Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ №15






Тема: Частицы

Теоретические вопросы:

1. Частица как служебная часть речи, ее отличие от предлога и союза.

2. Взаимодействие частиц с другими частями речи. Переход разных частей речи в разряд частиц и разграничение грамматической омонимии. Вопрос о грамматическом статусе слов один, самый в служебной функции.

3. Классификация частиц по функции и значению (формообразующие – неформообразующие; модальные – амодальные; логико-смысловые; эмоционально- экспрессивные). Вопрос о словообразующих частицах (постфиксах). Вопрос о границах модальных частиц.

4. Классификация частиц по происхождению и структуре.

5. Разряды частиц по месту в предложении (присловные – неприсловные; препозитивные, постпозитивные, со свободным местоположением). Особенности частиц да, нет.

6. Изучение темы «Частица» в школе (подготовить сообщение о представлении данной темы в школьных учебниках, составить словарный диктант на правописание частиц - 20 слов)

 

Практические задания:

1. Найдите частицы и определите их разряды (смысловые, модальные, эмоционально-экспрессивные и формообразовательные).

1) Время как будто остановилось. 2) Разве в сказке не может быть правды? 3) Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. 4) Что за глаза! Они так сверкали, словно два угля. 5) О если бы я был живописец, я чудно изобразил бы всю прелесть ночи! 6) А вон внизу, направо, уже мелькают огоньки деревни. 7) Ну прощай, Маша; Василиса Егоровна, уведи же ее поскорей! 8) Да, вот именно такое утро сегодня, как будто каждое существо на земле нашло свое место и никто никому не мешает. 9) Нет, пусть послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. 10) Но все бывало недосуг нам с ним поговорить. 11) Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. 12) Бывало, пойдет говорить — век бы слушал его. 13) Он пожаловался, что вот, мол, забыл русский язык, не помнит названий цветов.

2. Определите, в каких предложениях слово еще является наречием, в каких — частицей.

1) В Москве все еще стояла зима. 2) Вдруг еще появился сигнал, и команда примчалась другая. 3) Еще напор — и враг бежит! 4) Вот еще выдумали — в Новый год из дома уезжать! 5) Он слышал эту легенду еще ребенком.

3. Составьте предложения или словосочетания со словами лишь, только, точно, прямо, это, чтобы каждое слово было употреблено в роли всех возможных знаменательных и служебных частей речи.

4. Определите частеречную принадлежность слов в предложении, выполните полный морфологический разбор выделенных слов.

Ведь ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием.

Конспект (тезисы): «Правописание частицы НЕ»

Можно выполнять по одному из пособий

1) Розенталь Д.Э.Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание)

2) Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.– М., 2007

3) Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография.– М., 1983

 

Литература:

1. Распопов И.П., Ломов А.М. Основы русской грамматики. Морфология и синтаксис.–Воронеж, 1984.– С. 165-167.

2. Виноградов В.В. Русский язык. – М., 1986.– С.504-513.

3. Русская грамматика-80.–С. 723-732.

4.Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 244-248.

5. Современный русский язык. Под ред. Е.И. Дибровой.– М., 2001.– С.205-214.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.