Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотехника






От самочувствия, настроения педагога во многом зависит характер взаимоотношений с учащимися, коллегами и, следо­вательно, результат его педагогической деятельности. Педагог не может и не должен быть равнодушным человеком. Он раду­ется достижениям и достойным поступкам воспитанников, огорчается плохим. Его переживания воспринимаются детьми как оценка их действий. Педагог - человек, играющий самого себя с целью позитивного влияния на воспитанников. Как от­мечает И.А.Зязюн, достичь оптимального внутреннего состоя­ния в педагогической деятельности трудно, т.к. она сама по се­бе эмоционально напряжена, требует больших душевных за­трат.

Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние учителя имеют пределы ресурсов психического здоровья, и, чтобы продуктивно работать в течении года учи­тель должен, прежде всего, уметь рационально тратить свою психическую энергию, знать как ее можно восполнять, восста­навливать (Е.И.Рогов). Это поможет ему осознанно и эффек­тивно распределять свои силы в течении каждого дня, недели, месяца, года, владеть ситуацией и собой, сохранять работоспо­собность и оптимизм, быть уверенным в себе, и, в конечном итоге, успешно работать.

В основе психологической устойчивости человека, в частно­сти учителя, лежит положительный эмоциональный настрой на учащихся, работу, себя. Положительные эмоции вдохновля­ют учителя, придают ему бодрости и сил для преодоления пе­дагогических проблем, а негативные, вызывая страх, тревож­ность, раздражительность - ведут к осложнениям в работе.

Выражение доброжелательности на лице способствует по­явлению положительных эмоций как у самого учителя, так и у детей. Поэтому недопустимо хмурое, злое, скучающее выраже­ние лица даже, если нам не до смеха и веселья. Если плохое на­строение не уходит, надо улыбнуться и подумать о приятном. Даже, если учитель внешне не проявляет негативных эмоций, они делают свою разрушительную работу - губят здоровье. Помочь здесь могут и спорт, и музыка, и физический труд, и чтение, и танцы, и прогулки на природе, иными словами, кому что по душе, т.е. любимые увлечения. Все это поможет снять напряжение, поднять настроение.

Теперь несколько слов о волевой сфере деятельности педа­гога. Можно обращаться к чувству долга, преодолевая собст­венные устремления, действия. Другой путь - непрямой, когда мы влияем на внешние проявления эмоций. Речь идет о кон­троле мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыха­ния. Их изменение влияет на психическое состояние. Полезно знать, каким эмоциональным реакциям отвечает та или иная группа мышц. В состоянии страха напрягаются артикуляцион­ные и затылочные мышцы, мы «немеем от страха» и их надо расслаблять.

Показателем эмоционального состояния является и дыха­ние. Если мы спокойны - дыхание ровное, взволнованы - уча­щенное. Контроль за темпом дыхания, его глубиной уменьшит волнение. Отсюда и совет начинающему учителю: перед началом урока посмотрите на класс, трижды глубоко вдохните и выдохните, улыбнитесь и поздоровайтесь (И.А.Зязюн). Это психосоматические реакции, механизм действия которых ле­жит в основе изменения темпа речи и движений. Для успокое­ния на уроке можно медленно ходить по классу, говорить не­громко. Через некоторое время мы успокаиваемся.

Для стабилизации эмоционального состояния полезно пользоваться самовнушением с помощью аутогенной трени­ровки, которая должна состоять из двух частей: расслабления и самовнушения, а также саморегуляции психического состояния с использованием нейролингвистического программирования (см. материалы индивидуальной работы 2).

Овладение психотехникой необходимо учителю для созда­ния положительного эмоционального фона общения, благо­приятного микроклимата в группе, предупреждения травми­рования психики, как детей, так и своей. Владение психотехни­кой является свидетельством профессиональной культуры пе­дагога. Как отмечает В.М.Гринева, психотехника предполагает использование достижений и средств психологической науки, рационального использования психических возможностей пе­дагога в его профессиональной деятельности. Основой саморе­гуляции психического состояния является внимание и пред­ставление.

Внимание. Педагогу необходимо умение сосредотачивать внимание в конкретный момент на нужном объекте. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Оба вида вни­мания необходимы учителю и взаимосвязаны, однако особая роль отводится именно произвольному вниманию, как условию успешной педагогической деятельности. Произвольное внима­ние связано с проявлением воли. Например, если изначально педагог невольно обращает внимание на проступок ребенка (непроизвольное внимание), то затем его действия приобрета­ют целенаправленный характер с целью коррекции поведения ребенка, что требует проявления произвольного внимания.

Особое значение для педагогической деятельности имеет развитие уровня, стойкости, переключения и распределения внимания, т.к. педагог постоянно должен держать в поле зре­ния до 40 учащихся с присущими им особенностями. Хорошо развитое внимание - основа педагогического видения, которое лежит в основе грамотных действий педагога, помогает ему в гложнейших ситуациях обучения и воспитания. Вниманию можно и нужно учить. Некоторые упражнения по развитию внимания приведены в материалах индивидуальной работы.

Представление - компонент психотехники, позволяющий предвидеть результаты работы, т.е. создать психологическую модель конечного продукта. Представление является основой проектировочных умений педагога. В обучении и воспитании невозможно заранее знать конечный результат, однако предви­деть тенденции развития человека, оптимальные условия и пу­ти его становления, возможные трудности поможет хорошо развитое представление.

В педагогике не может быть мелочей, поэтому, говоря о пе­дагогической технике, необходимо в равной степени серьезно подходить как к выработке общей стратегии педагогических действий учителя, так и к продумыванию отдельных деталей процесса, поскольку их недооценка может помешать реализа­ции цели воспитания.

Физическое напряжение. Регуляция своего физического со­стояния является одним из факторов педагогической деятель­ности. В состоянии физического напряжения педагог допускает множество ошибок, которые проявляются в невыразительности речи, нарушении ее темпа, скованности в движениях, жестах, мимике и т.п. Напряжение тормозит психическую деятель­ность, и действительно, в напряженном, скованном состоянии мы затрудняемся с принятием решения, плохо выражаем свои мысли, угловаты, плохо контролируем ситуацию («мышечный зажим»). Педагогу необходимо научиться управлять своим фи­зическим состоянием, снимать мышечное напряжение, тем са­мым добиваться мышечной свободы, т.е. того состояния, в ко­тором должен находиться педагог для решения педагогических задач.

Так как педагогическая деятельность связана с постоянным физическим и психическим напряжением, педагогу необходи­мо научиться расслабляться при помощи выполнения ряда упражнений и комплексов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.