Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линейное пространство сигналов






Теория сигналов становится строгой и выразительной, если она базируется на математическом аппарате функционального анализа. Иногда говорят об использовании геометрических методов, когда сигнал представляют вектором в специальным образом сконструированном бесконечномерном пространстве.

Воспользуемся известными из линейной алгебры положениями для формирования пространства сигналов, в котором удобно исследовать сигналы – синтезировать, анализировать, вести их обработку на основе формализованных подходов.

Пусть существует множество сигналов

 

имеющих некоторые общие для всех сигналов свойства. Для удобства работы с множеством сигналов зададим его структуру (аксиоматику), определяющую «взаимоотношения» между различными его элементами.

Будем говорить, что множество L образует вещественное линейное пространство сигналов, если его структура выражается следующими аксиомами:

1. Любой сигнал при любых t принимает лишь вещественные значения.

2. Для любых существует ; при этом операция суммирования коммутативна; и ассоциативна: .

3. Для любого и любого вещественного определён сигнал , .

4. Существует элемент , такой, что для всех

Если элементы множества – комплексные числа, то введя соответствующее изменение в аксиоме 1 и умножение на комплексное число в аксиоме 3, можно определить комплексное линейное пространство.

Представленные аксиомы являются очень «жесткими», поэтому для расширения круга задач, решаемых с использованием линейных пространств, в структуру вводятся четыре существенных дополнений.

10 Координатный базис

Координатный базис по аналогии с векторным пространством вводится как система линейно независимых сигналов , для которых

(1.6)

лишь в случае, когда все .

Тогда сигнал можно разложить в координатном базисе

(1.7)

где Ci - проекции сигнала s(t) в базисе .

Например, для сигналов, представляемых степенным рядом

 

базисом является совокупность сигналов

20 Понятие нормы в линейном пространстве сигналов

Пространство L является нормированным, если каждому сигналу сопоставлено число - норма этого сигнала, и справедливы следующие свойства нормы:

- (неотрицательна), тогда и только тогда, когда ;

- для любого справедливо .

- если , то справедливо неравенство треугольника

Используются несколько способов задания нормы:

(1.8)

– для вещественных аналоговых сигналов;

(1.9)

– для комплексных сигналов.

(1.8) называют энергетической формой представления нормы, потому что, возведенная в квадрат, она является энергией сигнала (на практике чаще всего о сигнале судят по энергетическому эффекту), т.к.

(1.10)

т. е. если через сопротивление в 1 Ом протекает ток , то Es –энергия, выделяемая на этом сопротивлении.

Кроме того, при использовании интегральной формы нормы сглаживаются кратковременные случайные выбросы в полезном сигнале.

Если норма вводится в форме (1.8), то L называют пространством функций с интегрируемым квадратом и обозначают L2.

30 Метрика линейного пространства

Пространство L становится метрическим, если каждой паре элементов сопоставлено неотрицательное число – метрика (или расстояние между элементами), обладающая свойствами:

– рефлекcивность метрики;

при любых ;

для любого .

Обычно метрику определяют как норму разности двух сигналов

(1.11)

Норму можно понимать как расстояние между выбранным элементом и нулевым элементом .

Зная метрику можно судить, насколько хорошо один сигнал аппроксимирует другой.

40 Скалярное произведение в пространстве сигналов

Введя структуру, норму и метрику линейного пространства, мы все же не имеем возможность вычислять важную характеристику – угол между сигналами (векторами). Этот изъян устраняется, если ввести скалярное произведение, пользуясь соотношениями аналитической геометрии (рис. 1.8).

Известно, что

(1.12)
где  

Рис. 1.8 Представление суммы векторов в векторном (эвклидовом) пространстве

По аналогии с векторными представлениями выразим энергию суммы двух сигналов

(1.13)

Сравнивая (1.12) и (1.13), определим скалярное произведение двух сигналов как

(1.14)

И соответственно угол между двумя сигналами

(1.15)

Интеграл называют еще взаимной энергией сигналов .

Запишем для скалярного произведения очевидные свойства

(1.16)

Дополнения 10…40 совместно с основными аксиомами 1…4 обеспечивают универсальную конструкцию линейного пространства сигналов.

Линейное пространство со скалярным произведением (1.14)…(1.16) полное в том смысле, что содержит все свои предельные точки любых сходящихся последовательностей из этого пространства, называется вещественным гильбертовым пространством Н.

Если ввести комплексное скалярное произведение по формуле

(1.17)

а также равенство , то получим аналогичное определение комплексного гильбертова пространства. Здесь и – соответственно комплексно-сопряженные значения сигнала и скалярного произведения.

Сконструированное таким образом пространство сигналов позволяет формализовать работу с сигналами, упростить их анализ и синтез, а также решение задач исследования в целом.

Одной из таких задач в устройствах передачи и обработки информации является задача ортогонализации.

Два сигнала u и называются ортогональными, если их скалярное произведение и, следовательно, взаимная энергия равна нулю

(1.18)

В практических расчетах при анализе сигналов удобнее пользоваться ортонормированным базисом, определяемым как система ортогональных функций, обладающих единичными нормами и скалярным произведением

(1.19)





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.