Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника педагогического общения






Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отме­чалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознако­мившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недовери­ем смотрим на " плохих" детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.

Для эффективного общения педагогу необходимы комму­никативные умения, которые формируются в ходе постоянной работы над собой, при выполнении ряда упражнений и руко­водстве практическими советами по организации педагогиче­ского общения:

1. Умение вести беседу означает, прежде всего, уважение к со­беседнику. Задавайте ему вопросы, на которые, вы знаете, что он с удовольствием ответит. Чтобы найти путь к сердцу друго­го человека, говорите с ним о том, что для него дорого, что он больше всего ценит. Не начинайте разговор с тех вопросов, по которым ваши мнения расходятся, говорите о том, в чем мне­ния совпадают. Чем больше в начале беседы положительных ответов, тем вероятнее ее положительный исход. Без крайней необходимости не говорите собеседнику прямо, что он не прав, особенно в начале беседы. Главное внимание уделяйте существу аргументов и краткости их изложения. Педагогиче­ское общение не терпит многословности, суетности и пусто­звонства. Всегда старайтесь быть хорошим и внимательным слушателем. Внимание - лучший комплимент. Дайте понять собеседнику, что в чем-то он превосходит вас. Если даже вы умнее собеседника, не показывайте ему этого.

2. Не надоедайте собеседнику длинными и трудно преры­ваемыми монологами. Один из великих ораторов в истории человечества Марк Туллий Цицерон говорил, что не стоит за­владевать разговором как своей вотчиной, из которой можешь выжить другого. Умейте слушать собеседника. Надо выслу­шать до конца, если даже ученик, на ваш взгляд, говорит не­верно и у вас мало времени. Это показатель вашего внимания к личности.

3. Организуя общение с учащимися, ориентируйте свою речь на конкретного ребенка или группу учащихся. Обращаясь к ребенку, подбирайте темп речи, последовательность высказы­ваний, их сочетание с учетом его индивидуально-типологических особенностей, позиции в классе, системы межличностных отношений с одноклассниками.

4. Чаще улыбайтесь собеседнику. Улыбка говорит о том, что собеседник вам приятен,, создает общий благоприятный на­строй, располагает к вам собеседника.

5. Секрет успеха в достижении хороших взаимоотношений с людьми состоит в умении рассматривать вопрос с точки зре­ния собеседника. Чтобы нравиться людям, нужно проявлять к ним искренний интерес. Если хотите завоевать симпатию со­беседника, чаще называйте его по имени. Для человека нет ничего более приятного, чем услышать свое имя. Делайте для других то, что вам хотелось бы, чтобы делали для вас.

6. Учитель должен уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении. Надо иметь мужество пе­ресмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо.

7.Одобрение, душевное слово - наиболее эффективное сред­ство мобилизации усилий человека, поддержания его творче­ского настроения. Используя их, старайтесь развивать в людях энтузиазм, возбуждайте в человеке все то хорошее, что в нем заложено. Будучи воодушевленным похвалой, человек выпол­нит порученное задание гораздо лучше.

8. Недоразумения нельзя устранить спором. Это можно сде­лать лишь с помощью такта, стремления к примирению, ис­креннего желания понять точку зрения другого. Доброта, дружеский подход, признательность могут скорее заставить людей изменить свое мнение, чем резкость, грубость и гнев. «Невежливые и грубые высказывания закрывают перед их ав­торами многое: реже - двери комнат, чаще - человеческие сердца» (А.М.Горький). Заслужив авторитет и расположение людей знаниями, способностями и талантом, можно в одноча­сье потерять это из-за несоблюдения элементарной тактично­сти. Несогласие никогда не должно порождать неуважитель­ности. Общаясь с коллегами, не подменяйте авторитет лично­сти авторитетом должности. Опровергая мнение собеседника, следите за тем, чтобы не обидеть его самого, т.к. обидеть про­сто, извиниться труднее, получить искреннее прощение еще труднее (А.В.Барабанщиков, С.С.Муцинов).

В споре не забывайте о самоконтроле, следите за своим по­ведением, манерами, жестами, мимикой, выбирайте мягкие слова для твердых аргументов. Не повышайте голоса. Можно вспоре победить, но испортить личностные отношения. Заме­тив, что ваш собеседник горячится, и начали горячиться вы сами, прекратите спор. Помните: то, что не удается доказать в спокойном тоне, не доказать и криком. Никогда не следует принимать решения в возбужденном состоянии, это может привести к трудно поправимым ошибкам. Однако не бойтесь спорить, ведите активную жизнь, но держитесь при этом достойно и ведите себя тактично. Важно, чтобы дискуссии не только не ломали, а и укрепляли доброжелательные отношения, чтобы споры оставались товарищескими. Умейте правильно делать замечания, правильно воспринимайте критику сами - это признак воспитанного педагога.

10. При возникновении затруднений в общении с детьми, осо­бенно неконтактными, стремитесь, чтобы ваше обращение к конкретному ученику начиналось с вопросов «почему?», «как?», «для чего?». Это стимулирует развитие общения. Не допускайте пауз, «провалов», не отвлекайтесь. От этого теряет­ся нить живого взаимодействия. Помните: общение должно быть постоянным и непрерывным.

11. Избегайте штампов в общении с детьми во всех их прояв­лениях: в общей манере вести себя, в стереотипных реакциях на поведение учащихся, в механическом следовании заплани­рованной схеме без учета реальной обстановки, в «психологи­ческой закрытости» самого учителя.

12. Старайтесь преодолевать негативные установки по отно­шению к некоторым школьникам, избегайте стереотипных отношений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.