Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура и техника движений педагога






 

Речь педагога, не подкрепленная соответствующим выра­жением лица, движениями рук, тела значительно обедняется в плане воздействия на ребенка. Однако и суетливый, чрезмерно жестикулирующий или, наоборот, скованный, не умеющий выразить адекватные эмоции, переживания, чувства педагог также испытывает большие трудности в общении с детьми. По­этому считаем необходимым подробнее остановиться на рас­смотрении таких невербальных средств общения, как жесты, мимика и пантомимика.

Жест - это движение рук, сопровождающее речь педагога усиливающее ее выразительность, а иногда и заменяющее ее. В жестах проявляется психическое состояние человека, а при необходимости иногда скрываются истинные чувства. При овладении жестикуляцией необходимо заботиться о том, чтобы жесты были естественными, уместными, сдержанными, т.е. соотвествовали конкретной педагогической ситуации.

Выделяют три группы жестов: механические, описательные и психологические.

Механические жесты - наиболее распространены и называются так благодаря своему характеру. На­пример, при приветствии или прощании мы делаем определенные жесты: взмах, подача и пожатие руки собеседника. Ис­пользуются эти жесты для разнообразия процесса общения.

Опис а телъные жесты используются, с одной стороны, для при­влечения внимания к изучаемому объекту путем указания на КОГО, с другой - как жестикуляция, дополняющая устное высказывание.

Психологические жесты - являются способом внешнего выражения чувств человека. Они не всегда совпадают со сказанными словами и скорее «говорят» о подтексте сказанного. Например, мы говорим об отсутствии волнения, о том, что спокойні, а при этом, теребим ухо, пуговицу, подбородок и т.п. Эти действия свидетельствуют о нашем волнении.

Следует помнить, что чрезмерная жестикуляция отвлекает от главного и может быть смешной. Нехорошее впечатление оставляет бесконтрольное размахивание руками. Внутреннее состояние педагога отражается в различных произвольных и не­произвольных движениях и подчиняется контролю сознания. Необходимо воспитывать в себе умение сдерживать внешние проявления и не показывать истинные переживания, особенно в экстремальных условиях. Например, на соревнованиях суета в движениях, нервозность, выражение отрицательных эмоций нервирует спортсмена, поэтому трене­ру необходимо учиться скрывать свое душевное состояние.

Обычно первый жест усиливает мысль и играет основную роль в жестикуляции. Поэтому жесты необходимо заранее продумывать, отрабатывать, добиваться их соответствия смыслу сказанного, помня о том, что они являются способами усиления речевой деятельности, выражения особенностей подтекста. Например, вы предлагаете ученику выполнить упражнение, он допускает неточности, а в это время несколько ребят стремятся исправить его действия. Вы жестом предлагаете помочь одно­класснику. Или же, если вы заметили, что ребенку во время объяснения необходимо выйти из класса, то вы можете, без употребления слов, одним лишь жестом разрешить ему сделать это.

Мимика - это средство передачи своих чувств, эмоций, от­ношения к чему-либо при помощи мышц лица. Чтобы мимика не стала кривлянием, она должна соответствовать психическо­му состоянию учителя. Какие же чувства педагог может пере­дать при помощи мимики? Это огорчение, гнев, радость, сму­щение, удивление, презрение, заинтересованность. В отличие от жестов, которые могут быть традиционными в определен­ной ситуации, мимика сугубо индивидуальна и зависит, преж­де всего, от индивидуальных особенностей педагога, а также обстоятельств общения и учащихся.

Выражение лица и взгляд иногда гораздо сильнее влияют на учащихся, чем слово. Большие возможности открывает ис­пользование улыбки, которая и одобряет, и поднимает на­строение. Очень выразительны брови: выражение удивления -брови подняты, неудовольствия - брови сдвинуты и пр. Но не меньшую смысловую нагрузку несут глаза. В связи с этим, педа­гог должен уметь пользоваться выразительным взглядом, избе­гать чрезмерной подвижности мышц лица и глаз («бегающие глаза») и, наоборот, статичности («каменное лицо»). Поскольку дети «читают» по лицу учителя, в каком он состоянии, не сле­дует демонстрировать свое плохое настроение, негативные чув­ства и эмоции.

