Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От авторов






СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.. 2

ОТ АВТОРОВ.. 8

РАЗДЕЛ I ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.. 9

ЛЕКЦИЯ 1. ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ.. 9

Педагогика, ее термины, основные направления. Предмет, функции педагогики, термины, ее прикладные задачи. 9

Педагогика как наука. 9

История развития науки педагогики. 11

Основные понятия педагогики. 13

Вопросы и задания. 14

Литература к лекции. 14

ЛЕКЦИЯ 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРЕДМЕТ, ЕЕ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ.. 15

Социальная педагогика как часть педагогики, ее функции. Дискуссии о социальной педагогике, ее месте и роли. 15

Предмет социальной педагогики. 15

Термины социальной педагогики. 16

Функции социальной педагогики. 17

Немного истории. 19

Дискуссия о социальной педагогике. 20

Вопросы и задания. 22

Литература к лекции. 22

ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ.. 23

Социальная философия, основные понятия. Личность и общество — общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов. 23

Вопросы педагогики в истории социальной философии. 25

Вопросы и задания. 26

Литература к лекции. 27

ЛЕКЦИЯ 4. СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРОБЛЕМЫ... 28

Учебно-воспитательные учреждения. Школа, учитель, ученик. Методы обучения и воспитания. Кризис образования. 28

Конституционные основы образования в России. 28

Руководство работой школы.. 30

Классный руководитель. 31

Кризис образования. 32

Вопросы и задания. 34

Литература к лекции. 34

ЛЕКЦИЯ 5. ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА, ЕЕ РАЗВИТИЕ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ СРЕДЫ... 35

Понятие «личность» Формирование и обновление личности, возрастные особенности, развитие задатков и способностей. Социализация личности, социальное воспитание. Самовоспитание личности 35

Понятие личность. 35

Характерные черты личности. 35

Развитие личности. 36

Наследственность и развитие. 36

Формирование личности. 37

Возрастные особенности. 37

Социализация личности. 40

Социальное воспитание. 41

Самовоспитание. 42

Перевоспитание. 43

Личность в коллективе. 44

Педагогическое руководство детским коллективом.. 45

Вопросы и задания. 45

Литература к лекции. 46

ЛЕКЦИЯ 6. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, ЕГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ПРАКТИКА.. 47

Особенности деятельности социального педагога, его профессионализм, Методы работы. Изучение ребенка, организация помощи, работа в реабилитационных центрах. 47

Методы работы социального педагога. 51

Из практики социального педагога. 52

Правовая работа. 53

Работа в летний период. 53

И.Е. Синица (1910-1967) 55

И.Е. Синица. 56

Что такое педагогический такт?. 56

(в сокращении) 56

Вопросы и задания. 62

Литература к лекции. 63

РАЗДЕЛ II. ЗАЩИТА ДЕТСТВА И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА В ИСТОРИИ РОССИИ.. 64

ЛЕКЦИЯ 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII в. 64

Забота о детях-сиротах и вдовах у славян, скудельницы. Русская Правда о защите семьи и опекунстве. Домострой, реформы Петра I, Пропозиции Ф.С.Салтыкова, Воспитательные дома при Екатерине II. 64

«Поучение» Владимира Мономаха. 65

Поучение Владимира Мономаха. 66

(в сокращении) 66

«Домострой». 68

Благословение от благовещенского попа Сильвестра возлюбленному моему единородному сыну Анфиму. 69

Генеральный план Императорского Воспитательного дома (в сокращении) 73

Вопросы и задания. 75

ЛЕКЦИЯ 8. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТСТВА В XIX - НАЧАЛЕ XX в. 76

Ведомство императрицы Марии, воспитательные и сиротские дома. Приюты. В.Ф.Одоевский о воспитании в приютах, его «Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами». Статья В.Я. Стоюнина «Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома». 76

Ведомство учреждений императрицы Марии. 76

Воспитательницам групп малолетнего отделения Московского Воспитательного дома. 77

