальности – предмет биологии.

Но за счет чего происходит переход от механической солидарности к органической? – За счет повышения плотности населения, утверждал Дюркгейм. Чем больше индивидов живут вместе, тем сильнее дарвиновская межвидовая борьба каждой особи за свое «место под солнцем». Противоречия эффективно разрешаются за счет дифференциации – отведения каждому индивиду его места в общественном разделении труда. Но соответственно увеличивается и нагрузка на общественное сознание, которое должно заботиться прежде всего о поддержании необходимого минимального уровня коллективного сознания.

 

2. Работа Э.Дюркгейма «Правила социологического метода» (1895) [8].

 

После того, как Дюркгейм выделил коллективное сознание в качестве истинного предмета социологии, встал неизбежно вопрос о том, какими методами необходимо его исследовать. – И, в более общем случае, - какова специфика социологического познания?

В формулировке первого правила социологического метода Дюркгейм исходит из того, что социология, как и «естественные науки», – это объективная наука, ставящая своей целью описание и объяснение «социальных фактов». Но что такое социальные факты? - Это не просто некоторые «высказывания о вещах», некие констатации социальных событий. Это – ценности, обычаи, нравы, образцы поведения – все то, что относится в большей мере не к индивидуальному, а к коллективному сознанию. Социальные факты существуют «объективно», независимо от индивидуального сознания, о воли, желаний, стремлений, чувств отдельного человека. Люди приходят (рождаются) и уходят (умирают), но социальные факты остаются! Þ

(1) Первое правило социологического метода: социальные факты должны рассматриваться как вещи.

Далее, предмет социологии – социальная сфера – значительно отличается от других сфер. Это – особая сфера реальности со своими собственными законами. Поэтому и специфика проявления принципа причинности, принципа детерминизма в этой сфере должна состоять в следующем.Þ

(2) Второе правило социологического метода: причиной социального факта может быть только другой социальный факт. Чисто психологические объяснения в социологии «не проходят».

В итоге можно выделить два принципа дюркгеймовской методологии социального познания, обобщающих два его правила социологического метода.

(А) Натурализм (законы природы и законы общества аналогичны, похожи).

(Б) Социологизм (сфера социальной реальности относительно автономна от других сфер).

Т.е социология и похожа на другие науки, и одновременно обладает своей спецификой.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.