Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Для студентов экономического вуза).






НУГАЕВ Р.М.

ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕКЦИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

Для студентов экономического вуза).

 

 

Казань 2010


Составитель: доктор философских наук, профессор, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ККИ Нугаев Р.М.

 

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин, протокол №__ от «___» ________2010г.

Одобрен методическим советом протокол № __ от «___» ________ 10г.

 

© Казанский кооперативный институт (филиал), 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Введение ………………………………………………..………………….4

2. Лекция первая. Социология как наука…………………………………..7

3. Лекция вторая. Классические парадигмы: марксистская социология……………………………………………………………………..19

4. Лекция третья. Классические парадигмы: социология Эмиля Дюркгейма………………………………………………………………………..29

5. Лекция четвертая. Классические парадигмы: социология Макса Вебера …………………………… …………………………………………………...37

6. Лекция пятая. Неклассические социологические парадигмы: структурный функционализм и теория конфликта……………………………44

7. Лекция шестая. Неклассические социологические парадигмы: символический интеракционизм………………………………………………51

8. Лекция седьмая. Социальная структура и социальные институты……57

9. Лекция восьмая. Социальные изменения………………………………..64

10. Лекция девятая. Социология власти…………………………………….73

11. Лекция десятая. Социальный контроль…………………………………83

12. Лекция одиннадцатая. Идеология: классическая и неклассические концепции………………………………………………………………………90

13. Лекция двенадцатая. Идеология: пост - неклассические концепции.104

14. Лекция тринадцатая. Социология религии……………………………115

15. Лекция четырнадцатая. Экономическая социология………………...124

16. Лекция пятнадцатая. Стратегия социологического исследования……………………………………………………………………132

17. Список литературы …………………………………………………….138

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Курс «Социология» является учебной дисциплиной базового образования и изучается студентами на первом курсе. В настоящее время изучение социологии приобретает особую значимость: создается новая система гуманитарного образования в России, в которой социология как учебный предмет занимает одно из первых мест. Она является теперь обязательной для студентов всех специальностей, в том числе не требующих от поступающих глубокой гуманитарной подготовки.

Известно, что социология – это наука об обществе и взаимоотношениях людей: ее прикладная направленность – создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. Принято считать, что функция учебного курса – обучение правилам пользования научными инструментами, теориями и методами. Но еще важнее – сформировать аналитическое мышление студента, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, основательно подготовиться к будущей профессиональной деятельности. Кроме того, нельзя не учитывать специфики экономического вуза, которая в данном случае должна учитываться, на наш взгляд, прежде всего за счет расширения материала, относящегося к экономической социологии и социологии труда.

Соответственно, курс социологии ставит своей целью:

- дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования социологической науки, выделив ее специфику, раскрыв принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

- помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и отечественной социологической школы;

- способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

Задачи курса предполагают изучение:

- основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории;

- определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

- социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений;

- основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений;

- социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий;

- межличностных отношений в группах; особенностей формальных и неформальных отношений; природы лидерства и функциональной ответственности;

- механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов;

- культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;

- основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причин бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов;

- экономической социологии и социологии труда;

- представлений о процессе и методах социологического исследования.

Лекции по социологии подготовлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта по социологии и представляют собой обобщение достижений мировой и отечественной социологической науки.

 

 

Из приведенного в конце списка литературы автор хотел бы рекомендовать учебник Ю.Г. Волкова (последнее издание) и – для продвинутых студентов – учебник Э. Гидденса, хорошо представляющий современную западную социологию.

Знаками (*) и (**) обозначены те части курса, которые предназначены для «продвинутых» студентов и которые при первоначальном знакомстве с лекциями можно пропустить.

Эпиграфом к курсу автор хотел бы выбрать слова одного из основателей аналитической философии Людвига Витгенштейна:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.