Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ №9






Тема: Категория лица глагола. Безличные глаголы

Теоретические вопросы:

1. Категория лица глагола, ее значение и способы выражения. Связь категории лица с другими глагольными категориями.

2. Персональность и способы ее выражения в русском языке.

3. Вопрос о категории лица форм прошедшего времени и сослагательного наклонения.

4. Образование и значение форм 1, 2, 3 лица.

5. Недостаточные и изобилующие глаголы.

6. Безличные глаголы, их семантика и грамматические особенности.

7. Как представлена тема «Категория лица глагола» в школьном учебнике? (подготовить сообщение, привести примеры заданий по теме).

Практические задания:

1. Определите отношение субъекта действия к лицу. Определите способ выражения персональности: На-ка книгу; пусть расскажет; отдохнуть бы им; в дверь стучат; ну, пошли; не тебе об этом судить; помогли бы вы нам; мне не спится; туман стелется.

2. Образуйте возможные личные формы глагола, укажите глаголы с избыточной и недостаточной парадигмой. Назовите причину отсутствия тех или иных форм у недостаточных глаголов. Укажите варианты форм: идти (пешком), дерзить, мяукать, вечереть, полоскать, горчить, толпиться, нормировать, понять.

3. Выпишите безличные глаголы, определите, являются ли они а) собственно безличными; б) безличными, образованными от личных; в) личными в безличном употреблении. Укажите их лексическое значение: состояние природы, действие стихийной силы, состояние живых существ, модальное значение.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Мнится мне ночью: меж белых берез бродит в туманном сиянье мороз. С тобой нас нынче затесало в толпу глазеющих зевак. Как живется вам, здоровится, можется, поется как? Ах, в самом деле рассвело! Там русский дух, там русью пахнет. Мне нравится, что вы больны не мною.

4. Определите, в форме какого лица употреблен глагол, укажите частные значения категории лица: а) отнесенность действия к говорящему, б) отнесенность действия к собеседнику, в) отнесенность действия к лицу, не участвующему в разговоре или предмету, г) отнесенность действия к говорящему совместно с другими лицами, д) отнесенность действия к собеседнику совместно с другими лицами, е) отнесенность действия к лицам, не участвующим в разговоре, ж) обобщенно-личное значение, з) неопределенно-личное значение и др.

1) В теснине Кавказа я знаю скалу. 2) Прожитого не воротишь. 3) Здесь вологжане отдыхают. 4) Мы прощаемся с теплым летом. 5) Расскажи мне о своей поездке в Москву.6) День гаснет, и камин трещит передо мной. 7) Покупайте скорее билеты, поезд отходит. 8) Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно.9) Мы почти всегда извиняем то, что понимаем. 10) Вам, может быть, нужно с братом поговорить? Они в должности, раньше пяти часов не приходят.11) –В город едешь, молодец? – спросил Салакин, подходя к угольщику. Тот посмотрел на него и глухим голосом ответил: – Мы в город порожними не ездим.

5. Объясните различия в написании глагольных форм, выполните их формообразовательный анализ:

Свистните – свистнете, стукните – стукнете.

Конспект: Употребление форм глагола (образование личных форм, варианты видовых форм, возвратные/невозвратные глаголы)

Конспект можно выполнить по одному из пособий:

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.- М.: Книга, 1989.-С. 221-228 (или соответствующий раздел в других изданиях).

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка.– М., 2007

Литература:

1. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 184-188.

2. Русская грамматика. М., 1980. Т. 1. – С. 636-640.

3. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. -М., 1976. -С. 149-151.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.