Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционные основы образования в России






 

В Конституции Российской Федерации (1993) говорится, что каждый гражданин России имеет право на образование (статья43), гарантируются общедоступность и бесконституционные платность образования в государственных или основы образования муниципальных образовательных учреждений в России и на предприятиях, предоставляется право каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование в России является обязательным. Родители или их замещающие лица обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Конституцией устанавливаются государственные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Конкретные вопросы образования определяются федеральными законами. Так, Закон РФ «Об образовании», подписанный Б.Н.Ельциным 10 июля 1992 г., был дополнен Федеральным законом «О внесении изменений, дополнений в Закон РФ «Об образовании», принятый Государственной Думой в 1995 г, и одобрен Советом Федерации в 1996 г. Данный Закон определяет государственную политику в области образования, общие требования к организации образовательного процесса.

Статья 19 Закона уточняет, что среднее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. При этом основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Законом предусматривается также начальное и среднее профессиональное образование. В нем изложены основы получения высшего образования, устанавливается порядок платной образовательной деятельности.

Специальная глава Закона устанавливает социальные гарантии реализации прав граждан на образование. Сформулированы и экономические основы образования в России, регламентируются система управления образованием и педагогическая деятельность в школах и вузах.

В современной России система образования включает государственные, межгосударственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения.

После всех преобразований и целого ряда реформ существующая школа представляет следующую систему: общеобразовательная школа, средние профессиональные учебные заведения и высшие специальные школы.

I. Общеобразовательная школа представляет собой такую структуру: начальная школа (1—3-е и 1—4-е классы); основная школа (I—9-е классы); старшая школа (10—11-е классы); гуманитарные гимназии (1—11-е классы), работающие по разно уровневым и общеразвивающим программам.

И. Профессиональные учебные заведения:

специализированные лицеи, техникумы, колледжи (5—12, 1 — 12, 9—12, 10—12-е классы), где осуществляется профессиональная подготовка при дифференциации, по уровневой подготовки специалиста по принципу непрерывного образования: школа-лицей (техникум, колледж) — вуз.

III. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы (1—9-е, 1 —11-е классы) для детей с отклонениями в здоровье, в физическом и психическом развитии, с различными проблемами в семье.

IV. Учебные заведения, дающие дополнительное образование центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.

V. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским программам развития ребенка. Это программы профессионального и жизненного ориентирования.

VI. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, епархиальные гимназии, духовные академии.

Современная школа связана с огромным числом самых различных организаций. Это:

— органы социальной защиты семьи и детей;

— правовые органы;

— попечительские советы;

— спонсорские организации;

— учебно-производственные базы и комбинаты;

— внешкольные детские центры досуга и творчества;

— учреждения культуры: кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки;

— территориальные детские учреждения;

— медицинские детские учреждения;

— дошкольные учреждения воспитания детей;

— неформальные фонды (Детский фонд, Фонд мира);

— специальные школы и студии.

О социальных функциях школы еще в 20-е гг. писал Питирим Сорокин. Дальше мы подробно разберем его статью «Социальная роль семьи и школы», где он говорит о социальных функциях школы, сейчас же только остановимся на выделенных им трех главных функциях: селекция по способностям; обучение, воспитание.

Вторая и третья функции достаточно освещены нашими учеными. Первая рассматривалась как буржуазная теория.

Все подразделения образования решают задачи совершенствования личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования. Существующая система должна подготовить поколение к общественной и трудовой жизни, обеспечить творческое развитие каждой личности.

Рассматривая существующую систему образования, следует остановиться на таких ключевых понятиях, как «обучение» и «воспитание», с которыми повседневно сталкивается каждый социальный работник.

Обучение дает ребенку знания, умения и навыки, но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношения к труду, к людям.

Задача обучения — освоение подрастающим поколением системы учебных предметов — основ наук, техники, идеологии, культуры и искусства, освоение общественного опыта. Получение знаний по основам математики, основам естественно-научного, художественного и физического образования, изучение родного и иностранного языков Обучение связывается с трудовым воспитанием, с участием школьников в производительном труде, с участием в общественно-полезной работе.

Задача обучения состоит в образовании человека, развитии его задатков и способностей, формировании гармонически развитой личности, формировании его нравственных и культурных качеств, соответствующего поведения в обществе.

Процесс обучения несет в себе обязательно воспитательные функции. Необходимость единства обучения и воспитания поднималась неоднократно педагогами прошлого. Термин «воспитывающее обучение» был принят не только современными педагогами.

Процесс обучения носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива. Кроме знаний в школе ученик получает знания через средства массовой информации (радио, телевидение, прессу) в семье.

Воспитание — это формирование личности, ее характера, чувств, этических и эстетических идеалов, умения трудиться, культуры поведения.

В процессе обучения в школе, как показала практика, наибольший эффективности достигает учитель, поставивший перед собой цель развивать у детей творческое мышление: научить применять метод умственных разминок, развивающих детское воображение, нестандартное мышление, помогать ученику приобрести уверенность в себе. К воспитывающему обучению обращались многие педагоги в истории отечественного образования. Об исключительной важности этого метода писал великий педагог России К.Д.Ушинский.

Методы воспитания, способы воздействия взрослых на развитие ребенка — это целая наука. От содержания воспитания, от методов и форм его организации зависят конечные результаты развития личности. В процессе приобретения знаний об окружающем мире происходит умственное воспитание, развивается мышление, творческое мышление. В результате организованной работы в школе по укреплению здоровья, занятий спортом осуществляется физическое воспитание. Проводимое в школе правовое обучение, патриотическое, интернациональное, половое, развитие нравственных чувств и настроений направлено на нравственное воспитание.

В УПК, мастерских, учебных цехах, на пришкольных участках, школьных заводах, в различных формах самообслуживания осуществляется трудовое воспитание. Деятельность организованных в школах различных художественных кружков, где происходит соприкосновение с красотой природы и человеческих отношений в труде и быту, направлена на эстетическое воспитание. Именно в школе, в первом детском коллективе, ребенок получает первый опыт отношений в обществе, осваивает культуру своего народа, семьи, культуру своего поведения в обществе.

Воспитательная деятельность школы зависит также от ученического коллектива, от взаимодействия классных коллективов, от организации ученического самоуправления.

В работе школы существуют также понятия в неучебное и внешкольное воспитание. Его цель — создание условий для занятий ребят в художественных, изобразительных, драматических и научных кружках. Это и организация общественно-полезной работы, проведение различных развлекательных зрелищных мероприятий и содержательных игр школьников для различных возрастов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.