Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 3. Социальная педагогика как часть социальной философии
Социальная философия, основные понятия. Личность и общество — общие проблемы для социальной философии и социальной педагогики. Вопросы педагогики в социальной философии социалистов-утопистов.
Социальная философия — наука о проблемах общества и человека, проблемах отношений человека в обществе. Человек в обществе, человек в социальной среде, социальная справедливость и защита человека — главные понятия социальной философии. Ее функции состоят в теоретическом обосновании процессов, происходящих в обществе. Общество и личность — главная проблема социальной философии, проблема развития и человека и общества: что такое личность, ее изучение в истории философии, формы зависимости личности от общества и общества от личности, как развивается личность в коллективе. Личность в социальной педагогике рассматривается как объект воспитания. Личность и ее развитие, возрастные особенности личности, процесс обучения и воспитания, влияние среды и воспитания на развитие личности и т.д. Развитие личности происходит в процессе ее социализации. На этот процесс влияют все социальные институты общества и нормы общественного поведения человека. Социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. Не только общество влияет на человека, но и человек влияет на общество. И философия, и педагогика изучают, как развивается, как формируется в этом процессе личность, как взаимодействуют личность и семья, личность и этнос, личность и государство. Человеческое общество представляет сложную систему отношений. Одно из них — это личность в коллективе. В истории человечества существовали различные формы коллективизма. Одна из них — крестьянская община в России. Община решала и государственные и воспитательные задачи. Один из вопросов социальной педагогики т- это взаимоотношения личности и среды. В современных условиях в нашей стране социальная философия отражает происходящие изменения в обществе — новые экономические, политические, семейные, национальные и религиозные отношения. Выдвигаются для нового осмысления, точнее, познания современная семья, ее кризис, образование и школа, молодежь и общество, город и природа, рынок и бюджет, национальные отношения. В центре всех этих проблем — человек, личность. Первостепенными проблемами современной социальной философии являются несоответствия социальных, экономических, культурных и образовательных проблем, так как от этого страдает, прежде всего, человек. Человек подвергается несправедливости со стороны окружающей среды, со стороны общества. Он ощущает на себе все несоответствие интересов государства и человека, духовности и религии, давления различных идеологий. В современном обществе нарушено общение, взаимопонимание, духовное, физическое и нравственное здоровье человека. В чем мы находим общее, связь социальной философии и социальной педагогики. В том, что социальная философия определяет основные проблемы отношений человека и общества, часть из них решает социальная педагогика. Это личность и среда, личность и образование, личность и семья, личность и духовная культура, личность и подготовка и участие в общественном труде. Так, в современных условиях стала острой социально-философская проблема — человек и природа. При глобальных экологических катаклизмах социальной проблемой стали болезни человека, детей в связи с экологическими нарушениями. Отсюда социальная философия обращается к новому осмыслению формирования личности в окружающей среде, а также в семье, в школе, в ситуации обострения национальных отношений. Из этих понятий на социальную педагогику выходит проблема зависимости воспитания от социальной среды. Социальная педагогика анализирует, как влияет изменяющаяся среда на формирование личности, как в новом обществе решается социальная проблема образования подрастающего поколения. По отношению к социальной педагогике социальная философия является методологией, которая призвана помочь социальному педагогу и социальному работнику ориентироваться в социальных проблемах общества. Социальная философия отражает интересы различных слоев общества. Наряду с