Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровая деятельность






Игры в двигательной терапии можно использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими, логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в лечебные процедуры (при дизартриях, ринолалиях, афазиях). Игровой метод в виде лечебной процедуры находит все большее применение в детской практике. Соответственно психофизическому развитию дети легко поддаются воздействию посредством игр. У ребенка внимание неустойчивое, он с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Его особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании


звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям. Для детской практики не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил, быстроты и сложной координации.

Физическая и эмоциональная нагрузка в играх зависит от характера игры, состязательного начала, вложенного в него, от ее продолжительности, условий проведения игры, от степени реакции играющего, вида заболевания и его стадии, от возраста и пола играющих, их двигательной культуры и предыдущих двигательных занятий, от профессии больного, числа играющих, равнозначности играющих или групп, принимающих участие в игре, от соблюдения правил каждой игры, исходного положения и развития игры. С целью дозированного влияния игр на функции организма больного для каждой игры можно изменять правила проведения игр через устранение одних и замену других.

Сложность классификации игр возрастает в лечебной терапии в связи с многочисленными задачами и условиями, которым должна отвечать игра в процессе лечения. Цели и задачи ее различны. Так, игры забавного, отвлекающего характера рассеивают внимание, развлекают больного; специально направленные игры улучшают работу во время процедуры (организующие игры), решают некоторые терапевтические задачи (игры подготовительного характера или игры целенаправленного, терапевтического характера, например, корригирующие осанку при детском церебральном параличе у детей с дизартрией); игры успокаивающего характера полезны детям и взрослым при заикании и с различными нервно-психическими заболеваниями.

Игры можно классифицировать по анатомическому признаку, в зависимости от того, какая часть тела больше принимает участие во время игры: с преимущественным участием верхних или нижних конечностей или с общим воздействием.

В зависимости от числа участвующих игры делятся на индивидуальные и групповые. Групповые игры бывают без деления на команды, но с общей целью (иногда их можно разделить на две группы, которые состязаются между собой) и игры, в которых играющие обязательно делятся на команды, равные по числу участников, игра проводится на равных условиях.

Соответственно тому, каково выполнение и как изменяется положение играющего в отношении окружающих его предметов, групповые игры можно разделить на:

игры на месте (статические игры), в которых больной не меняет своего положения в отношении окружающих его предметов, а только передвигает отдельные части своего тела. В этих играх (из положения стоя, сидя, а иногда и лежа) движения ограничены по количеству и главным действующим элементом является эмоциональный фактор. По сравнению с другими играми здесь наблюдается наименьшая физическая нагрузка;

малоподвижные и полуподвижные игры, в которых имеются в


различном соотношении как элементы движения, так и статики. Обычно их проводят из исходного положения стоя или сидя. Физическая и нервная нагрузки в этих играх умеренные, они содержат больше эмоциональности. Это переходные игры между играми на месте и подвижными играми;

подвижные игры, в которых в течение всей игры участвующий меняет положение своего тела по отношению к окружающим предметам. Эти игры характеризуются большой эмоциональностью, в них включаются различные формы передвижения — бег, прыжки, поскоки, ходьба и т. п. Они требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают большое и всестороннее воздействие на организм, вызывая значительные изменения функций мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Так как в этих играх физическая нагрузка больше, они требуют более высоких функциональных и физических возможностей со стороны больных. Тем не менее подвижные игры оказывают огромное корригирующее воздействие на лиц с речевыми и двигательными расстройствами.

Дети 2—3 лет под влиянием подвижных игр хорошо физически развиваются: у них увеличиваются масса тела, рост, окружность грудной клетки, дыхательная экскурсия грудной клетки, повышается мышечный тонус, уменьшаются дефекты осанки, улучшаются аппетит, сон. Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры положительно влияют на детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. В этих играх у них воспитываются такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе, быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость. Подвижные игры используются в соответствии с состоянием здоровья, возрастом детей, их физической подготовленностью, психическим развитием, индивидуальными особенностями личности ребенка.

Все подвижные игры можно разделить на четыре группы с учетом примерной психофизической нагрузки в них:

I группа — с незначительной нагрузкой;

II группа — с умеренной нагрузкой;

III группа — с тонизирующей нагрузкой;

IV группа — с тренирующей нагрузкой1.

I группа. «Ухонос> (7— 14 лет).

Дети сидят или стоят. Нужно хлопнуть перед собой в ладоши, взять правой рукой свое левое ухо, а левой — нос. Затем снова хлопнуть в ладоши и взять правой

1 Страковская Л. В Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. М., 1978.


рукой нос, а левой — правое ухо, и так несколько раз. Кто меньше ошибался, тот выигрывает и назначается ведущим в следующей игре.

II группа. «Метание мешочков» (7—14 лет).

