Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа Э.Дюркгейма «Самоубийство» (1897)[9].






Как только Эмиль Дюркгейм сформулировал представления о предмете социологии и методах его изучения, встал вопрос о том, насколько самостоятельным и реальным является коллективное сознание. Для доказательства важности и необходимости его исследования Дюркгейм обратился к области явлений, казалось бы, максимально удаленной от общественного сознания – к анализу такого явления как «самоубийство». Казалось бы, нет ничего более индивидуального и изолированного от других людей, чем лишение себя жизни. Но статистика (а полицейская статистика, относящаяся к этому явлению, начала вестись во Франции с наполеоновских времен) убедительно говорит о том, что частота этого печального явления для разных социальных групп постоянна. Чем это можно объяснить?

- И в своей классической работе Дюркгейм показывает, что чисто психологическое («самоубийцы – психически больные люди») и вульгарно-социологическое (тардовская «теория подражания») объяснения «не проходят». Действительное объяснение: причины самоубийств – это общественные силы, изменяющиеся от общества к обществу и исходящие от групп, а не от отдельных индивидов. В каком-то смысле человек – игрушка в руках коллективных сил. Конечно, существуют психологическая и даже генетическая (врожденная) предрасположенности, но решающая роль – за социологическими причинами. Согласно Дюркгейму, социальные силы взаимодействуют относительно независимо от индивидов и проявляют свой деструктивный характер, находят «выход» в наиболее слабых из них.

В соответствии с балансом (соотношением) основных социальных сил Дюркгейм выводит три типа самоубийств: «эгоистическое» (когда индивид думает только о себе), «альтруистическое» (для кого-то) и «аномическое» (от слова «аномия – отсутствие твердых, устоявшихся норм и образцов поведения). Наиболее распространенным является аномический тип, особенно в периоды резких социальных трансформаций, связанных с переходом от одной системы общественных ценностей к другой. В этой ситуации от старых ценностей многие люди уже отказались, а к новым еще не пришли. Возникает ситуация «ценностного вакуума», когда жизнь отдельного человека утрачивает свой привычный «смысл» и связанную с ним «ценность». Неслучайно современная Россия возглавляет список стран, занимающих первое место по количеству самоубийств на 100 000 чел.

Впрочем, согласно Дюркгейму неслучайно развитие индустриальной цивилизации связано с постоянным ростом самоубийств (в 3-5 раз за 50 лет во время жизни Дюркгейма). Один из недостатков современного общества, по Дюркгейму, - «недостаточная интеграция индивида в коллектив», низкий уровень развития общественного сознания. Выход: развитие разных общественных организаций – церкви, профсоюзов и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.