Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития науки педагогики






 

Первые приемы воспитания, элементы народной педагогикидошли до нашего времени с древнейших времен. Каждое поколение, каждый народ создавали свою систему воспитания.

Из памятника «Книга пророчеств» мы узнаем о жреческих школах древнего народа майя, из древнейших трактатов японских мудрецов — о воспитании японской девочки, о семейном воспитании в древнем Китае из философии Конфуция.

В глубокой древности еще в рамках философских знаний общество выдвигало идеал воспитания. В государстве инков (IX—XV вв.), считая себя «сынами Солнца», жрецы учили людей Земли «жить жизнью достойной человека». Это их общественное сознание, идеология и философия жизни.

В основе буддизма — бытие личности, ее страдания, освобождение от страданий, терпимость. Идеал человека в Древней Индии (V—VI вв. до н.э.) — идеал доброты. В основе его воспитания — познание психологии личности, так как главное — свободная личность, ее независимость от окружающего мира.

Содержание образования в древней Индии заслуживает особого внимания. Многие открытия, которые приписываются греческим и европейским ученым, относятся к древнеиндийским учениям. Например, математика. Цифры, называемые арабскими, были известны в древней Индии. То же относится к медицине и астрономии. Учебниками были словари по различным знаниям. Первый Букварь содержал свод Законов, по ним учили читать и писать.

Идеальный человек древнекитайского мыслителя и философа Конфуция (551—479 гг. до н. э.) должен был согласовывать свое поведение с требованиями общества. Его принцип: «Чего не желаешь себе — не делай другим» был в основе воспитания. Он впервые разработал концепцию идеального человека и воспитание ребенка в семье: «почитай родителей», «не бросай их», «будь почтителен», «не выражай досады на них». Хороший отец должен дать сыну образование, профессию и привить правила поведения.

В период расцвета Афин странствующие философы — софисты — были учителями красноречия. Они за плату учили молодежь произносить речи, вести политические беседы, убеждать и спорить, что требовало знаний логики и философии. Беседы софистов посвящались вопросам права и этики. Главное в жизни человека, считали они, — это познание, и то, что человек познает, является в жизни истинным. Софисты впервые выдвинули вопрос о важности воспитания.

Греческий философ Сократ считал, что высшей добродетелью человека являются знания, а его безнравственное поведение — результат незнания.

Сократовский метод воспитания — метод самопознания, это призыв анализировать поступки человека и делать выводы для самовоспитания. Сократовский метод обучения — путем вопросов и ответов побуждать учеников самим находить ответы.

Идея гармонического развития личности идет от ученика Сократа Платона (472—348 гг. до н.э.). От него до нас дошла идея воспитания детей в государственных воспитательных домах, регулирование государством деторождения. От Платона через средневековье, через «новое время» пришла программа обучения в школах, получившая во времена Платона название «семь свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

От величайшего философа Греции Аристотеля (384—322 гг. до н.э.) ученые восприняли идею развития способностей человека, заложенных природой, основной целью воспитания.

Демокрит (ок. 460—370 гг. до н.э.) выделял как главное в воспитании знание природы человека, его природосообразное воспитание, в основе которого должен быть Труд.

Сочинение Квинтилиана (ок. 35 — ок. 96 г. н.э.) «Наставление оратору» положило начало обучению ораторскому искусству.

Средневековая педагогика почти 12 веков определялась догмами богословия. О воспитании и обучении в средневековой Киевской Руси узнаем из летописей, литературных и исторических памятников, из различных «Слов» и «Поучений», дошедших до наших времен.

Научный подход в педагогике к проблемам обучения и воспитания начинается с Яна Амоса Коменского (1502—1670) и его книги «Великая дидактика» (1654), где впервые были сформулированы принципы, методы и формы обучения. Коменский четко сформулировал цели умственного, нравственного и религиозного воспитания. В частности, обосновывая цель обучения как познание человеком самого себя и окружающего мира, управление собой и почитание Бога.

Новое время. Французская философия и английская экономическая мысль выдвигают идеал воспитания нового человека. О воспитании джентльмена, человека, умеющего вести дело, пишет Джон Локк (1632—1704). Патриот и гражданин, здравомыслящая личность — таким представлял себе идеал воспитания К.Гельвеций (17151771).

Жан-Жак Руссо (1712—1778) ставит перед воспитанием цель — воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека».

Таким образом, хотя педагогика и выделилась в самостоятельную науку, но эта самостоятельность относительна, поскольку и педагогика и философия, изучая человека, находятся в постоянной взаимосвязи1.

Социалисты-утописты (Томас Мор, Т.Компанелла, Р.Оуэн, А.СенСимон, Ш.Фурье) выдвинули как идеал воспитания формирование всесторонне развитой личности, для становления которой необходимо соединение обучения с производительным трудом и всеобщее равное образование.

В программах школ Нового времени, и европейских странах и в России, наряду с религиозными выдвигают вопросы светского и реального образования.

Восемнадцатый век — Век Просвещения. В России реформы Петра I в области образования — это эпоха создания светской школы, создание демократической профессиональной школы. И.Посошков, Ф.Салтыков, В.Н.Татищев считали необходимым всеобщее образование народа для развития России. Развертывалась сеть закрытых сословных учебных заведений. По существу — это попытка «создать новую породу людей». Открытием «Воспитательных домов», Смольного Института благородных девиц И.И.Бецкой и Екатерина II пытались претворить эту идею в жизнь.

