Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники






ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической тех­ники. - Внешний вид педагога. - Культура и техника речи. - Техника педагогического общения. - Культура и техника движений педагога. -Психотехника.

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники

Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, при­косновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который про­текает по-разному, в зависимости от индивидуальности челове­ка и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как под­няться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагоги­ческая техника», которое напоминает педагогу о необходимо­сти беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мас­терства, так и непосредственно педагогической техники, вне­сли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и осо­бенностей поведения учителя, которые позволяют сформиро­вать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносто­ронне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностя­ми конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие • педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эф­фективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­не и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие ком­поненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:

1.Умение одеваться, следить за своей внешностью.

2.Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.

3.Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

4.Умение владеть жестами и мимикой.

5.Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психическо­го состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

6.Умение педагогического общения (см. рис.6).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.