Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы родителям по краеведению и экологии






Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые долж­ны войти в сознание «с молоком матери». Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родной природе. Воспитать эти дра­гоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с при­родой, думать о ее тайнах и самостоятельно разгадывать их, раскры­вать для себя красоту обычной былинки и капельки росы на венчике полевого колокольчика, уметь наслаждаться мерцанием звезд и часа­ми слушать шорохи леса. Потребность постоянно бывать среди при­роды может возникнуть тогда, когда человек систематически, в раз­ное время года, в разную погоду может увидеть интересное и прекрас­ное в том, как растет гриб или как паук плетет паутину, может наслаж­даться запахом скошенного луга и прелых листьев, может с одинако­вой радостью слушать трели соловья и бесхитростное чириканье воробьишки.

«Удивительное рядом», - сказал в своем замечательном фильме Образцов. Посмотрите фильм сами и вместе с детьми. Поразмысли­те над ним вслух и постарайтесь извлечь для себя большой и важный вывод. Важно не столько соглашаться с идеями страстного пропаган­диста охраны природы, сколько поступать в соответствии с ними.

Малыши, как правило, любознательны. Они задают массу вопро­сов: «Что это?», «Зачем оно?», «Какое оно?», «Для чего оно?» и, нако­нец, «Почему?»

На все детские вопросы такого рода надо стремиться отвечать вполне серьезно и, по возможности, доступно. Никогда нельзя от них отмахиваться, перекладывать ответ на потом, особенно следует доро­жить детским «зачем?», «почему?» и «отчего?». В этих вопросах выра­жается качественно новый этап развития детей, их мышления. В этом нелегком деле у Вас должны быть постоянные советчики, помощни­ки и друзья. Имя им - книги. Есть чудесные детские книги о природе Виталия Бианки, Михаила Пришвина, Георгия Скрибицкого, Э. Сетона-Томпсона и многих других писателей, которые учат понимать и любить природу. Их рассказы богаты научными знаниями.

Но есть и специальная справочная, а также научно-популярная литература, которая в краткой, доступной форме расскажет о самом важном. Среди них на первое место надо поставить детскую энцикло­педию, а также общедоступные определители растений, животных, минералов.

При первой же возможности, в любое время года, лишь бы погода была сносна, отправляйтесь в лес, поле, к реке, спускайтесь в овраг, забирайтесь на вершину холма, чтобы увидеть необозримые дали и сказочные нагромождения облаков, пронизанных как стрелами луча­ми солнца...

Отнесите гостинцы лесным зверькам. Устройте им столовую. По­старайтесь в самом укромном месте устроить привал. Замрите, затаи­тесь. Может быть, Вам посчастливится увидеть проворного мышонка или белочку, полюбоваться работой дятла, стрекотуньями синичками. Радость встречи с живыми существами надолго останется в памяти детей, пробудит пытливость, добрые чувства к природе.

Постарайтесь открыть для себя и своих детей красоту багряных красок осени, переплетенных золотыми нитями, украшенными тем­ной зеленью сосен. Полной грудью вдохните запах грибов и прелых листьев, соберите коллекцию листьев многообразных по форме и окраске, найдите сучки, коряги, похожие на скульптуру зверей и лю­дей. Не забудьте найти незаметную, невзрачную травинку. Вглядитесь в нее. Да она только издали, с высоты человеческого роста, кажется некрасивой. А на самом деле как она изящна, как нежны ее листочки, как тонки переходы красок...

Выйдите на поляну или просеку. Посмотрите, как заманчива та­инственная даль, зовущая в глубь леса. Обратите внимание на перс­пективу, на небо, облака. Подумайте вслух, выскажите свои ощуще­ния. Пусть дети видят, что общение с природой радует и волнует Вас, создает хорошее настроение, пробуждает мечты.

Знаете ли Вы основные правила охраны природы? Покупаете ли книги о природе?

Участвуете ли Вы в озеленении Вашего населенного пункта? Попробуйте записать или просто отметить в своем сознании, как часто и какие вопросы о природе задает Вам ваш ребенок.

Часто ли в его вопросах звучит «почему?» Если он молчалив и инер­тен, попробуйте навести его на разговор о каком-либо животном, ра­стении, природном явлении.

Поинтересуйтесь, как ведется в детском саду работа с календаря­ми природы и труда.

Попробуйте прочесть методические рекомендации о проведении наблюдений и экскурсий с детьми.

Помогите Вашему ребенку сделать тематический уголок, посвя­щенный временам года. Он украсит Ваше жилище, а совместная рабо­та принесет радость.

Постарайтесь поучиться у своих детей любви к коллекционирова­нию природных предметов или наблюдательности, или вместе с ними сочините «научно-фантастический» рассказ, используя знания о свой­ствах природы.

Не грех родителям заглянуть в журнал «Дошкольное воспитание». Там можно найти статьи о том, как работать с детьми в природе, ка­кие опыты интересно поставить.

Если Ваш ребенок задал вопрос, подумайте, нельзя ли на него от­ветить с помощью простого опыта или наблюдения.

Если у Вас есть сад, выделите в нем для ребенка опытную грядку.

Во многих семьях есть любимый цветок. Умейте в тот день, когда он зацветает или впервые появляется в Вашем доме, устроить в честь него небольшой семейный праздник.

Научите мальчика дарить цветы людям. Этим Вы воспитаете уме­ние возвышенно любить.

Осенью можно устроить праздник урожая. У Вас может родиться красивая традиция ежегодного проведения такого праздника.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.