Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения в игре на инструментах






Игра на детских инструментах также используется на занятиях по логоритмике. Музыкальным игрушкам и детским инструментам отводится особая роль, поскольку они вовлекают ребенка в сферу музыки, помогают развить его творческие способности. Некоторые музыкальные игрушки используются как наглядные дидактические пособия. Они помогают педагогу не только развивать музыкально-сенсорные способности дошкольников и школьников, но и знакомить их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

Музыкальные игрушки чаще всего применяются в сюжетных и


дидактических играх. Дети младшего возраста с удовольствием играют с ними, организуют маленький оркестр.

Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки делятся на беззвучные и звучащие.

Беззвучные игрушки лишь изображают музыкальные инструменты, например пианино с немой клавиатурой, балалайки с неиграющими струнами, баянчики с мехами и др. Эти игрушки используются для создания игровой ситуации, для развития моторики пальцев при имитации игры на них.

Звучащие игрушки бывают со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны); со звуком только одной высоты (свирели, дудки, рожки), а также органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики и игрушки с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, губные гармоники, колокольчики, цитры, домры, балалайки и др.).

На этих инструментах можно воспроизводить разнообразные мелодии. К ним можно применить существующую классификацию музыкальных инструментов несмотря на некоторую ее условность. Струнные — цитры, домры, балалайки и другие инструменты типа народных. Духовые — флейты, саксофоны, кларнеты, триолы, «мелодии». Клавишно-язычковые — баяны, аккордеоны, гармоники. Ударно-клавишные — игрушечные рояли, пианино. Ударные — бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны, металлофоны, ксилофоны1.

Эти инструменты широко используются в музыкально-дидактической игре для различения звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике.

На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по своей высоте, и дети узнают, какой колокольчик поет выше, какой ниже. Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети различают направление звукоряда, расстояние между звуками. Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет. Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов — струнных, духовых или ударных, но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металлофона и треугольника и т. д. Для развития динамического слуха применяются все инструменты, на которых дети могут произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игровой ситуации (игры типа «горячо — холодно»).

' Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н А Ветлу-гиной. М., 1976.


На указанных выше инструментах дети исполняют песни, выученные вместе с педагогом. Рекомендуется перед самостоятельной игрой слушать, используя проигрыватель, вокальную, инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Подростки и взрослые, получившие музыкальное воспитание, также исполняют после обсуждения с педагогом любимые произведения на аккордеоне, гитаре, балалайке, флейте, пианино и т. д., в зависимости от имеющихся музыкальных инструментов. Исполнению также могут предшествовать слушание музыки, беседа о произведении, о замысле композитора и т. д.

Дошкольникам и школьникам можно предложить музыкальные игры в «концерт», «музыкальное занятие», «оркестр», основанные на опыте детей. В игре «концерт» дети исполняют ряд номеров под руководством ведущего, включают в свой концерт и пение, и танцы, и игру на музыкальных инструментах. Играя в «музыкальное занятие», дети распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя, участников занятия, а затем объединяют в своей игре несколько видов деятельности; например, исполнение на цитре, металлофоне; танец; отгадывание песни по мелодии; хоровод и т. д. В игре «оркестр» выбирается дирижер и музыканты, определяются музыкальные инструменты для исполнения песни, или пляски, или бального танца. Педагог рассаживает детей так, чтобы справа от него находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.

Игра на музыкальных инструментах — игрушках способствует развитию движений кисти руки, например молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором — на цитре; развитию дыхания во время игры на триолах, кларнетах, дудочках; развитию голоса, артикуляции при исполнении песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах; для нормализации просодической стороны речи при импровизации ритмических и мелодических попевок, при игре в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременное вступление в игру и окончание игры.

Для логоритмических занятий с дошкольниками и школьниками музыкальный и литературный материал можно почерпнуть в следующих сборниках:

Движение и музыка (Игры, пляски, хороводы для детского сада)/Сост. Л. С. Генералова. М., 1966.

Игры с пением для детского сада/ Сост. Н. А. Метлов. М., 1965.

Музыка для слушания в детском саду/ Сост. С. И. Чешева. Вып. 1. М., 1961; вып. 2, 1962; вып. 4, 1964.

Руднева С, Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

Праздники в детском саду/ Под. ред. Э. В. Соболевой. М., 1976.

Праздники и развлечения в детском саду/ Сост. С. И. Бекина. Под ред. Э. В. Соболевой. М., 1982.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.