Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура и техника движений педагога
Речь педагога, не подкрепленная соответствующим выражением лица, движениями рук, тела значительно обедняется в плане воздействия на ребенка. Однако и суетливый, чрезмерно жестикулирующий или, наоборот, скованный, не умеющий выразить адекватные эмоции, переживания, чувства педагог также испытывает большие трудности в общении с детьми. Поэтому считаем необходимым подробнее остановиться на рассмотрении таких невербальных средств общения, как жесты, мимика и пантомимика. Жест - это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соотвествовали конкретной педагогической ситуации. Выделяют три группы жестов: механические, описательные и психологические. Механические жесты - наиболее распространены и называются так благодаря своему характеру. Например, при приветствии или прощании мы делаем определенные жесты: взмах, подача и пожатие руки собеседника. Используются эти жесты для разнообразия процесса общения. Опис а телъные жесты используются, с одной стороны, для привлечения внимания к изучаемому объекту путем указания на КОГО, с другой - как жестикуляция, дополняющая устное высказывание. Психологические жесты - являются способом внешнего выражения чувств человека. Они не всегда совпадают со сказанными словами и скорее «говорят» о подтексте сказанного. Например, мы говорим об отсутствии волнения, о том, что спокойні, а при этом, теребим ухо, пуговицу, подбородок и т.п. Эти действия свидетельствуют о нашем волнении. Следует помнить, что чрезмерная жестикуляция отвлекает от главного и может быть смешной. Нехорошее впечатление оставляет бесконтрольное размахивание руками. Внутреннее состояние педагога отражается в различных произвольных и непроизвольных движениях и подчиняется контролю сознания. Необходимо воспитывать в себе умение сдерживать внешние проявления и не показывать истинные переживания, особенно в экстремальных условиях. Например, на соревнованиях суета в движениях, нервозность, выражение отрицательных эмоций нервирует спортсмена, поэтому тренеру необходимо учиться скрывать свое душевное состояние. Обычно первый жест усиливает мысль и играет основную роль в жестикуляции. Поэтому жесты необходимо заранее продумывать, отрабатывать, добиваться их соответствия смыслу сказанного, помня о том, что они являются способами усиления речевой деятельности, выражения особенностей подтекста. Например, вы предлагаете ученику выполнить упражнение, он допускает неточности, а в это время несколько ребят стремятся исправить его действия. Вы жестом предлагаете помочь однокласснику. Или же, если вы заметили, что ребенку во время объяснения необходимо выйти из класса, то вы можете, без употребления слов, одним лишь жестом разрешить ему сделать это. Мимика - это средство передачи своих чувств, эмоций, отношения к чему-либо при помощи мышц лица. Чтобы мимика не стала кривлянием, она должна соответствовать психическому состоянию учителя. Какие же чувства педагог может передать при помощи мимики? Это огорчение, гнев, радость, смущение, удивление, презрение, заинтересованность. В отличие от жестов, которые могут быть традиционными в определенной ситуации, мимика сугубо индивидуальна и зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей педагога, а также обстоятельств общения и учащихся. Выражение лица и взгляд иногда гораздо сильнее влияют на учащихся, чем слово. Большие возможности открывает использование улыбки, которая и одобряет, и поднимает настроение. Очень выразительны брови: выражение удивления -брови подняты, неудовольствия - брови сдвинуты и пр. Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педагог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»). Поскольку дети «читают» по лицу учителя, в каком он состоянии, не следует демонстрировать свое плохое настроение, негативные чувства и эмоции. Педагогу необходимо учиться визуальному контакту. Он устанавливается тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза, выражая, тем самым, заинтересованность партнером или предметом разговора. В глаза собеседнику мы смотрим в течение 5-7 сек, а в целом, в ходе беседы смотрим на партнера 35-50% времени (И.А.Зязюн). Остальное время собеседники глядят в стороны. Чаще смотрим в глаза, когда слушаем, а не говорим потому, что хотим увидеть реакцию собеседника. Продолжительный взгляд обычно свидетельствует о подтверждении сказанного. Если же речь идет о сугубо личных делах, то взгляд уходит в сторону, и слушатель не смотрит на того, кто говорит. Визуальный контакт играет значительную роль в установлении эмоционального контакта с детьми. Открытости доброжелательность, приветливость взгляда иногда сделают больше, чем слова. Ведь когда мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, мы всегда стремимся видеть его глаза. К сожалению, как отмечают психологи, чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда отчитываем или порицаем его за что-то. Это может спровоцировать появление у ребенка тревожности, неуверенности в себе. Поэтому надо помнить, что контакт глаз должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы дети почувствовали нашу любовь, доброжелательность, стремление к сотрудничеству. Дети очень нуждаются в подбадривающем взгляде. учителю не следует обращаться к стенам, окнам, потолку. В его поле зрения должен быть весь класс, и каждый ученик в отдельности. Следует отметить и важность умения учителя владеть своим телом, т.е. пантомимику. В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть: 1. Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся. 2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание. 3. Учителю физкультуры (тренеру) не следует садиться или ложиться на пол при показе физических упражнений, а использовать для этого одного из учащихся. 4. Учителю нет необходимости стоять на протяжении всего урока и если позволяют обстоятельства - можно сесть. 5. Оканчивая урок, учитель находится в центре, своим видом как бы демонстрируя завершенность процесса. 6. Если нет никаких дел, то учителю следует первым выходить из класса. 7. Походка учителя должна быть ровной, уверенной, мягкой. 8. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за Говоря о технике движений, следует обратить внимание на дистанцию общения, т.е. расстояние между теми, кто общается. Дистанция до 45 см носит интимный характер, от 45 см до 1 м 20 см - персональный, от 1 м 20 см до 4 м - социальный, 4-7 м -публичный. Если же дистанция увеличивается, то нет возможности наблюдать мимику и жесты преподавателя, что создает трудности в общении. Смена дистанции - прием привлечения внимания. В процессе общения имеет значение и месторасположение собеседников. Если собеседники - соперники, то и располагаются они напротив друг друга, если друзья - рядом. Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистанцию. Все это создает эффект доверия. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону. Шаг вперед усиливает значение сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории, а отступая назад, мы как бы даем возможность передохнуть (И.А.Зязюн). Это лишь некоторые средства невербальной коммуникации, задача которых - сделать общение более продуктивным.
|