Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техника педагогического общения
Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отмечалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознакомившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недоверием смотрим на " плохих" детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать. Для эффективного общения педагогу необходимы коммуникативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой, при выполнении ряда упражнений и руководстве практическими советами по организации педагогического общения: 1. Умение вести беседу означает, прежде всего, уважение к собеседнику. Задавайте ему вопросы, на которые, вы знаете, что он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу другого человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, говорите о том, в чем мнения совпадают. Чем больше в начале беседы положительных ответов, тем вероятнее ее положительный исход. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, что он не прав, особенно в начале беседы. Главное внимание уделяйте существу аргументов и краткости их изложения. Педагогическое общение не терпит многословности, суетности и пустозвонства. Всегда старайтесь быть хорошим и внимательным слушателем. Внимание - лучший комплимент. Дайте понять собеседнику, что в чем-то он превосходит вас. Если даже вы умнее собеседника, не показывайте ему этого. 2. Не надоедайте собеседнику длинными и трудно прерываемыми монологами. Один из великих ораторов в истории человечества Марк Туллий Цицерон говорил, что не стоит завладевать разговором как своей вотчиной, из которой можешь выжить другого. Умейте слушать собеседника. Надо выслушать до конца, если даже ученик, на ваш взгляд, говорит неверно и у вас мало времени. Это показатель вашего внимания к личности. 3. Организуя общение с учащимися, ориентируйте свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся. Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказываний, их сочетание с учетом его индивидуально-типологических особенностей, позиции в классе, системы межличностных отношений с одноклассниками. 4. Чаще улыбайтесь собеседнику. Улыбка говорит о том, что собеседник вам приятен,, создает общий благоприятный настрой, располагает к вам собеседника. 5. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зрения собеседника. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес. Если хотите завоевать симпатию собеседника, чаще называйте его по имени. Для человека нет ничего более приятного, чем услышать свое имя. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы делали для вас. 6. Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении. Надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо. 7.Одобрение, душевное слово - наиболее эффективное средство мобилизации усилий человека, поддержания его творческого настроения. Используя их, старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждайте в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевленным похвалой, человек выполнит порученное задание гораздо лучше. 8. Недоразумения нельзя устранить спором. Это можно сделать лишь с помощью такта, стремления к примирению, искреннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость, грубость и гнев. «Невежливые и грубые высказывания закрывают перед их авторами многое: реже - двери комнат, чаще - человеческие сердца» (А.М.Горький). Заслужив авторитет и расположение людей знаниями, способностями и талантом, можно в одночасье потерять это из-за несоблюдения элементарной тактичности. Несогласие никогда не должно порождать неуважительности. Общаясь с коллегами, не подменяйте авторитет личности авторитетом должности. Опровергая мнение собеседника, следите за тем, чтобы не обидеть его самого, т.к. обидеть просто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцинов). В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим поведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте мягкие слова для твердых аргументов. Не повышайте голоса. Можно вспоре победить, но испортить личностные отношения. Заметив, что ваш собеседник горячится, и начали горячиться вы сами, прекратите спор. Помните: то, что не удается доказать в спокойном тоне, не доказать и криком. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам. Однако не бойтесь спорить, ведите активную жизнь, но держитесь при этом достойно и ведите себя тактично. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а и укрепляли доброжелательные отношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умейте правильно делать замечания, правильно воспринимайте критику сами - это признак воспитанного педагога. 10. При возникновении затруднений в общении с детьми, особенно неконтактными, стремитесь, чтобы ваше обращение к конкретному ученику начиналось с вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Это стимулирует развитие общения. Не допускайте пауз, «провалов», не отвлекайтесь. От этого теряется нить живого взаимодействия. Помните: общение должно быть постоянным и непрерывным. 11. Избегайте штампов в общении с детьми во всех их проявлениях: в общей манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании запланированной схеме без учета реальной обстановки, в «психологической закрытости» самого учителя. 12. Старайтесь преодолевать негативные установки по отношению к некоторым школьникам, избегайте стереотипных отношений.
|