социальными, бытовыми, экономическими, медицинскими, правовыми она дает возможность рассматривать и психологические и педагогические проблемы человека. Как адаптируется в современном обществе подросток, чем может помочь ребенку педагог. Социальная педагогика, занимаясь проблемой: личность и общество, регулирует отношения человека в обществе. В кризисных условиях современной семьи ребенку (подростку) социальный педагог помогает найти место в обществе, приспособиться к условиям жизни. В новых экономических условиях, в новых формах собственности, в многоукладное™ экономических отношений формируется новое экономическое мышление. Социальная педагогика анализирует, как новые экономические отношения влияют на отношения в семье, на воспитание детей. Как необратимый процесс кризиса семьи влияет на личность, на целое поколение, как дети, подростки готовятся к труду в условиях кризиса экономики. Что необходимо сделать в современной системе образования, чтобы реально помочь и подготовить молодежь к труду, выбрать профессию. Социальная педагогика в первую очередь обращается к проблемам детства. Детство как социальная проблема общества оказалась больше всего незащищенной, в современных условиях дети приняли на себя все удары кризиса общества. Социальная педагогика обращается к вопросам воспитания личности, формирования ее духовных и нравственных качеств, ее поддержки в критической ситуации, помогает ребенку (подростку) адаптироваться в современном обществе. Социальная педагогика обращается к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работе в социальных центрах защиты детей и подростков. Как решается проблема всеобщего, равного образования, способность и возможность личности получить образование в период, когда государство отстранилось от образования подрастающего поколения. Как преодоление кризиса общественного образования выдвигаются в качестве приоритетных задачи самообразования, самоорганизации и самовоспитания. Социальная педагогика сегодня — это знания о человеке в обществе, о формировании личности в обществе, о социализации личности, о трудностях детства в современных условиях. Практика социального педагога направлена на то, чтобы помочь ребенку (подростку) достичь социальной и духовной стабильности в обществе, созданию новых отношений. Отсюда следует рассмотреть, какие главные цели ставит перед собой социальная педагогика. Помочь ребенку. Если врач ставит задачу «не навредить», то социальный педагог ставит цель — помочь ребенку сориентироваться в современных кризисных условиях общества. Поэтому социальная педагогика, как и социальная философия, не может существовать вне связи с другими науками — с психологией, физиологией, анатомией, логикой, медициной, экономикой. Здесь следует снова вспомнить слова К.Д.Ушинского, который говорил — чтобы воспитать человека, нужно знать его во всех отношениях. Социальная педагогика в современных условиях направлена на воспитание деятельного человека, способного участвовать в конкретном деле. В первую очередь она обращается к семье с учетом изменения ее роли в современных условиях. Она ориентирована на изменение условий жизни и на служение обществу в этих условиях, а также на религиозное осмысление жизни. Религиозное воспитание — это широкая система воздействия на человека, имеющая глубокие социально-исторические и психологические корни. Эти социальные ориентации определяет социальная философия, и они же, как видно из вышеизложенного, являются ведущими в социальной педагогике. Современный опыт социальной работы направлен на решение этих проблем. Определяются главные ориентиры в социальной педагогике, которые направлены помочь личности ориентироваться в кризисном состоянии общества. Одно из направлений в педагогической практике — это помочь детям преодолеть трудности, поддержать, защитить, организовать реабилитацию. И как вывод. Исходя из главной проблемы социальной философии — человека как явления социального, то и проблемы его воспитания, обучения, образования также являются проблемами социальными. Социальная педагогика в основу своей теории и практики ставит личность, ее формирование и воспитание человека в обществе, в окружающей среде, в этом их общность.
