Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАНЯТИЕ № 1






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Морфология (часть 2)»

Направление подготовки «Педагогическое образование»,

профиль «Филологическое образование», 3 курс

Объем дисциплины (аудиторные занятия): 56 часов (20 л + 36 пр)

Содержание дисциплины:

Тема 1. Глагол.

Глагол как часть речи. Лексико-грамматические разряды глаголов. Система грамматических категорий глагола. Основы и классы глаголов. Формообразование. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

Причастие. Деепричастие. Вопрос о месте причастия и деепричастия в морфологической системе глагола. Семантика, морфологические признаки и синтаксические функции причастий и деепричастий. Их образование. Переход причастий в имена прилагательные. Переход деепричастий в наречия и служебные слова.

Тема 2. Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи. Функции предлогов. Разряды предлогов по семантике, структуре и способам образования.

Частица как служебная часть речи. Функции частиц. Разряды частиц по семантике, структуре и способам образования.

Союз как служебная часть речи. Функции союзов. Разряды союзов по семантике, структуре и способам образования.

Тема 3. Междометия. Вопрос о звукоподражательных словах.

Междометие как особая часть речи. Функции междометий.

Звукоподражательные слова. Их отличие от междометий. Функции и употребление в речи.

Тема 4. Явление переходности в системе частей речи как способ пополнения лексико-грамматических классов слов.

Переходность (трансформация) в системе частей речи и явление синкретизма. Субстантивация. Адъективация. Нумерализация. Прономинализация. Вербализация. Адвербиализация. Предикативация. Модаляция. Препозиционализация. Конъюнкционализация. Партикуляция. Интеръективация.

 

Лекционные занятия Количество часов
Глагол как часть речи. Основы и классы глаголов 4 часа
Категория вида 2 часа
Категория залога 2 часа
Категория наклонения 2 часа
Категория времени 2 часа
Категория лица. Спряжение 2 часа
Причастие. Деепричастие 2 часа
Служебные слова. Предлоги. Союзы. Частицы 2 часа
Явление переходности в системе частей речи 2 часа
Итого: 20 часов

План практических занятий

Тема Что необходимо выполнить к занятию Формы контроля на занятии
  Глагол как часть речи. Разряды глагола. Инфинитив.    
  Формообразование и словоизменение глагола   Тест «Формообразование глагола»
  Категория вида    
  Способы глагольного действия Составить таблицу «Способы глагольного действия»  
  Переходные и возвратные глаголы    
  Категория залога   Тест «Категории вида и залога»
  Категория наклонения    
  Категория времени    
  Категория лица. Безличные глаголы. Спряжение   Подготовить конспект «Употребление форм глагола»  
  Морфологический разбор форм глагола. Обобщающее занятие по теме «Глагол»   Тест «Словоизменительные категории глагола»
  Причастие Подготовить конспект (тезисы) «Правописание причастий и отглагольных прилагательных» Диктант «Правописание глаголов и причастий»
  Деепричастие   Зачетная работа по теме «Глагол»
  Служебные части речи. Предлог Подготовить конспект (тезисы) «Правописание предлогов и союзов»  
  Союз Составить таблицу «Разряды союзов по значению»  
  Частица Подготовить конспект (тезисы) «Правописание частицы НЕ»  
  Морфологический разбор служебных частей речи.   Тест (с элементами диктанта) «Служебные части речи»
  Междометия. Звукоподражательные слова   Самостоятельно изучить теоретические сведения по теме  
  Явления переходности в системе частей речи     Контрольная работа

Список основных понятий

(для собеседования на экзамене)

 

Адвербиализация Адъективация Акциональные/неакциональные глаголы Аспектуальность Безличный глагол Вербализация Вид глагола – совершенный – несовершенный Видовая корреляция – соотносительные (парные) по виду гл. – одновидовые (непарные) глаголы – двувидовые глаголы Видовая пара Время глагола – абсолютное – относительное Глагол Глагольное междометие Грамматема Грамматическая категория – словоизменительная – классифицирующая Грамматическое значение (ГЗ) – общекатегориальное значение – общее ГЗ – частное ГЗ Граммема Деепричастие Дейксис Дейктики Залог – действительный – страдательный – средневозвратный Звукоподражание Зона синкретизма Изобилующий глагол Имперфективация Интеръективация Инфинитив Классы глагола – продуктивные – непродуктивные Конъюнкционализация Косвенно-переходный глагол Лексико-грамматический разряд Лицо глагола Личная форма глагола Личное окончание глагола Междометие Модальность Модаляция Морфологическая парадигма слова Морфология   Наклонение – изъявительное – повелительное – сослагательное Начальная форма слова Недостаточные глаголы Непредикативные формы глагола Нумерализация Основы глагола Парадигма слова Партикуляция Переходность/непереходность Перфективация Полевая структура частей речи Предикативация Предлог Препозиционализация Причастие – действительные П – страдательные П Прономинализация Разноспрягаемые глаголы Связка Словоформа Союз Способы глагольного действия Способы выражения ГЗ Спрягаемые глагольные формы Спряжение Субстантивация Темпоральность Типы морфологической парадигмы слова – полная – неполная – избыточная Транспозиция частей речи Формальный класс Формообразование Функционально-семантическая категория Функционально-семантическое поле Части речи – знаменательные – служебные Частица  

 

 



ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Глагол как часть речи

Теоретические вопросы:

1. Глагол как часть речи. ОКЗ, морфологические категории, синтаксические функции.

2. Вопрос о границах глагола как части речи.

3. Семантические разряды глагола.

4. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола.

5. Инфинитив как начальная форма глагола. Значение, образование, синтаксические функции.

6. Представление темы «Глагол» в школьных учебниках 5-11 кл. Как решается вопрос о границах глагола как части речи, наборе грамматических категорий? (подготовить сообщения по учебникам 5-7 класса и 10-11 класса).

Практические задания:

1. Определите частеречную принадлежность всех слов в тексте. Выпишите из текста спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, определите их морфологические признаки и синтаксическую функцию.

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал:

– Барин, не прикажешь ли воротиться?

– Это зачем?

– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. (А.С. Пушкин)

2. а) Определите средства выражения грамматического значения глагольных форм в тексте. Выполните формообразовательный анализ глагольных форм.

б) Пользуясь материалами таблицы, определите, к какой группе по значению относятся глаголы (полнознаменательные/неполнознаменательные, акциональные/неакциональные и т.д.)

Образец: Говорит – полнознаменательный, акциональный, глагол речевого действия.

3. Определите синтаксическую функцию инфинитива.

На земле надо жить с хорошей большой любовью. Февраль! Достать чернил и плакать. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. Его охватило желание закричать во весь голос. Кто может дважды счастье знать? Биться в одиночку – жизни не перевернуть. Он поминутно просил пить.

Литература

1. Виноградов В.В. Русский язык. (любое издание). раздел «Глагол», п. 1, 3.

2. Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол., Л., 1967. Введение.

3. Мейеров В.Ф. Инфинитив, его семантика и структура // Филологические науки, 1985, № 3.

4. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч.Ч. 2 / Под ред. Дибровой Е.И. (3-е изд., стер.) учебник М.: Академия, 2001. – С. 80-86.

5. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1987. — С. 150-162.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.