На педагогическую теорию и практику европейских стран XIX в. оказали влияние труды И.Г.Песталоцци (1746—1827), И.Гербарта (1776—1841), А.Дистерверга (1790—1866), а в России педагогические взгляды и просветительская деятельность декабристов и революционных демократов.

В XIX в. в России педагогическая мысль от общих вопросов системы и содержания образования обращается к конкретным проблемам народной и национальной школы, воспитывающему обучению и подготовке учителя, к дисциплине и качеству урока, к оценке, поощрению и наказанию и нагрузке учеников во время обучения. Придавалось большое значение воспитательной функции религии.

В середине XIX в. статья Н.И.Пирогова «Школа и жизнь» стала предметом дискуссии педагогической общественности о важности связи обучения с требованиями общества.

Яснополянская школа Л.Н.Толстого была своеобразным экспериментом воспитания творческой личности в среде крестьянских детей.

Во второй половине XIX в. в связи с расширением сети частных учебных заведений и церковноприходских школ, женского и внешкольного образования выдвигаются проблемы домашнего и религиозного воспитания, развертываются дискуссии о приоритетах классического или реального образования. Активизация общественной деятельности в области системы социального воспитания нашла свое отражение в развитии педагогики как общественной науки.

Событием в истории отечественной педагогики стали статьи и книги К.Д.Ушинского о научном статусе педагогики. Он дал педагогике определение науки, сформулировал предмет и исследования, закрыв тем самым дискуссию: наука или искусство педагогика. Вопреки отрицанию научной значимости педагогики и определению ее только как науки прикладной Ушинский придавал огромное значение развитию педагогической теории и практики в их единстве. Он рассматривал воспитание личности в зависимости от знания наук о человеке: анатомии, физиологии, патологии, психологии, логики, филологии, географии, политэкономии и истории. Ушинский утверждал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна знать его во всех отношениях». На первое место среди перечисленных выше наук он выдвигал психологию.

Последователи К.Д.Ушинского успешно экспериментировали и развивали отечественную педагогику. М.М.Монасеина исследовала процесс развития личности, П.Ф.Лесгафт — физическое и семейное воспитание, Х.Д.Алчевская рассматривала методику обучения взрослых, В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов и др. внесли большой вклад в развитие теории отечественной педагогики.

В начале XX в. общественно-педагогическое движение поднимает проблемы свободного воспитания и семейной педагогики (К.Н.Вентцель), педагогики среды (С.Т.Шацкий) и социальной педагогики.

Послеоктябрьский период развития педагогики в России — период создания новой школы, новой системы образования, где первостепенными были проблемы педагогики коллектива, воспитание личности в коллективе, воспитание всесторонне развитой личности — строителя нового общества.

Изучая человека, педагогика обобщает накопившийся в истории человечества опыт отношений между людьми.

 

Основные понятия педагогики

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. Понятие формирование — это процесс развития, становления личности в конкретных условиях жизни общества.

Просвещение — распространение научных знаний в народе о мире, о человеке. Для России век просвещения — век XVIII, а затем XIX проявляется в стремлении просветить всех и поднять культуру народа. Для просвещения в XX в. характерно распространение самых широких знаний в области экономики, закона и права, музыки, искусства и педагогики.

«Образование» — в буквальном смысле «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования — обучение в различных учебных заведениях.

Обратим внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887—1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности.

Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры»3.

Цели образования Гессен формулирует как иерархию целей, заданий. И первостепенным в них является становление личности, личности творческой, способной научно мыслить. Он обращает внимание на социальные факторы, которые влияют на личность, считая главным в образовании личности ее способность к деятельности и стремление к приобретению культурных ценностей.

Воспитание — это процесс влияния на человека с целью формирования личности, развития ее физических, умственных и нравственных качеств в соответствии с требованиями жизни.

Обучение — двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание — руководство педагогом процесса познавательной и учебной деятельностью ребенка.

«Система образования» представляет существующее общее и специальное образование. Общее — это начальное и среднее образование, которое дает знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку. Специальное образование (среднее, высшее) дает знания, умения и навыки, необходимые работнику определенной профессии.

Содержание образования — система знаний, умений и навыков, овладение которыми закладывает основы для развития и формирования личности человека.

Педагогический процесс — воспитание личности в единстве обучения и воспитания, так называемый «учебно-воспитательный процесс». Чаще этот термин относится к школе, где происходит взаимодействие учителя и ученика, директора и учителей, воспитателей, коллектива педагогов, родительского актива, общественности, производств, окружающих школу. Педагогический процесс представляет единство развития, обучения и воспитания личности, противоречия и закономерности каждого из элементов.

 

Вопросы и задания

 

1. Дайте характеристику системы педагогических наук.

2. Охарактеризуйте содержание образования и обучения в школе.

3. Дайте характеристику содержания воспитания.

4. Что такое педагогический процесс.

 

Литература к лекции

 

1. Ильина ТА. Педагогика. — М., 1984

2. Куписевич Ч. Основы общественной дидактики. — М., 1986.

3. Лихачев Б. Т. Педагогика. — М., 1996.

4 Педагогика/Под ред. Ю, К.Бабанского — М., 1988.

5. Харламов И. Ф. Педагогика. — М., 1992

6. Педагогика/Под ред. П.И.Пидкасистого — М., 1996.

7. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.