(в сокращении) 77

Сиротские институты.. 80

В.Ф. Одоевский (1803-1869) 82

В. Ф. Одоевский. 83

Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами. 83

Благотворительные учреждения. 87

Вопросы и задания. 89

Литература к лекции. 89

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX в. 90

М.М.Манасеина о развитии ребенка от рождения до университетского возраста. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье. «Воспоминания» П.А.Флоренского. Образование в дворянской семье, воспитание крестьянских детей. 90

М.М.Манасеина. 93

О воспитании ума (до 8 лет) 93

(отрывок) 93

П.Ф.Лесгафт (1837—1909) 95

П. Ф. Лесгафт Школьные типы (антропологический этюд) 97

(в сокращении) 97

П.А. Флоренский (1882-1937) 102

Обучение и воспитание в дворянской семье. 103

М.С. Лунин (1787-1845) 104

Воспитание крестьянских детей. 105

Вопросы и задания. 108

Литература к лекции. 108

ЛЕКЦИЯ 10. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РОССИИ.. 109

Православие и образование в России Религиозное образование, воспитание христианина. К.Д.Ушинский о религиозном воспитании. Из «Бесед священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого». 109

Православие и образование в России. 109

Религиозное образование. 111

С.А.Рачинский (1833-1902) 111

К.Д. Ушинский о религиозном воспитании. 115

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (1848-1918) 117

Из «Бесед священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого» о причинах дурного воспитания в наше время. 117

(в сокращении) 117

Вопросы и задания. 121

Литература к лекции. 122

ЛЕКЦИЯ 11. ПЕДАГОГИКА НЕНАСИЛИЯ. ТЕОРИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ.. 123

Н.К.Рерих о ненасилии. Л.Н.Толстой и К.Н.Вентцель о свободном воспитании. Эксперимент К.Н.Вентцеля. 123

Н.К. Рерих (1874-1947) 124

Свободное воспитание. 124

Л.Н.Толстой. 125

К.Н.Вентцель. 127

Вопросы и задания. 131

Литература к лекции. 131

ЛЕКЦИЯ 12. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЕ XX В. ПЕДАГОГИКА СРЕДЫ С.Т.ШАЦКОГО.. 132

Детские летние колонии, классы для отстающих детей, детские объединения, скаутское движение. Детская колония С.Т.Шацкого «Бодрая жизнь», его статьи «Задачи общества», «Детский труд и отдых» и «Что такое клуб?». 132

Детские летние колонии. 132

Классы для отстающих детей. 133

Детские объединения. 133

С.Т. Шацкий. 135

С.Т.Шацкий Задачи общества «Детский труд и отдых». 136

Что такое клуб?. 139

Вопросы и задания. 143

Литература к лекции. 143

ЛЕКЦИЯ 13. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 145

Политика советского правительства защиты детей-сирот после 1917 г. Детские дома, коммуны, колонии, усыновление, опекунство. Забота о сиротах в годы Отечественной войны. Послевоенная социальная политика защиты детей, школы-интернаты. 145

Детские дома. 146

Организация детского досуга. 148

Современная забота о детях-сиротах. 149

Вопросы и задания. 150

Литература к лекции. 150

ЛЕКЦИЯ 14. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ.. 151

Педагогика среды, воспитание личности в коллективе. Опытные станции Наркомпроса С.Т.Шацкого. «Республика ШКИД» В.Н.Сороки-Росинского. Опыт А.С.Макаренко, его статьи «О моем опыте» и «Конституция страны ФЭД». 151

Опытные станции Наркомпроса. 151

Школьный день. 154

Виктор Николаевич Сорока-Росинский. 156

В. Н. Сорока-Росинский. 158

Детский дом.. 158

Антон Семенович Макаренко. 160

А. С. Макаренко. О моем опыте. 164

Конституция страны ФЭД.. 172

Вопросы и задания. 176

Литература к лекции. 176

ЛЕКЦИЯ 15. ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ 177

Понятие сотрудничества в социальной педагогике М.П.Щетинина, Т.И.Гончаровой, Е.Н.Ильина, В.Ф.Шаталова, В.Н.Дубинина. Опыт И.П.Волкова «учить творчеству». 177

