Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Природа и причины стресса






Природа стресса. Стресс (от англ. stress — туго натя­нуть) — это состояние напряжения, возникающее у чело­века под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации суще­ствуют Ситуации и характеристики работы, которые вызы­вают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспо­койства (стресс), когда ситуация выходит из: под контро­ля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (по­вышенная раздражительность или бессонница перед от­ветственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс созда­ет проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или фи­зиологическим напряжением (рис. 11.8). Физиологические признаки cfpecca — язва, болезнь сердца, астма и т.п. Пси­хологические проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополу­чие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится орга­низациям.

Причины стресса. Существуют различные теории относи­тельно причин стресса. Основной причиной стресса явля­ются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нару-


- Профессиональные

Потребности в окружающей среде

- Личные


 

 


Эффективные реакции

Поведение (реакции! на потребности) I


Неадекватные ситуации
Минимальный стресс

 

 


Стресс

Т


Физиологические реакции
Психологические реакции

 

 


Рис. 11.8. Модель стрессовой реакции

шает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники оказываются в на­столько сложной стрессовой ситуации, что даже вынужде­ны оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва» или «бегство». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда чело­век пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция «бит­вы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он дол­жен начать/работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разо­браться с симптомами стресса, К типичным симптомам стресса относятся:

• нервозность и напряжение;

• хроническое переживание;

• неспособность к отдыху;

• чрезмерное употребление алкоголя или курение;

• проблемы со сном;

• неудобная рабочая поза;

• чувство неспособности справиться с чем-либо;

• эмоциональная неустойчивость;

• проблемы со здоровьем;

• впечатлительность и легкая ранимость.

По мере того как менеджеры учатся справляться с собст­венной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

_ Конечно, разные личности будут по-разному реагиро­вать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, свя­занными с работой и деятельностью организации или со­бытиями в личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.9).

Факторы, вызывающие стресс
         
Организационные   Личностные
1. Перегрузка 2. Конфликт ролей 3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная работа   1. Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.
Рис. 11.9. Основные причины стресса

 

Организационные фактдры. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъяв­ляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят груп­пой, с другой — соблюдать требования руководства. В ре­зультате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа — четвертый фактор стресса. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют мень­ше беспокойства и менее подвержены физическим недомо­ганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной при­чиной стресса и привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболева­ния и т.п.

Однако следует отметить, что и положительные жиз­ненные события (например, свадьба, повышение по служ­бе, выигрыш в лотерею и т.п.), могут вызвать такой же или даже больший стресс, чем отрицательные.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высо­кой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

1) оценивать способности, потребности и склонности ва­ших работников и попытаться выбрать для них соответст­вующий объем и тип работы;

2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточ­ные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

3) четко описывать конкретные зоны полномочий, от­ветственности и производственных ожиданий, использо­вать двустороннюю коммуникацию;

4) использовать стиль лидерства, соответствующий тре­бованиям данной ситуации;

5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффек­тивную работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчи­ненным, развивать их способности и обсуждать с ними слож­ные вопросы.

Вопросы и задания для повторения

1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

2. Определите возможные последствия функционального кон­фликта.

3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

4. Какие типы конфликтов вам известны? Дайте им характе­ристику. Вспомните один или несколько примеров четырех ти­пов конфликтов из вашей жизни.

5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

6. Опишите пять основных стратегий разрешения конфликта.

7. Назовите и поясните четыре.фазы развития конфликта. ■ «- 8. Как вы понимаете стресс?

9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

10. Назовите причины стресса.

11.Совещание у директора фирмы «Атлант». Подводились акты работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодиль­ников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопи­лось большое количество нереализованной продукции. Директор фирмы все обвинения за упущения возложил на коммерческого директора И.И. Петрова. В свою очередь И.И. Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П. Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В. П. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слы­шит. Возник конфликт. Предложите вариант его разрешения.

12.Определите природу и тип известного вам конфликта (при­чины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управ­ления конфликтом.

13.Обсудите с коллегой ярко запомнившийся вам конфликт. Оцените правильность вашего поведения по его разрешению. По­смотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил ваш оппонент?

ГЛАВА 12






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.