Вопросы педагогики в истории социальной философии
История философии знает достаточно учений, где социальные проблемы общества и человека, воспитания личности являются центральными. Это отдельный курс лекции. Хочу остановиться на социальной философии только социалистов-утопистов (Ш.Фурье, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Э.Кабе) и русских революционеров-демократов (А И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов), их взгляды на социальные проблемы общества на образование и воспитание человека. О социалистах-утопистах в советское время было написано много, но обязательно с комментарием, что они «не поднялись до», «не понимали.» классовой борьбы Принимались их критика буржуазного общества, их теоретические выкладки построения социально справедливого общества будущего. Они поднимали проблемы человека в обществе, писали о смысле жизни и счастье. О развитии цивилизации и культуры, о воспитании и образовании человека. Социалисты-утописты представляли общество будущего как справедливый соответствующий природе человека строй. Построить справедливое общество можно средствами пропаганды и реформ или с помощью власть имущих. Не принимая лозунг «Свобода, равенство и братство», они говорили о невозможности фактического равенства между людьми, так как каждый человек — это личность. Но в то же время они говорили о социальном равенстве на образование, требовали введения всеобщего равного образования. Они считали, что главным условием создания социально справедливого общества является правильно организованное образование и воспитание нового поколения. Переоценивая роль воспитания, они считали, что оно является «самой важной стороной социального регулирования», приравнивая тем самым образование народа к одной из важнейших социальных проблем. В центре социальной философии социалистов-утопистов был человек. Хорошо зная природу человека, его потребности, они делали вывод, что интересы человека могут быть обеспечены только в социально справедливом обществе. Положение человека, воспитание идеальной личности социалисты-утописты поставили в зависимость от прогресса общества. Так, Томас Мор (1478—1535) считал условием справедливого общества — счастья человека, его свободную деятельность, всестороннее развитие личности. Теодор Дезами (1803—1850) писал, что развитие талантов и способностей человека зависит от условий, от среды, в которой воспитывается ребенок. Через всю философию Анри Сен-Симона (1760—1825) проходит идея гармонического сочетания в человеке личных и общественных интересов. И в социально справедливом обществе человек сможет удовлетворить свои потребности в знаниях, искусстве, ремесле. Труд был в основе, воспитания человека и рассматривался как источник всех добродетелей. Человек в социальной философии Шарля Фурье (1772—1837) — личность сильная, способная создать справедливое общество, познать природу и влиять на нее. Буржуазное общество извращает человека. Порочность социальных условий порождает уродов, делает наполненным целое поколение. В проблеме «человек—среда—воспитание» он видит не только влияние среды на человека, но и человека на среду. В работах Роберта Оуэна (1771 — 1858) анализируется зависимость человека от окружающей среды. Оуэн утверждал, что человек является продуктом окружающей среды, что человек не виновен в своих неблаговидных поступках, а виновна окружающая среда. Правильным воспитанием можно воспитать «рациональные характеры и таким образом изменить общество». Под огромным влиянием социалистов-утопистов были русские революционные демократы. В.Г.Белинский (1811—1848) считал, что достичь в воспитании идеала, достойного гражданина возможно только в социально справедливом обществе. Н.П.Огарев (1813— 1877) считал, что только в социально справедливом обществе возможно развитие задатков и способностей у человека. Н.Г.Чернышевский (1828—1889) писал, что «злодей и негодяй не родится злодеем и негодяем, а делается им от недостатка ли нравственного воспитания, или от ужасающей необходимости быть злодеем и негодяем или умереть с голоду». Только улучшение социальных условий народа сможет повлиять на улучшение его нравов. «Людей путных или непутных делает жизнь, общий строй ее», — писал Н.А.Добролюбов (1836—1861). В статье «О значении авторитета в воспитании» он писал, что воспитатель должен уважать воспитанника, внушать ему поступать согласно принципам добра и правды. Заключая разговор и экскурс в историю социальной философии, следует отметить, что наряду с вопросами, как обустроить социально справедливое общество, утописты составляли проекты организации обучения и воспитания в этом обществе. Их трактовка сводилась к тому, что первостепенным в воспитании человека является окружающая его среда. Правда, каждый по-своему предлагает, как следует обустроить социально справедливое общество. А.И.Герцен звал Русь к топору, Ш.Фурье и Р.Оуэн — создавать фаланстеры, своеобразные кооперативы, перевоспитывая в них человека. В Петербургской губернии в 1847 г. строил фаланстер М.В.Буташевич-Петрашевский. Фурье, потерпев крах фаланстера для взрослых, приходит к выводу, что изменить общество можно только созданием детских фаланстеров, где будет воспитываться новое поколение.
Вопросы и задания 1. Что общего в социальной философии и социальной педагогике. 2. Вопросы образования в социальной философии социалистов-утопистов и революционных демократов.
Литература к лекции
1. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. - М., 1989. 2. Григорьев СИ. Теория и методика социальной работы. — М., 1991. 3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. 4. Основы современной философии. — М., 1997. 5. Социальная работа и социальная философия. — М., 1996. 6. Филонов Т.Е. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6.
|