И.П.Волков. 177

И. П. Волков. Учить творчеству. 178

Печатается по изд.: Волков И П. Учимтвор-честву//Педагогический поиск. — М., 1987. — С. 109-115 181

Т.И.Гончарова. 181

Е.Н. Ильин. 181

В.Ф. Шаталов. 183

Н.Н. Дубинин. 183

М.П.Щетинин. 183

Вопросы и задания. 184

Литература к лекции. 184

РАЗДЕЛ III. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 185

ЛЕКЦИЯ 16. СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ... 185

Семья как социальная ячейка общества. Типы современной семьи, демография семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Что угрожает современной семье, кризис семьи. 185

Семья как социальная ячейка. 185

Функции семьи. 187

Отношения в семье. 188

Отцовство и материнство. 189

В семье конфликт. 189

Типы семей. 191

Семейная жестокость. 192

Церковь и семья. 193

Кризис семьи. 193

П.А.Сорокин. 194

Возрождение государства через возрождение семьи. 196

Что угрожает российской семье. 197

Современная помощь семье. 197

Центр социальной помощи семье и детям «Семья». 199

Вопросы и задания. 200

Литература к лекции. 200

ЛЕКЦИЯ 17. ДЕТСТВО. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.. 201

Детство. Сиротство, социальное сиротстзо. Дети-беглецы, дети, страдающие от жестокости родителей, дети-инвалиды. Статья Ш.А.Амоношвили «Что такое детство». Защита детства. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома. 201

Детство. 201

Ш.Л. Амонашвили. 201

В школу — с шести лет. 201

Дети-беглецы.. 205

Дети, страдающие от плохого обращения. 205

Дети-инвалиды.. 206

Дети в семье алкоголиков. 206

Здоровье детей. 207

Дети в интернате. 207

П.П.Блонский. 209

Очерки детской сексуальности. 209

Печатается по изд.: Блонский П.П. Избр. пед. и психолог, соч.: В 2-х т. — М., 1979. — Т. 1. — С. 276-363. 213

Защита детей. 213

Сложившийся опыт защиты детей. 214

Семейный детский дом.. 215

Кривцова Л. Н. 217

Детский приют «Гнездышко». 217

Вопросы и задания. 219

Литература к лекции. 219

ЛЕКЦИЯ 18. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ.. 220

Работа с семьей, где есть ребенок; особенности работы в различных семьях; методы работы. Помощь семье. Семья, где есть нетрудоспособные родители, больные дети или дети-инвалиды. Лечебная педагогика А.А.Дубровского. Ребенок-олигофрен. Семейные детские дома. Организация семейного досуга. Центры «Доверие» и «Радуга» в г. Клин Московской области. 220

Ребенок в семье. 220

Работа с семьей. 221

Методы работы.. 223

Помощь семье. 224

В семье неполно ценные дети. 224

В семье ребенок олигофрен. 224

Работа с семьей где дети-инвалиды.. 225

Подготовка подростка к семейной жизни. 228

Организация семейного досуга. 228

Л.Н.Кривцова. 229

Центр социально-психологической помощи «Доверие». 229

Реабилитационный центр «Радуга» для детей и подростков с ограниченными возможностями 232

Вопросы и задания. 234

Литература к лекции. 234

ЛЕКЦИЯ 19. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПВДАГОГА В ШКОЛЕ И МИКРОРАЙОНЕ.. 235

Работа социального педагога в школе, социальные задачи олы в современных условиях. Школа — центр воспита тельной работы в микрорайоне. Опыт социально-педагогического комплекса школы № 59 г. Ярославля. 235

Социальные задачи школы.. 236

Работа социального педагога в микрорайоне. 237

Структура социально-педагогического комплекса. 239

Вопросы студентам.. 241

Литература к лекции. 241

ЛЕКЦИЯ 20. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ.. 243

Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении. Методы перевоспитания. Опыт работысоциальных педагогов в реабилитационных центрах «Надежда» и «Радость» г. Клина. В.Н.Сорока-Росинский о трудновоспитуемых. 243