Педагогу необходимо учиться визуальному контакту. Он ус­танавливается тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза, выражая, тем самым, заинтересованность партнером или предметом разговора. В глаза собеседнику мы смотрим в тече­ние 5-7 сек, а в целом, в ходе беседы смотрим на партнера 35-50% времени (И.А.Зязюн). Остальное время собеседники глядят в стороны. Чаще смотрим в глаза, когда слушаем, а не говорим потому, что хотим увидеть реакцию собеседника. Продолжи­тельный взгляд обычно свидетельствует о подтверждении сказанного. Если же речь идет о сугубо личных делах, то взгляд уходит в сторону, и слушатель не смотрит на того, кто говорит.

Визуальный контакт играет значительную роль в установлении эмоционального контакта с детьми. Открытости добро­желательность, приветливость взгляда иногда сделают больше, чем слова. Ведь когда мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, мы всегда стремимся видеть его глаза. К сожалению, как отмечают психологи, чаще всего мы смотрим в глаза ребенку, когда отчитываем или порицаем его за что-то. Это может спровоцировать появление у ребенка тревожности, неуверенности в себе. Поэтому надо помнить, что контакт глаз должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы дети почув­ствовали нашу любовь, доброжелательность, стремление к со­трудничеству. Дети очень нуждаются в подбадривающем взгляде. учителю не следует обращаться к стенам, окнам, по­толку. В его поле зрения должен быть весь класс, и каждый ученик в отдельности.

Следует отметить и важность умения учителя владеть сво­им телом, т.е. пантомимику. В связи с этим, можно выделить такие требования к походке, умению стоять и сидеть:

1. Во время урока выбирать такое место, откуда хорошо видно и слышно всех учащихся.

2. Новую информацию необходимо давать стоя, чтобы видеть всех учащихся, мобилизовать их внимание.

3. Учителю физкультуры (тренеру) не следует садиться или ложиться на пол при показе физических упражне­ний, а использовать для этого одного из учащихся.

4. Учителю нет необходимости стоять на протяжении все­го урока и если позволяют обстоятельства - можно сесть.

5. Оканчивая урок, учитель находится в центре, своим ви­дом как бы демонстрируя завершенность процесса.

6. Если нет никаких дел, то учителю следует первым вы­ходить из класса.

7. Походка учителя должна быть ровной, уверенной, мяг­кой.

8. Не следует сидеть на краю стула, перекидывать ногу за
. ногу. Прежде чем сесть, необходимо проверить стул.9. Следить за собой не только в пределах школы, а и вне ее.

Говоря о технике движений, следует обратить внимание на дистанцию общения, т.е. расстояние между теми, кто общается. Дистанция до 45 см носит интимный характер, от 45 см до 1 м 20 см - персональный, от 1 м 20 см до 4 м - социальный, 4-7 м -публичный. Если же дистанция увеличивается, то нет возмож­ности наблюдать мимику и жесты преподавателя, что создает трудности в общении. Смена дистанции - прием привлечения внимания.

В процессе общения имеет значение и месторасположение собеседников. Если собеседники - соперники, то и располага­ются они напротив друг друга, если друзья - рядом.

Для активизации общения следует принять открытую позу: не скрещивать руки, стоять лицом к классу, уменьшать дистан­цию. Все это создает эффект доверия. Рекомендуется ходить по классу вперед и назад, а не из стороны в сторону. Шаг вперед усиливает значение сообщения, помогает сосредоточить вни­мание аудитории, а отступая назад, мы как бы даем возмож­ность передохнуть (И.А.Зязюн).

Это лишь некоторые средства невербальной коммуника­ции, задача которых - сделать общение более продуктивным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.