Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ № 2






Тема: Формообразование и словоизменение глагола.

Теоретические вопросы:

1. Способы образования глагольных форм. Простые (синтетические) и аналитические формы.

2. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.

3. Классы глагола, их отношение к словообразованию и формообразованию глагола.

4. Парадигма глагола.

5. Спряжение глагола.

Практические задания:

1. Укажите две основы формообразования, определите класс глагола. Назовите показатели продуктивности-непродуктивности класса: знать, гаснуть, мокнуть, грести, жалеть, вертеть, прожить, косить, продавать, диктовать, помалкивать, съесть, убежать.

Образец: реш а -ть –реш а j ут - 1 продуктивный класс

2. Образуйте от данных глаголов все возможные спрягаемые и неспрягаемые формы, объясните ограничения в образовании форм: приносить, принести.

3. Охарактеризуйте парадигму глагола, обратите внимание на варианты форм, наличие всех личных форм, отметьте формы, в которых происходят морфонологические преобразования основ: разжечь, мучить, голосить.

4. Определите различия в составе форм многозначного глагола, объясните их: Женщина ведет ребенка – Лестница ведет на крышу.

5. Определите спряжение, укажите способ определения спряжения (при выполнении задания пользуйтесь справочными материалами): купить, продать, задержать, тащить, чтить, идти, вертеться, разглядеть, жать, побриться, клеить, разогнаться, расколоть.

 

Литература

1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М., 2001.– С. 80-86.

2. Современный русский язык / Под ред. Л.А.Новикова. -СПб., 1999.– С.463-464, 542-554.

3. Виноградов В.В. Русский язык.– М., 1986.– С. 334-347

4. Русская грамматика. Т. 1.– М., 1980.– С. 582-583.

5. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 150-162.

Справочные материалы к занятию № 2

Словообразовательные продуктивные классы глаголов

 

Конечные фонемы основы инфинитива и прошедшего времени Конечные фонемы основы настоящего-будущего простого времени Показатели классов Классы
-а- чита-ть   -аj- чит[аj-у]т а/аj I
-э- беле-ть   -эj- бел[эj-у]т э/эj II
-ова- рисова-ть   -уj- рис[уj-у]т ова/уj III
-ну- толкну-ть   толкну-л   -н(ну)- толкн-ут ну/н IV
-и- краси-ть мягкий согласный или шипящий кра[с’-а]т и/ согласный V
Все остальные глаголы относятся к непродуктивным группам  

 


 

Спряжение глаголов

 

Глаголы по отношению к спряжению  
Глаголы регулярной системой личных окончаний Глаголы с нерегулярной системой личных окончаний
II спряжение I спряжение с особым спряжением разноспрягаемые
1. Все глаголы с ударными личными окончаниями 3 лица множ. числа –ат, –ят 1. Все глаголы с ударными личными окончаниями 3 лица множ. числа –ут, –ют дать, есть (в значении «принимать пищу»), быть (в формах наст. времени) хотеть, бежать
2. Глаголы с безударными личными окончаниями, заканчивающиеся в инфинитиве на – ить 3. Глаголы – исключения: дышать, слышать, держать, гнать; терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть. 2. Все остальные глаголы и три глагола на –ить: брить, стелить, зиждиться.  

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.