Отклоиения в поведении подростка. 244

Перевоспитание. 245

Социальному педагогу «неформалах». 247

В. Я. Сорока- Росинский. 250

Трудновоспитуемые. 250

Вопросы и задания. 257

Литература к лекции. 257

ЛЕКЦИЯ 21. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.. 258

Что такое одаренный ребенок. Талантливый ребенок в семье. Работа социального педагога с одаренными детьми, В.П.Кащенко о «даровитых детях. 258

Что такое одаренный ребенок. 258

Талантливый ребенок в семье. 259

Социальный педагог и одаренный ребенок. 259

Всеволод Петрович Кащенко. 260

В П.Кащенко. 261

Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников?. 261

Вопросы и задания. 264

Литература к лекции. 264

ЛЕКЦИЯ 22. ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США.. 265

Работа социального педагога в Германии, Великобритании и США. Работа с трудновоспитуемыми, больными, взрослыми-безработными, родителями. 265

Взрослые в воспитательном процессе. 267

Принципы обучения взрослых. 269

Работа социального педагога с родителями. 270

Педагогическое просвещение родителей. 272

Работа социального педагога с инвалидами. 274

Вопросы и задания. 275

Литература к лекции. 276

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 277

ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА». 277

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 292

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, КОНТРОЛЬНЫХ И КУРСОВЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА». 293

ОТ АВТОРОВ

 

В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семье, где есть дети инвалиды, где родители больны или не имеют работы, семьям-беженцам, детям страдающим рГясестокости родителей алкоголиков или наркоманов. Встали остро вопросы

7j ПР.ТР.Й; итрасли подростковая преступность и детские заболевания, стала остро востребована работа социального педагога.

Это не только «помощь» или «перевоспитание», но и принятие мер по предотвращению кризиса в семье, и организация работы с детьми, чтобы создать им благоприятные условия для нормального развития и жизни.

В книгу вошли лекции о сущности социальной педагогики и работы социального педагога, характеризующие особенности его деятельности, профессионального мастерства как результат его постоянного труда, любви к детям и проявления человеколюбия — в общении с детьми из «семей риска», трудными и больными, в приютах и клубах по интересам, в школе и микрорайоне, в различных реабилитационных центрах.

Учитывая, что главным в работе социального педагога является развивающийся человек, формирование личности ребенка в книге акцентируется внимание на важности индивидуальной работы с ними.

Для этого потребовалось привлечение основных пшюж£ нийЛШЖИНскайиауки, и к ним ее части — социальной педагогики. Появилась необходимость обратиться к истории отечественного образования и педагогики, к практике социального воспитания отечественных педагогов, проанализировать их опыт. Поэтому наряду с проблемами работы социального педагога в современных условиях пришлось обращаться к вопросам защиты детей и к практике социального воспитания в истории нашего отечества.

Социальному педагогу нельзя не знать о сути государственной политики защиты семьи и детства в России, о благотворительной заботе общества о детях сиротах, религиозном воспитании, воспитании в дворянской к крестьянской семьях. Полезно знать, что

такое свободное воспитание и педагогика среды, воспитание личности в коллективе и педагогика ненасилия.

Как дополнение к лекциям в книгу вошли отрывки из исторических документов и литературных памятников, из статей видных отечественных педагогов и ученых по различным вопросам социального воспитания.

Эти материалы полезны социальному работнику при создании или организации работы в различных клубах, реабилитационных или лечебных центрах, в приютах для детей сирот и в индивидуальной работе с трудными подростками.

В книге могут найти для себя интересный материал педагоги, так как часть материала из истории отечественного образования и воспитания публикуется впервые, и содержат поучительный опыт прошлого.

Эти материалы представляют интерес для студентов, будущих социальных работников, особенно при подготовке курсовых и дипломных работ или рефератов по проблемам социальной педагогики.

Лекции были прочитаны студентам, слушателям — социальным работникам; предпочтение отдавалось тем темам, которые, по их отзывам, необходимы для практической работы.

В конце каждой темы даны задания вопросы, цель которых — направить социального работника и социального педагога на анализ предлагаемого материала, на необходимость и полезность педагогических идей прошлого для его практической работы. Это возможность творческого использования исторического прошлого.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.