Дети сидят на стульях, каждый по очереди становится на линию, прочерченную на расстоянии 3—4 м от стула, и бросает на него один за другим три мешочка так, чтобы каждый из них остался лежать на стуле. Затем он передает мешочки следующему, который также бросает мешочки, и т. д. Выигрывает тот, у кого больше точных попаданий.

III группа. «Послушный мяч» (6—11 лет).

Дети лежат на ковре, вытянувшись на спине, между ногами у них зажат мяч. Нужно перевернуться на живот, не выронив мяча. Повторить 4—6 раз:

Вот какой послушный мяч! Повернись и оглянись!
Между ног его запрячь. Мячик, на пол не катись!

IV группа. «Скок-скок-скок» (3—8 лет).

Дети прыгают поочередно на одной и другой ноге, потом встают, поджав одну ногу, как аист, затем встают на четвереньки и скачут, как лягушки, 5—6 м. В конце игры нужно проскакать на обеих ногах, держа руки на поясе. Одна часть детей говорит текст, другая выполняет движения, затем дети меняются ролями.

Мы скачем по дорожке, То уже не аист-птица,

Сменяя часто ножки. То лягушечка-квакушка,

Поскакали, поскакали, «Ква-ква-ква!» — кричит подружкам.

А потом, как аист, встали. Скок, скок, скок, скок,

Подойдите, посмотрите! Проскакал я, сколько мог.

Подвижные игры по содержанию в них двигательного и речевого материала делятся на сюжетные, несюжетные и игры с элементами спорта.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Дошкольники и школьники с увлечением передают игровой образ, перевоплощаются в волка и гусей, обезьянок и ловца и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат двигательные задания и в зависимости от последних подразделяются на игры типа перебежек, ловишек, пятнашек и т. д.; игры с элементами соревнования: «Чье звено скорее построится?», «Кто скорее к флажку прибежит?» и т. п.; несложные игры-эстафеты: «Кто скорее передаст мяч?»; игры с предметами: мячами, обручами, серсо, скакалками, кеглями, бабками; игры-забавы для самых маленьких: «Ладушки», «Сорока», «Коза рогатая» и др.

Игры с элементами спорта требуют большей, чем в подвижных играх, ловкости, силы, собранности, организованности, наблюдательности.

Во всех перечисленных подвижных играх совершенствуются движения играющих, развиваются зрительное, слуховое внимание, быстрота двигательной реакции на ориентировку в пространстве и во времени, точность в расчете своих сил, ловкость, быстрота, координация движений; воспитываются такие качества личности, как решительность, настойчивость, товарищеская взаимопомощь, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм.

К специально организованным, с соответствующими правилами, подвижным играм следует отнести танцы. В зависимости от разновидностей танцы имеют строго определенные правила и всегда вы-


полняются в сопровождении музыки. Танцы создают большую эмоциональность у танцующих. Физическая нагрузка в танцах различная, она дозируется по продолжительности и частоте повторения. В различных танцах нагрузка направлена то на весь организм, то исключительно на нижние конечности. Танцы специально используются при нарушении координации движений (танцы медленного ритма и темпа), при функциональных заболеваниях нервной системы (танцы медленные и быстрые), при речевых нарушениях различного генеза (темп и продолжительность танца определяются возрастом пациента и сопутствующими речевому нарушению двигательными расстройствами).

На логоритмических занятиях полезно использовать игры-драматизации стихотворного, прозаического текстов на самые различные темы и сюжеты. Движениями, пантомимикой, мимикой, выразительной речью играющие передают содержание игры и образов.

Игры-драматизации проводятся как с музыкальным сопровождением в течение всей игры или музыка дается как аккомпанемент к отдельным частям ее, так и без музыкального сопровождения. Эти игры представляют интерес для разных возрастов: усложняется в зависимости от возраста и этапа коррекционной работы речевой материал игры и двигательное оформление образа.

Например, игра «Курица, цыплята и ястреб».

Один из играющих изображает курицу, другой — ястреба, остальные — цыплят, которые в сопровождении курицы бегают по залу и «клюют» корм. На условный сигнал вылетает ястреб и ловит цыплят. Цыплята в испуге разбегаются в разные стороны. Курица защищает цыплят, нападает на ястреба и уводит цыплят домой (место, очерченное мелом). Если ястреб все-таки поймал цыпленка, он улетает к себе. Цыпленок выбывает из игры и становится ястребом. При повторении игры цыплят ловят два ястреба. Игра проводится с музыкальным сопровождением.

«На кого я похож». Каждому играющему предлагается изобразить в движениях любое известное ему животное. Остальные по характеру движений должны отгадать и назвать его. Кто первый отгадает, тот идет изображать другое животное. Наиболее удачное подражание животному повторяется всеми играющими.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.